бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях бесплатно рефераты

- женский (мужской) организм;

- женские (мужские) болезни;

- опасные привычки;

* первая помощь при несчастных случаях:

- бытовые ожоги;

- травмы и ушибы;

- бытовые отравления;

- валеология для самых маленьких "Сказки о здоровом образе жизни".

3. Социально-психологический блок "Семейные отношения"

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.
ДЕЙСТВИЯ:

- построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

- психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

- курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);

- "семейный клуб" (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);

- беседа семейного консультанта "Азбука семейных отношений";

- ток-шоу "Моя семья";

- выступление агитбригады "Чья очередь мыть посуду?";

- литературно-музыкальная композиция "Поговорим о любви".

4. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети"

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.

ДЕЙСТВИЯ:

- психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

- лекции для родителей "Я и мой ребенок - поиск взаимоотношений":

- семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;

Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка;

- посиделки для мам "Как я ожидала своего ребенка";

- творческая выставка семейных работ: "Яблони и яблочки";

- конкурсная программа "Дочки-матери".

5. Социально-трудовой блок "Мы и наша работа"

ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.

ДЕЙСТВИЯ:

- экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий";

- викторина для младших школьников "Люди труда";

- библиотечная выставка "Кем быть?";

- круглый стол "Как добиться успеха?".

6. Социально-бытовой блок "Мы и наш дом"

ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.

ДЕЙСТВИЯ:

- клуб "Домашняя академия ведения хозяйства " (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);

- конкурсная программа для девочек "Хозяюшка";

- мастерская "Вторая жизнь вещей";

- выставка комнатных цветков "То, что дарит нам радость";

- кулинарные этюды "Вкусные истории";

- беседа с экологом "Экология жилища".

7. Социально-досуговый блок "Мы и наше свободное время"

ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.

ДЕЙСТВИЯ:

- работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "В вихре танца", "Вокальный", "Спортивный";

- музыкально-развлекательная программа "Таланты и поклонники ";

- конкурсная программа "Семейный праздник";

- музыкальный круглый стол "Застолье";

- беседа "Бытовые обрядовые праздники";

- ночное шоу "Для тех, кто не спит".

Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение. Представим его в виде таблицы 2.

Таблица 2 - Кадрово-материальное обеспечение программы

Блоки

Блоки

Ответственный

Ответственный

Необходимые средства

Социально-трудовой

Социально-правовой

Необходимые средства

Специалист по социальной работе

Инструктор по трудотерапии, воспитатели

Комната социально-бытовой ориентации, библиотека

Соответствующие помещения, библиотека

Социально-медицинский

Социально-бытовой

Медицинский персонал

Педагог дополнительного образования

Медицинские помещения

Соответствующие помещения, столовая

Социально-психологический

Социально-досуговый

Психолог- консультант

Педагог организатор

Программное обеспечение, соответствующие помещения, компьютер, видео- и аудиоаппаратура

Видео- и аудиоаппаратура, актовый зал, спортивная площадка, материал для творчества.

Социально-педагогический

Педагог-воспитатель

Библиотека, игровая, природный материал.

При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье" необходимо достичь следующих результатов:

1) оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;

2) повысить уровень социальной защищенности неполных семей;
3.снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;

3) актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;

4) присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;

5) улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;

6) овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;

7) повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;

8) проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

В неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.

Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи.

Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать - отец - ребенок.

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Проблема неполной семьи в том, что в не ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя - либо только карающий, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения.

Изучение индивидуально - психологические особенности подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях заключается в следующем допущении: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка.

Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.

В нашем экспериментальном исследовании была поставлена гипотеза о том, что подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась.

Также результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.

После проведения экспериментального исследования, нами была составлена и апробирована коррекционная программа по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях, где особое место в коррекционной работе было уделено формированию круга интересов ребенка раннего юношеского возраста также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени - «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.

Таким образом, анализирую свою работу можно сказать, что подростковый возраст - это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этот период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми становятся менее эмоциональными, чем раньше.

Трудность подросткового возраста состоит в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (перевод с англ. А.А.Влеева, Р.А. Валеевой) / А. Адлер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 448с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 208с.

4. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, Н.Н.Бессонова - М.: Академия, 2006. - 192с.

5. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н.Алмазов. - М.: Дата Сквер, 2009. -248с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

7. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.

8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 2000.

9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. Ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: МПА, 1995.

10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович, Л.М.Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 551с.

11. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

13. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский, Л.М. Семенюк / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

14. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.

15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. - 272с.

16. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - 2001. - № 11. - С. 108-118.

17. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняется по разному / Т.В.Драгунова, Л.М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

18. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.

19. Запорожец Л.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Л.В. Запорожец, Л.М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

20. Зарецкая Н.Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход // Семейная психология и семейная психотерапия. -2006. -№1. - С.62-68.

21. Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. - СПб.: Питер, 2008. - 608с.

22. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1964. - Т. 2.

23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 324с.

24. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1997.

25. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 2008.

26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240с.

27. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 416 с.

28. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С.Кратохвил. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 285с.

29. Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. - М.: Эксмо, 2003.

30. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

31. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 88- 95.

32. Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков. - М.: МГУ, 2003.

33. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 312 с.

34. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М.: Просвещение, 2005. - 258с.

35. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. изд. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.

36. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

37. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М., 2005. - 360 с.

38. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2005.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 248с.

40. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И.Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2006. - 360с.

41. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Академия, 2007.

42. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: МОДЕК Инс-т практической психологии, 2004. - 354с.

43. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей. - СПб.: Речь, 2002. - 640с.

44. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:МОДЕК Инс-т практической психологии, 2001. - 352с.

45. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агенство,1997. - 526 с.

46. Райгородский Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - 752с.

47. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 255с.

48. Роббер М.А., Тильман Ф. Психология в школе / Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т.В. Кусатова. - М.: Междунар. педагогич. академия, 2003.

49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.- 144с.

50. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злоткин. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

51. Семенюк Л.Д. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.Д. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

52. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 196с.

53. Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение. - СПб.: Ривьера, 1993.

54. Смирнова Е.О. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2006. - № 1. С. 100-109.

55. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416с.

56. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А.С.Спиваковская. - М.: Педагогика, 1986. - 160с.

57. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. - 704с.

58. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А.Сысенко. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 345с.

59. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

60. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д.Фримен. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.

61. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. - 134 с.

62. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 345с.

63. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б.Шнейдер. -М.: 2000. -512 с.

64. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/Пер. с англ. В.Абабкова, В.Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. - 624 с.

65. Эльконин Э. Г. Детство и общество / Э.Г.Эльконин. - СПб.: изд. Ленато, 1996. - 300с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7