бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях бесплатно рефераты

Общение и в дальнейшем остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ре-бенка и в познании им окружающего мира.

Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладе-вать разнообразными действиями. В играх он, пользуясь сведе-ниями, полученными от взрослых, изображает еще недоступные ему действия людей, их отношения между собой. Мы уже говори-ли о том, как влияет на психическое развитие ребенка его дея-тельность. Но эта деятельность сама не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.

Основным путем передачи этого опыта является обучение -- общение взрослого с детьми, специально направленное на то, что-бы развить их деятельность, дать им необходимые для выполне-ния деятельности знания, умения и навыки.

Один из главных вопросов, которые решает психология,-- воп-рос о взаимосвязи обучения и психического разви-тия.

Ведущая роль обучения. Что «идет впереди» -- обучение или психическое развитие ребенка? На первый взгляд представляется, что развитие: ведь для того, чтобы обучать ребенка чему-то, нуж-но, чтобы он был к этому подготовлен: мог понять, усвоить то, чему его учат, т. е. был достаточно для этого развит. Чем младше ребенок, тем более просты доступные ему знания и умения. Было бы странно пытаться показывать двухлетнему ребенку, как пи-шутся буквы, или объяснять четырех-шестилетнему устройство атомного реактора.

На каждой ступени развития обучение должно учитывать, что может усвоить ребенок. Но достаточно задать вопрос, откуда- воз-ник тот уровень развития, которого он уже достиг, чтобы стало ясно: это -- результат предшествующего обучения. Да, двухлетний ребенок еще не готов к тому, чтобы научиться писать буквы, но его вполне можно научить, например, правильно держать ложку или узнавать изображенную на картинке собаку. И можно только потому, что до этого он учился более простым действиям, и при этом у него развились движения, восприятие, речь.

Обучение всегда опережает развитие. Это опережение выра-жается в том, что в процессе обучения -- под руководством взрос-лого, вместе с ним -- ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.

Опираясь на уже имеющиеся возможности ребенка, обучение каждый раз создает новые возможности.

2. Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элемен-тарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навы-ков счета, решением и. составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на дру-гих, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логи-ческое мышление, способность к абстрагированию, вырабатыва-ется лаконичная и точная речь.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает преемственную связь с программой по этому предмету для 1 клас-са школы. Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно повлечет за собой его отставание на занятиях по математике в школе.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,-- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала.

Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивиду-альные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уро-вень их математического развития и степень понимания ими но-вого материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении програм-много материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ре-бят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способ-ностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению пред-ложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства пла-нирования и организации занятий разделить на несколько под-групп (см. приложение).

К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире прояв-лять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышен-ные требования.

Воспитание самостоятельности и активности детей в про-цессе занятий по математике и другим разделам программы -- важное условие подготовки их к успешному обучению в школе. Но активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности. Бывает, что ребенок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и дергается во все стороны, чтобы привлечь внимание воспитателя; он даже выкрикивает: «Я ска-жу», «Можно, я?», старается оповестить всех о том, что «зна-ет больше всех, потому что у него дедушка математик». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно». Такие факты нельзя оставлять без внимания, необ-ходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.

Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, актив-ность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У де-вочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предме-тов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ре-бят, укреплять уверенность в своих силах. В заданиях на приду-мывание задач можно использовать задачи-драматизации, реко-мендуемые в методическом пособии А. М. Леушиной См.: Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. М., 1965..

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Покажем это на конкретном примере (вы-держка из дневника воспитателя).

«Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на нее обратили внимание, чтобы заметили, что она всегда «все знает». Она заботится лишь о внешнем эффекте. Ее ответы не всегда правильны, а часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его, так как в то время разговаривала с подружкой. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях».

В подобных случаях педагог должен проводить работу по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, строго следить за соблюдением им на занятиях необходимых правил поведения. Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском аду, формировать качества «обучаемости», как говорила П. Усова.

Обычно совсем маленькую подгруппу составят дети, не проявляющие интереса к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях о математике вызывается прежде всего пробелами в их знаниях. Поэтому воспитатель должен хорошо знать уровень математического развития детей и причины их отставания. Иногда причиной могут быть и длительные пропуски по болезни. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители, руководимые воспитателем, смогут позаниматься ребенком дома. Разумеется, поручать родителям эту работу можно лишь, в том случае, если воспитатель уверен, что они
будут проводить ее методически правильно, проявляя при этом терпение и такт.

В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и к предстоящему обучению в школе и пре-одолеть это в дальнейшем будет очень трудно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности, о чем можно судить по таким фактам: ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенно-стью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систе-матическом изучении программного материала. Что-то в самом начале было ими не понято, не закреплено, и теперь все им непонятно и происходящее на занятиях неинтересно.

Отмечая характерные особенности математики как предме-та, Н. К. Крупская писала: «...математика -- это цепь понятий: выпадет одно звенышко -- и непонятно будет дальнейшее» Крупская н. К. Пед. соч., т. 9, с. 697.. В справедливости этих слов нетрудно убедиться на практике. Поэтому так важно, чтобы воспитатель своевременно установил, как усвоено и понято детьми содержание проведенного занятия: в этом отношении большую помощь оказывают листки учета, о которых говорилось в предыдущем разделе.

Если же нет контроля и не проводится соответствующая индивидуальная работа, то упущения такого рода влекут за со-бой как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности. Например, в повседнев-ной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала, и это незнание все время углубляется от занятия к занятию. Детям с такими проявлениями необходимы дополни-тельные индивидуальные занятия, а на общих занятиях по мате-матике обязательно нужно обеспечить их активное участие путем подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ре-бят задания, связанные с практическими действиями, например: измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин, и т. п. Такие задания привле-кают их внимание, возбуждают активность и желание дейст-вовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Предлогов для таких упражне-ний можно много найти в жизни дошкольных учреждений, и важ-но, чтобы на первых порах они были особенно интересными. Например, можно попросить нескольких детей помочь воспитате-лю или заведующей навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать им задание аккуратно поставить коробки цветных карандашей, краски, кисточки: коробки поставить в стопки по пять или шесть и т.д.; кисточки расставить тоже по определенному количеству штук. Детей
нужно предупредить, что во избежание ошибки они должны пересчитать не один раз и сделать так, чтобы везде было поровну. Для таких поручений лучше использовать двух-трех ребят, с тем чтобы они смогли сосредоточиться, не мешать друг другу и обеспечить взаимоконтроль. Воспитатель обязательно должен не только проконтролировать выполнение поручения, но и дать в оценку стараниям детей. Работу с отстающими нужно проводить ежедневно.

Игры тоже можно использовать для упражнения детей в счете. Особенно большие возможности в этом плане у таких игр, как в трамвай, в автобус, в театр, в магазин, где дети расплачиваются «деньгами», отсчитывая их в зависимости от «цены» приобретаемого предмета.

При этом очень важно, чтобы каждый играющий рассчитывался сам за себя, чтобы считали и покупатели, и продавцы, и кас-сиры.

Индивидуальная работа с детьми невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.

Вот выдержка из дневника молодого воспитателя:

«У меня в руках рисунок Вовы на условие задачи. Это не самая оригинальная задача, но сейчас важно не оставить незамеченным старание ребенка, его маленький успех. Составляю по его рисунку задачу. Глаза Вовы сияют радостью и гордостью. Его задачу решает вся группа! Как это приятно почувствовать уверенность в себе, в своих силах. А для меня сейчас очень важно внушить мальчику эту уверенность...»

Как же осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе общего занятия по математике? Как суметь каждому уделить необходимое внимание?

Большую помощь воспитателю в данном случае окажет четкое планирование. Составляя план очередного занятия по разви-тию элементарных математических представлений, педагог дол-жен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать. Здесь ему, безусловно, пригодится материал, обобщенный им в таблице, подобной той, которая приведена в приложении. Если у воспитателя нет такой таблицы, ему приходится обращаться только к своей памяти, но ведь не все может удер-жаться в памяти.

Приступая к планированию занятия, воспитателю необходимо просмотреть и проанализировать записи, в которых подводятся итоги предыдущего занятия по математике. В этих записях должно быть отражено, кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу. Опираясь на эти записи, педагог при планировании следующего занятия может заранее предусмотреть, кого нужно спросить при повторении пройденного материала, наметить по-следовательность вызова детей и обосновать мотивы вызова, на-метить, кому следует дать облегченные варианты задач, а кому потруднее, с кем позаниматься до занятия.

Конечно, в рамках одного занятия невозможно уделить до-статочно внимания всем без исключения детям. Но планирование позволяет постепенно вести работу с каждым ребенком, продол-жать ее и в других видах детской деятельности.

Приведем пример индивидуальной работы с детьми на заня-тиях по развитию элементарных математических представлений, которая велась в одном из детских садов Минска.

Воспитатель подготовительной к школе группы, планируя занятие по за-креплению умений детей сравнивать на конкретном материале смежные числа в пределах 8, просматривал итоги предыдущего занятия по математике, и его внимание привлекла запись о поведении Вадика: «Вадик по-прежнему не хочет думать самостоятельно, не выполняет задания, пока не увидит, как его выполнили дети, сидящие с ним за одним столом».

Вадик -- ребенок, требующий особого внимания. Долгое время он не при-нимал никакого участия в занятиях, упорно отказывался отвечать на вопросы. Воспитатель заметил, что мальчик любит ласку. Если же к нему обратиться строго и официально, он сразу замыкается в себе, и тогда от него нельзя добиться ни слова. Дома у Вадика неблагоприятная обстановка: отца нет, мать нервная, раздражительная, несдержанная в обращении с ребенком. Но мальчик обладает прекрасными душевными качествами. Он очень добродушен, чуток, всегда старается утешить обиженных, трудолюбив и часто, по собственному побуждению, помогает дежурным в их общественных обязан-ностях. Но вместе с тем Вадик имеет слабое общее развитие и способности у него ограниченные.

При поступлении в детский сад Вадик был определен в старшую группу. Он отставал по всем разделам программы, хотя на занятиях сидел спокойно. Но даже по его внешнему виду (лицо безразличное, скучающее, он иногда зевал) можно было заметить, что мальчик далек от всего, чем заняты осталь-ные дети.

Воспитатель систематически проводил с ним индивидуальные занятия по математике, используя наглядный материал; он старался увлечь мальчика, подбирал вопросы и задания в соответствии с его знаниями.

Вадика посадили за стол с более развитыми детьми. Безусловно, их влия-ние было положительным, но у Вадика стала особенно проявляться такая черта, как подражательность, отсутствие самостоятельности. И тогда воспитатель намечает в плане предстоящего занятия: «Вадика посадить со Светой, чтобы они самостоятельно выполняли задания».

Страницы: 1, 2, 3