бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков бесплатно рефераты

3.4. Сравнительный анализ результатов исследования.

В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)

Результаты методики «Социометрии» (Р.С. Немова) получились следующими: среди 21 испытуемых предпочитаемых учащихся стало 11 человек. особенно это заметно в отношении мальчиков. Если раньше они были выбираемыми двумя или тремя одноклассниками, то теперь их выбирают большее количество одноклассников. Например, мальчик Юра К. и Лёша С. отличились своими способностями, показали не только плохие, но и хорошие стороны в своём характере, поэтому их в желаемый класс стали выбирать не только мальчики, но и девочки, чего нельзя было сказать ранее.

Количество непринятых уменьшилось с 15 до 10 (см. рис.3)

Рис. 3. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.

Таким образом, в классе больше половины учащихся являются принятыми, а процент непринятых находится на низком уровне.

Полученные результаты «Теста оценки коммуникативных умений» (А.А. Карелина) свидетельствуют о том, что из испытуемых 5 человек являются хорошими сверстниками, т.е. обладают коммуникативными умениями: умеют выслушать и понять собеседника, дать оценку передаваемому повествованию и в необходимой ситуации дать совет.

Девяти человекам из 21 присущи некоторые недостатки, т.е. им нужно немного поработать над собой. Задуматься о каких-либо отрицательных качествах, которые мешают общению с другими людьми.

И 6 человек являются плохими собеседниками. Они абсолютно не умеют слушать другого человека, но требуют. чтобы их выслушивали. Считают себя общительными, понимающими и довольно компетентными в этой области. Результаты представлены в диаграмме (см. рис 3).

Рис.3. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.

Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что игротерапия действительно является средством развития межличностных отношений у старших подростков, если социальный педагог будет создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать и вербализовывать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Рис. 5. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.

Рис. 6. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.

Список литературы:

Клее М. Психология подростка [Текст]. - М.:Педагогика, 1991.-Пер.изд.:Бельгия,1986. - 176 с.

Волков Б.С. Психология подростка [Текст]. - М.: Педагогическое общество России. 2002. - 160 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / Под.ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

Основы коррекционной педагогики [Текст] / сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева: Под.ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]. В 3 кн. - Кн.2: Психология образования. - М.: Просвещение. 1997. - 608 с.

Мир детства: Подросток [Текст] / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1982. - 432 с.

Крутецкий В.А., Лукин Н.С. - Психология подростка [Текст]. - М.: Издательство «Просвещение», 1965. - 316с.

Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия - [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 816 с.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

Мардахаев В.Н. Словарь по социальной педагогике [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

Соснин В.А. Социальная психология [текст]. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. - 336 с.

Социальная психология [Текст] / Сост. А.Н Сухов, В.Н. Казанцев и др.: Под.ред. А.Н. Сухова, А.А. Дернача. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 600 с.

Психология [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан: Под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]. В 3 кн. - Кн.3.: - М.: Просвещение.

Психологические тесты [Текст] / Под.ред. А.А. Карелиной: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т.2. - 248 с.

Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под. ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / Сост. Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова: Под.ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер. 2006. - 304 с.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

Шибутани Т. Социальная психология. [Текст]. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1999. - 544 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. [Текст]. М.: МИР, 1992. - 376 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений. [Текст] / Под.ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.

Приложение 1.

Методика 23. Социометрическая методика

Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания:

«Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы (класса). Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения».

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются.

Приложение 2.

Тест оценки коммуникативных умений.

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

Вариант 1.

Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком -- будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".

Варианты ситуаций

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.

7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Лю-5ое его высказывание завершается вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?"

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

70%-100% -- Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% -- Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% -- Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10% -- Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Приложение 3.

Коррекционная программа, направленная на коррекцию межличностных отношений у старших подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 30 г. Абакана.

Цель программы: коррекция межличностных отношений.

Задачи программы:

1. установление дружеской атмосферы среди подростков;

2. развитие коммуникативных навыков общения в подростковой среде;

3. создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности;

4. развитие навыков межгруппового взаимодействия;

5. раскрытие положительных качеств и черт подростков;

6. воспитание интереса к своим сверстникам;

7. развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям.

Этапы программы: 1этап (диагностический) - 2 занятия;

2 этап (установочный) - 1 занятие;

3 этап (коррекционный) -6 занятий;

4 этап (закрепляющий) - 1 занятие;

5 этап (контрольный) - 1 занятие.

Принципы программы:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

Принцип единства коррекции и диагностики;

Принцип приоритетности коррекции казуального типа;

Деятельностный принцип коррекции;

Принцип возрастно-психологических и индивидуально - возрастных особенностей клиента;

Принцип комплексности методов психологического воздействия;

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Методы:

ролевые;

игровые;

эмоционально-символические;

диагностические

Длительность одного занятии с учетом возрастных осбенностей подростков - 60 минут.

1 этап

1 занятие.

Цель: определение уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Проведение методики «Социометрия» Р.С. Немова.

2 занятие.

Цель: Определение уровня развития коммуникативных умений у старших подростков.

Проведение «Теста оценки коммуникативных умений» А.А. Карелиной.

2 этап

3 занятие.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общение.

- Здравствуй;

- Великолепная Валерия;

- Ежики;

- Одеяло;

- Займи место;

- Я змея;

- Молекулы;

- Дрозд;

- Кисочки.

3 этап.

Цель: коррекция межличностных отношений.

4 занятие.

Цель: научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

- Грузинский хор;

- Мы идем в поход;

- Оркестр;

- Чихание слона;

- Ипподром;

- Рыбка;

- Правда или ложь;

- Гром - ураган - землетрясение;

- Рассказ охотника;

- Три музыкальных слога.

5 занятие.

Цель: создание психологически защищенной ситуации для личностного самораскрытия участников игр.

- Трамвай в час пик;

- Ссора;

- Как привлечь внимание;

- Покажи кто;

- Сравнение с вещью;

- Отгадай вещь;

- Изобрази животное;

- Ожившие картины;

- Эмоциональное состояние;

- Визуализация вербальной фразы.

6 занятие.

Цель: знакомство с базовыми навыками общения.

- День рождение;

- Цветы;

- Тосты;

7 занятие.

Цель: обучение подростков навыкам коллективной самоорганизации.

- Следопыт.

8 занятие.

Цель: развитие чувства интуиции.

- Мафия.

9 занятие.

Цель: развитие у подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях.

- У дверей девушки;

- Чай в половине двенадцатого ночи;

- Треугольник;

- Богатая тетя;

- Беременность;

- Знакомство на лавочке;

- Согнать со стула;

- Заснуть на плече;

- Приставание к девушке в лифте.

4 этап.

Цель: закрепление у детей навыков межличностных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7