бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Имидж как социально-психологический феномен бесплатно рефераты

Имидж как социально-психологический феномен

Содержание

Введение

1. Понятие «имидж», его виды

1.1. Понятие «имидж», его содержание

1.2. Виды имиджа

2. Понятие «имиджформирующая информация», формирование имиджа человека

2.1 Виды имиджформирующей информации

2.2 Каналы имиджформирующей информации, стратегии формирования имиджа

2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджа человека

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал одной из основных психологических категорий паблик рилейшенз - связей с общественностью, прочно вошел с общественную и политическую жизнь.

Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблематике имиджа.

Целью моей курсовой работы является изучение имиджа как социально-психологического феномена.

В первой главе я ставлю своей задачей изучить само понятие «имидж» и его виды. Разбирая во второй главе такое понятие как «имиджформирующая информация», я рассмотрела ее виды, каналы, а также принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека.

1. Понятие «имидж», его виды

1.1 Понятие «имидж», его содержание

Дословный перевод слова «имидж» - «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация. Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемой проблеме.

Так, справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ» (Современный словарь иностранных слов, 1997, с. 229); как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологический словарь, 1990, с. 134); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» (Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56); как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» (The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711). При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе - приписывает его массовому сознанию, третье - связывает лишь с человеком, четвертое - подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

Различные исследователи имиджа дают также достаточно различные его определения.

Известный исследователь имиджа Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [12, с. 9].

Другой исследователь понятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет [15, с. 27].

Имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение имиджа - «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [8]. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек играет или собирается играть в данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в психологии делового общения (Г. В. Бороздина). Под стратегической моделью поведения понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо» [5, с. 245]. Использование стратегических моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективность процесса общения зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей, черт характера, установок человека и т. п.

Указанные авторы выделяют следующие составные части имиджа: внешность, личность, манера общения [8].

Орлова Е. А. утверждает, что «имидж - это социальный образ, стремящийся к идеалу» [10, с. 20]. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом. Кроме того, автор уточняет, что имидж - сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение может становиться все более адекватным отраженному объекту. Психологически этот процесс сходен с построением образа. Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

- сенсорно-перцептивном - базовом (стереотипно-физиологический);

- представлений образного отражения;

- вербально-логического мышления - понятийном (рациональное познание).

Апраксина М. В. характеризует имидж как «непосредственное или преднамеренное создание визуально-аудиального впечатления о личности или социальной структуре» [3, с. 24]. Имидж посредством впечатления позволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываются через визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознания в процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, что он располагается в низших этажах человеческой психики - в подсознании или в обыденном сознании. Этим объясняется необычайная доступность имиджа для восприятия.

Другой исследователь Маркина В. М. [9] подчеркивает, что стержневым в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.

Нами были перечислены определения имиджа, данные разными исследователями этого феномена. Их можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какой подход к трактовке имиджа принят учеными.

Первый подход связан с рассмотрением имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности». С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все времена. Так, имидж отражался в прозвищах, например, Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и пр.

Сторонники второго подхода утверждают, что «имидж» как термин возник в начале XX века в связи с развитием средств массовой информации, в частности телевидения, поскольку оно потребовало сознательного конструирования того, что нужно публике. За многими «громкими именами» стоят вполне конкретные «создатели». Они создают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуют его лексикон и пр.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью.

2. Понятие «имидж» понимается разными авторами по-разному, однако трактовка, при любом варианте, отлична от понимания традиционной для психологии категории «образ» и относит имидж к области общественного сознания.

Можно выделить ряд характеристик имиджа:

- имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в личностной самореализации, которая лишь отчасти удовлетворяется имиджами;

- классификация и отбор реальных имиджей идет по следующим,как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

- имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;

- метасистема имиджей равноправна и относительно автономна вжизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;

- формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным законам; развитие миметических начал сознания;

- непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже, таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;

- конкретными психическими механизмами начала строительстваимиджа является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе.

Имидж, таким образом, выражает фундаментальный принцип «экономии духовных психических сил» через попытку распространения стереотипов выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:

- психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические комплексы в систему социально оправданных действий;

- социального тренинга. В одном из своих измерений имиджпредставляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она возникает из интуитивных или осознанных представлений людей о неизбежности и желательности выполнения ролей в конкретных группах;

- социально-символьного опознавания (идентификации). Имиджвсегда содержит сложные и трудно выполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;

- иллюзорно-компенсаторная. По известной мысли Л. Фестингера,один из законов психики - постоянно воспроизводящийся дисбаланс разных подсистем и блоков. Такой дисбаланс провоцирует негации, дистрессы, и один из методов борьбы с ними - выработка иллюзий, тщательно скрываемых, часто поразительно наивных, идеальных картин [19].

В целом отметим, что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировка характеристик и функций этого феномена.

1.2 Виды имиджа

В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

- функциональный;

- контекстный;

- сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

- зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

- текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

- желаемый (то, к чему мы стремимся);

- корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

- множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

- отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности - имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи [16].

Идеальный имидж - это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж - это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

- внешняя (поведенческая) направленность личности;

- внутренняя ориентация личности;

- иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности - это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие - эмоциональным, третьи - волевым качествам.

Иерархия временных «Я» личности - это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж - это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой - человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

Страницы: 1, 2, 3