бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гуманные отношения в пренатальном развитии бесплатно рефераты

В 1989 г. Лорна Земке /Lorna Zemke/ разработала программу для супружеских пар, ожидающих ребенка. Ее курс "Музыка для нерожденного ребенка" предназначен для обоих родителей, с тем чтобы помочь им установить контакт со своим ребенком во время беременности. Цикл из шести уроков состоит из еженедельных занятий, проводимых в последние три месяца беременности. Занятия включают народные песни, колыбельные, некоторые движения, релаксацию и игру на инструментах.

Гинекологом Рене Ван де Карр /Rene Van de Carr/ совместно с д-ром Марком Лерером /Marc Lehler/ в 1983 г. была подготовлена программа пренатального обучения, которая заменила обучение в Пренатальном университете, созданном в 1979 г. Родители стимулировали плод и реагировали на движения своего нерожденного ребенка. Д-ром Ван де Карр было установлено, что при стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Таких младенцев, прошедших пренатальную стимуляцию, обычно характеризуют, как живых, обладающих повышенными адаптационными способностями, социально ориентированных, с опережающим физическим и речевым развитием.

Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. Пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность встречи с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Такой контакт способствует развитию форм общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности. Это основной и самый действенный принцип человеческих отношений, из которого развивается все остальное. В зависимости от тех эмоций, которые испытывала мать во время беременности, самыми ранними ощущениями плода в утробе матери и более поздними эмоциями, испытанными малышом в жизни, могут стать чувство плохого или хорошего, комфорта или дискомфорта, удовольствия или боли, ощущение того, желанный ты ребенок или нет. Потребность в любви с самого начала жизни человека неоспорима, и ее недостаток отражается на всех нас (в качестве одного из примеров этого можно назвать вспышки насилия, появляющиеся в разных странах мира). Основанная на любви привязанность устанавливается только в результате частых и регулярных контактов с младенцем.

Мишель Оден /Michel Odent/, французский гинеколог, считает, что у женщин существует глубокая потребность петь для своих детей, и что этому процессу мешают медицинские процедуры во время родов. На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых и спокойных ребятишек, способных быстр и легко адаптироваться в самых разных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.

В прошлом женщины во всем мире пели своим детям колыбельные, в последние годы эта традиция предана забвению. Колыбельные имеют большое значение не только из-за своей эмоциональной наполненности, но еще и потому, что в утробе матери ребенок получает первые уроки языка. Интонации родного языка передаются главным образом через пение, обладающее более широким частотным спектром, чем разговорный язык. Музыка и язык имеют ряд общих элементов: высоту тона, тембр, интенсивность и ритм, по этой причине музыка подготавливает ухо, тело и мозг к восприятию, обобщению и воспроизведению звуков языка. Поэтому музыку можно считать неким долингвистическим языком, который создает почву для обучения и стимулирует наше формирование в различных его аспектах. Важно, что в далекие времена речь представляла собой песню, и, следовательно, пение появилось раньше речи. Этот факт находит свое подтверждение в таких дисциплинах, как филология и музыковедение. Ребятишки, появившиеся на свет от глухих матерей, были лишены этих важных первых уроков по развитию языка. Следует заметить, что находящийся в матке младенец слышит голос матери с некоторыми искажениями, а другие доносящиеся извне голоса заглушены еще сильнее, особенно это касается звуков высокой частоты. Д-р Траби /Truby/ отмечал, что после шести меряцев плод двигается в соответствии с ритмом материнской речи. Плод начдрает изучать язык, находясь в матке. Он установил, что голосовая спектрограмма первого плача младенца в возрасте 28 недель уже соответствует интонациям, ритмам и другим речевым характеристикам матери /Уитвелл Ж., 2001/.

В России также существуют методы пренатального воспитания. Одним из них является "Сонатал" /1984/ - метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия, разработанный руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Михаилом Лазаревым. Метод "Сонатал" заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и визуализируя свои ощущения на рисунке.

Все мамы, пройдя этот метод, отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную, и даже управлять их развитием. Найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ. Полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Проведенные исследования позволяют выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление). Таким образом, дородовый период рассматривается как период, в котором с помощью специальных методов ("Сонатал") возникает импритинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями. Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными, позволяет выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импритинга /Лазарев М.Л., 1999/.

Научные исследования плода в течение последних десятилетий дали возможность составить более адекватное представление о жизни в утробе матери и развитии ребенка по сравнению с тем, которое существовало раньше. Обнаруженные факты свидетельствуют, что нерожденный младенец -слышащее, чувствующее и ощущающее существо. Этот младенец плачет, чувствует боль и внимательно прислушивается, находясь в матке. Исследования подтверждают, что в его развивающейся памяти фиксируются как приятные, так и неприятные события, пережитые им в лоне материнского организма. Близнецы позволяют нам подсмотреть социальные аспекты своей жизни, увидеть, как они дерутся, играют, заботятся друг о друге. Младенцы во чреве матери еще до рождения накапливают свой личный жизненный опыт. У нас не может быть от них секретов, и рано или поздно это проявится в их дальнейшей жизни.

Родителями становятся еще до появления ребенка на свет, в момент зачатия или даже раньше, независимо от того, осознаем мы это или нет. Поэтому наша главная задача как будущих родителей со всей серьезностью отнестись к этой миссии, мы должны воспитывать своего нерожденного ребенка не только физически, но и эмоционально, умственно и духовно /Whitwell, Giselle, E., 2001/.

4. Понятие гуманных отношений

Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи.

Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и пр.

Гуманные отношения рассматриваются в широком социокультурном контексте как совокупность гармоничных отношений к миру, другим людям и себе самому. Тогда гуманные отношения выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир -приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются им как сострадание и сорадование и стремление к защите, содействию, помощи.

В гуманных отношениях воплощено развитие и проявление важнейшей личностной субстанции - категории совести, т.е. внутреннего различения субъектом добра и зла, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка (своего и чужого), с точки зрения нравственной цензуры. Если проявляется отношение к человеку как к ценности, то другой человек приобретает личностный смысл - это и есть гуманные отношения, которые выступают как идеальная норма, обеспечивающая оптимальное жизненное равновесие и развитие.

Рассмотрение социально-психологических свойств как внутренних предпосылок гуманных отношений. Одним из таких свойств является способность встать в позицию другого, отнестись к другому, как будто этим другим является он сам, т.е. способность к идентификации. Эта способность является важнейшим условием понимания состояния другого человека -сопереживания и сорадования.

5. Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии

В свете современной социально-политической, экологической, демографической, экономической обстановки, в современных сложившихся условиях проблема сохранения человека как вида встала наиболее остро, как никогда.

Беременность - это основа основ сохранения человеческого рода.

В мире ежегодно совершается от 25 до 60 (по разным источникам) млн. абортов.

Современное цивилизованное общество требует особого, гуманного отношения к еще нерожденному ребенку.

Аборт как антигуманное отношение

За год работы с беременными женщинами, а также при анализе соответствующей литературы я попыталась выделить (условно)/ приблизительно составить классификацию кризисной беременности:

1. Прерывание непатологической беременности

2. Прерывание патологической беременности (рассмотрим различные возможные варианты)

Социальная группа

экономические соображения

религиозные

правовые (изнасилование, умышленное провоцирование выкидыша )*

расово-национальные воззрения

возрастной показатель (подростковая, поздняя беременность)

и как случаи с особым психолого-консультативным подходом так называемые группы риска: алко- и наркозависимые беременные,1 а также ВИЧ-инфицированные П. Медицинская группа

патология плода

хронические заболевания матери

аномальная беременность (внематочная)

угроза выкидыша/ естественный выкидыш

синдром внезапной детской смерти (антенатальная, неонатальная гибель)

Прерывание непатологической беременности

В этом случае речь идет о прерывании нормальной, здоровой беременности. Когда женщина идет на прерывание - "данный ребенок, в данный момент не нужен". В этом случае наблюдается халатное отношение женщины к беременности и ребенку, находящемуся в утробе.

Аргументации, по которым может быть прервана беременность,приводятся, как правило, женщинами такие: "надо сначала доучиться, а потом детей рожать", "ребенок сейчас будет препятствовать моей карьере", "сейчас нет денег", "беременность "по залету", "отцу ребенка ребенок не нужен", "чтобы мама не узнала" и пр.

Таким образом, можно привести общую (приблизительную) классификацию известных аргументаций:

1. Неудачная контрацепция

2. Незаконченное образование

3. Препятствие карьере

4. Нарушенные взаимоотношения

5. Отсутствие денег

Целесообразность разъяснения женщине: без осознания факта беременности женщина с легкостью идет на прерывание. Женщина смотрит на данную беременность, как на "несерьезную" проблему, как на "оплошность", допущенную при половом акте ("неудачное использование средств контрацепции " ).

В работе с беременной необходимы разъяснительные пособия (в американских и европейских клиниках, женских консультациях эта работа считается обязательной).

Разъяснительная работа - предоставление информации о внутриутробном развитии плода, а также ходе и возможных последствиях прерывания беременности (данная работа проводится на любых сроках беременности отмеченной группы).

1. Мини-аборт (зародышевая стадия) - уничтожение еще несформированного человека

2. Аборт (фетальный период) - уничтожение ребенка со сформированным организмом (наличие сердцебиения, сложившейся закладки жизненно важных органов и т.д.)

Это обязывает нас как специалистов на проведение интенсивной разъяснительной работы с предоставлением в распоряжение матери, беременной женщины наглядных пособий, муляжей (внутриутробный младенец, зародыш), книг, брошюр с необходимой информацией (медицинский, психологический, нравственный, правовой аспект) и пр.

Первичная информация, которая исходит от лечащего врача-гинеколога, к которому обратилась женщина с просьбой о прерывании беременности. Необходимо выделить момент, когда в отношения вступает психолог. При этом должны быть выдержаны правовые нормы.

Психологическая поддержка беременной - на 2-м приеме.

Я считаю, что психолог включается как обязательное звено работы сразу после сдачи анализов и перед направлением в абортарий. Процедура включения психолога обязательна во всех случаях прерывания беременности. У нас есть обязанности - предостеречь женщину.

Данная схема является предположительной и в ней возможны доработки. В свете российского законодательства, которое не предусматривает уголовной ответственности за аборт, психолого-консультационная помощь должна быть оказана как факт повышенной актуальности.

Аборт (на всех сроках беременности) - в современном его понимании, есть убийство (Ассоциация "Право на жизнь","Рго Life", "Жизнь" и др.).

Аборт, как факт убийства, признан всеми цивилизованными странами и преследуются по закону.

Современный цивилизованный мир обращен к детству и пытается его всячески уберечь, начиная свою охрану с самых ранних периодов - периода внутриутробного развития человека. Новейшие американские и европейские подходы направлены на гуманизацию родов, на гуманизацию протекания беременности, на гуманизацию, защиту материнства и детства, создание соответствующих условий. Наша страна сегодня особенно нуждается в подобного рода программах.

П. Прерывание патологической беременности (в акушерско-гинекологической практике - прерывание беременности по медицинским показаниям). /Это спорный вопрос, ответ на который ищут ученые, врачи, психологи, волонтеры, священники, юристы, люди всего земного шара. Каждая страна, нация, религия имеет свои разрешения и допущения./

1. Врожденные пороки развития плода. На генетическом уровне (генные мутации, хромосомные аномалии), либо в результате внутриутробного инфицирования плода (вирусы герпеса, краснухи, хламидиоза, ЦМВ, гриппа и пр.), например, синдром Дауна, синдром Альтцгеймера, гидроцефалия, микроцефалия, анэцефалия, множественные пороки развития, врожденные уродства и т.д. Сохранение подобной беременности может привести к невынашиванию беременности, анте- или перинатальной гибели ребенка, либо рождению аномального ребенка. Это один из сложнейших случаев: во-первых, осознание женщиной (парой) факта патологической беременности; во-вторых, женщина (супружеская пара) поставлена в ситуацию выбора - прервать (возможно) желанную, запланированную беременность, прекратить существование любимого ребенка, зная, что перспективы на выживание и дальнейшее развитие малы. Это трудный выбор, т.к. речь здесь не идет о нормальной беременности. Врачи рекомендуют прерывать данную беременность, но выбор остается за женщиной (супружеской парой). Безусловно, проявлением гуманного отношения в этой ситуации будет сохранение такой беременности и ожидание естественного разрешения событий (выкидыша, мертворождения, готовность родить и вырастить больного ребенка, если он окажется жизнеспособным), но это сопряжено с огромным риском. Если фактической угрозы для жизни женщины нет, то психолог в данном случае устанавливает субъективные воззрения беременной на сохранение данной беременности, и, не настаивая на сохранении, приводит реальные примеры из медицинской и психологической практики, когда пары сохраняли жизнь ребенка.

2. Прерывание беременности для спасения жизни матери в случае ее серьезного заболевания (тяжелая форма сахарного диабета, пороки сердца, миома матки, другие онкологические заболевания и т.д.).

Обоснования международной организации "Право жизнь": "Токсикоз, серьезный диабет и тому подобные заболевания на поздних сроках. В таких случаях бывает необходимо прервать беременность для спасения жизни матери. Если этого не сделать погибнут оба. Лечение здесь состоит не в аборте, а в вызове преждевременных родов. Это попытка спасти обе жизни"/Уиллке Дж. и Б., 2001/.

"Удаление пораженной раком или травмированной матки или другого органа у беременной женщины. Проводится хирургическая операция или другое лечение для спасения жизни матери. Гибель ребенка, если она происходит, является несчастным и нежелательным побочным эффектом. Если есть возможность нужно спасать и ребенка"/Уиллке Дж. и Б, 2001/.

Внематочная беременность - когда оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется (имплантируется) не в эндометрий матки, а в маточной трубе или в брюшной полости. В таком случае развитие идет по тому же пути: зигота - эмбрион - плод, но вне матки. Если во время не удалить эмбрион, плод из тела женщины, то это может привести к разрыву маточной трубы, внутреннему кровотечению и гибели женщины. Поэтому, чтобы сохранить последующую фертильность женщины (ее способность к деторождению), а также жизнь женщины, оперативным путем ребенок удаляется из тела женщины. Здесь идет речь о спасении одной жизни, иначе можно потерять две.

Обоснования организации "Право на жизнь":

"К моменту проведения хирургической операции по поводу внематочной беременности развивающийся ребенок уже погибает, а зачастую и разрушается от кровотечения. В любом случае, такая хирургическая операция имеет первоочередной целью предотвращение смерти матери. Это - добрая медицинская практика, поскольку у ребенка нет шансов выжить. Даже если из трубы извлекается еще живой ребеночек, движение "Право на жизнь" разрешает это, поскольку в противном случае погибнут оба. У ребенка нет шансов выжить. Хирурги спасают жизнь матери.

Если бы медицинские технологии позволили извлекать ребенка из патологического места и переносить его в матку, большинство сторонников врачебной этики сказали бы, что это нужно делать. Но поскольку современные технологии не позволяют этого, сегодня жизнь крошечного нового ребенка обречена" /Уиллке Дж. и Б., 2001/.

Антенатальная гибель плода (неразвивающаяся беременность) -внутриутробная смерть ребенка, которая не заканчивается естественным выкидышем. Мертвый плод (ребенок) надежно удерживается маткой женщины, при этом может происходить рост плаценты, определенные обменные процессы; но уже не происходит роста и развития ребенка - главных показателей жизнеспособности. Таким образом, в утробе женщины могут начаться обратные биохимические процессы (разложение, гниение, мумификация плода). Данная беременность не является прогрессирующей, считается неразвивающейся (священники называют такую беременность замершей), т.к. уже все жизненно важные функции и циклы развития преостановлены. В таком случае беременность также искусственно прерывается, т.к. мертвый ребенок может стать источником интоксикации матери, что в свою очередь может привести ее к летальному исходу. В этом случае речь идет о спасении жизни и дальнейшего деторождения женщины.

Психологическая работа:

Это особая категория случаев, требующая очень мягкого подхода к женщине. Заключается в психологической поддержке женщине, оказавшейся в подобного рода ситуации. Важна работа психолога с посттравмирующей ситуацией, по психологической реабилитации утраты ребенка. Возможно разъяснение нормального протекания беременности, планирования последующей беременности. Психолог должен родить надежду в женщине. Надежда - это главное!

Существуют четыре существенных качества, которые позволяют консультанту установить взаимоотношения с клиентом в ситуации кризисной беременности: эмпатия, честность, безусловное принятие и смирение /Дж. Томпсон, Э. Дэвис, 2001/.

Эмпатия - это способность понимать, как человек воспринимает ситуацию/проблему и что он чувствует в отношении ее; и затем сообщить о своем понимании обратно человеку, одновременно сохраняя достаточную объективность, чтобы помогать ему. Как писал Маерофф (1971), "Чтобы заботится о другом человеке, я должен понимать ее и ее мир, как будто я нахожусь внутри его. Я должен быть способен видеть, как бы ее глазами, каков этот мир и как она сама видит себя. Вместо того, чтобы просто смотреть на нее со стороны, как будто она "редкий экземпляр", я должен быть способен оказаться с ней в ее мире, погрузиться в ее мир для того, чтобы изнутри почувствовать каковой ей представляется жизнь".

Чтобы достичь эмпатии, мы должны иметь сбалансированную возможность оставаться объективными для того, чтобы мы могли помогать женщине сделать осознанный выбор, одновременно идентифицируясь с восприятием и чувствами женщины. "Если Вы сконцентрируетесь на анализе ситуации, Вы станете отчужденным. Если Вы войдете в отношения исключительно на уровне чувств, Вы окажетесь настолько эмоционально вовлеченными, что будете обездвижены и не в состоянии помогать. Когда Вы сведете свои интеллектуальные факты вместе с чувствами, Вы поймете, что чувствует женщина и почему она чувствует именно это, и испытаете сострадание/эмпатию к ней. После этого Вам нужно будет сообщить ей свое понимание и сочувствие" /Дж. Томпсон, Э. Дэвис, 2001/.

Честность означает быть глубоко и свободно самим собой. Мы должны стремится к большей степени прозрачности и цельности в наших взаимоотношениях. Честность с точки зрения целей консультирования беременных предполагает быть самим собой в отношениях с консультируемой, не притворяясь кем-то, кем Вы не являетесь. Только в контексте честности и открытости может иметь место подлинное общение. "Честные люди хорошо чувствуют себя наедине с собой, и поэтому они не испытывают неудобства будучи собой во всех взаимодействиях с другими" /Герард Эган, консультант/.

"Честный консультант "реален" - это открытый и искренний человек, который избегает фальши или игры в превосходство. Честность предполагает спонтанность без импульсивности и прямоту без равнодушной конфронтации. Это означает, что консультант является глубоко самим собой - его слова не расходятся с мыслями" /Гарри Коллинз, Христианское консультирование/.

Смирение - учитывать тот факт, что решение принимает женщина. Наша задача - смириться с любым ее решением, а также заверить ее, что независимо от принятого решения она может обратиться к нам повторно.

Безусловное принятие означает признавать, уважать и заботится о человеке, каков бы ни был его стиль жизни, не закрывая глаза на его поступки и не осуждая их, принимая его или ее вопреки им. Особенно важно выражать принятие чувств женщины. Даже если она злится или в отчаянии, ее чувства имеют ценность, и с ними нужно иметь дело, а не избегать или подавлять их.

Страницы: 1, 2