бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гениальность и помешательство бесплатно рефераты

Пятый - это Смердяков из «Братьев Карамазовых» (1879-1880).

По этой хронологической цепочке можно проследить вариации болезни самого Достоевского.

Хочется сказать о герое «Бесов», о Кириллове: во внешности Кириллова нет ничего необычного, но, порой, поражает его речь… Он говорит отдельными словами или отрывочными предложениями, и заметно сразу, что мышление его затруднено. Идеи связываются у него в высшей степени причудливо. Я не стану здесь излагать содержание его мировоззрения, это слишком далеко завело бы. Только отмечу, что его взгляды проникнуты религиозно-мистическим настроением и имеют корни в его иллюзиях и галлюцинациях. У Кириллова не бывает припадков, но часто наступают их психические эквиваленты. Свои переживания в эти моменты он изображает следующим образом:

«Есть секунды, их всего за раз приходит пять или шесть и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном мире не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда. Бог, когда мир создавал, то в конце каждого дня создания говорил: “Да, это правда, это хорошо”. Это... это не умиление, а только так, радость. Вы не прощаете ничего, потому что прощать уже нечего. Вы не то, что любите, о, - тут вы в любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд - то душа не выдержит и должна исчезнуть, в эти пять секунд я проживаю жизнь, и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоят. Чтобы выдержать десять секунд, надо перемениться физически. Я думаю, человек должен перестать родить... К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута

С каким всё-таки восторгом Федор Михайлович описывает свою болезнь! Такими эмоциями он просто вызывает буквально зависть, хочется тоже побыть немного сумасшедшим… Он говорит о том, что в период припадка всё гармонично, идеально, совершенно, «цель достигнута». Кириллов в своем монологе называет это чувство радостью, однако ж, это больше похоже на счастье. Именно понятие «счастье» употребляет Достоевский в, так сказать, «официальном» описании своих припадков.

Так вот, вернусь к мысли о том, помогла ли эпилепсия развитию дара Достоевского: почему же Достоевский начал писать об эпилептиках ещё до своих припадков?.. Видимо, чувствовал. Да и болезнь ведь развивается постепенно… Его самые великие произведения всё же написаны после случая припадка эпилепсии.

Собственно, с «Хозяйки» всё и началось: там появился первый безумный образ, взятый Достоевским. Именно рассказы этого периода времени, начиная с 1847 года, не были поняты критикой. А ведь в этих его произведениях и начинает зарождаться усиливающийся психологизм, расширяется проблематика творчества писателя.

Кстати, по утверждениям доктора Яновского, примерно в это время, у Достоевского появляются первые симптомы эпилепсии. (То есть, достоверно я не могу утверждать ни о шестидесятых, ни о сороковых).

Достоевский - один из самых загадочных, философских и интересных писателей России, да, пожалуй, и мира. До сих пор проблематика Достоевского остается неизведанной тайной. Вот что значит - гений! На протяжении стольких лет произведения Федора Михайловича не теряют своей актуальности и необходимости.

гений безумец бессознательность искусство

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

Николай Васильевич Гоголь всю жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом. С этим, пожалуй, не спорит ни один литературовед, филолог или медик. Жизнь великого писателя всегда была окутана тайной. Гоголь считал, что его цель - изменить русское общество, которое стало терять свою духовность. Он следовал этой миссии.

Николай Васильевич, как гениальный человек, был слабым в физическом плане. Он страдал тафефобией - боязнью быть погребенным заживо, поскольку после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита, он был подвержен обморокам, с последующим продолжительным сном. Благодаря чему и получил распространенье слух о том, что Гоголя похоронили, когда он находился в летаргическом сне.

Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов, проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя. Он говорит о том, что Гоголь ни разу не осматривался психиатром. Врачи же о его психическом заболевании и не догадывались, хотя друзья и знакомые подозревали. У писателя были периоды необычайно веселого настроения, так называемые гипомании. Они сменялись приступами жесткой тоски и апатии - депрессии. Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные телесные болезни. Больного осматривали лучшие медики, но они выдавали какие-то мифические диагнозы: «спастический колит», «катар кишок», «поражение нервов желудочной области», «нервическая болезнь» и так далее. Естественно, их лечение не давало эффекта.

Гоголь был православным человеком, крайне верующим. Но Россия николаевского времени, при всем очевидном стремлении укрепить свое христианское самосознание, была далека от духовной свободы и проницательности собственных средних веков, когда значительная и даже большая часть народа почитала все проявления христианского подвига. Приступив к открытой духовной проповеди, Гоголь пожал в конце 1840-х годов непонимание, брань, насмешки и слухи о своем «сумасшествии».

Сам он в 1847 году засвидетельствовал: «Почти в глаза автору стали говорить, что он сошел с ума, и прописывали ему рецепты от умственного расстройства» («Авторская исповедь»).

Смирнова писала к В.А. Жуковскому о Гоголе: «В Москве его сочли совсем за сумасшедшего и объявили это во всеуслышание, разумеется, его друзья». С.П. Шевырев еще 29 октября 1846 г. предупреждал писателя: «Говорят иные, что ты с ума сошел. Меня встречали даже добрые знакомые твои такими вопросами <...>. Боятся, что ты хочешь изменить искусству, что ты забываешь его, что ты приносишь его в жертву какому-то мистическому направлению».

И.С. Тургенев, посетивший вместе с М.С. Щепкиным Гоголя в октябре 1851 г., вспоминал, что они «ехали к нему, как к необыкновенному, гениальному человеку, у которого что-то тронулось в голове ... вся Москва была о нем такого мнения».

Мученическая, по сути, кончина Гоголя явилась закономерным венцом его искреннего и безоглядного исповедания веры в обществе, которое уже отворачивалось от Христа. Уверенность в «безумии», «болезни» писателя устойчиво держалась и всячески подогревалась «общественным мнением». Народ был прав, Гоголь был безумен, но не по вере своей. Вера - это, наверное, единственное, что оставалось Гоголю, ибо ему надоело это дикое и сжигающее его изнутри состояние… Состояние, когда приступ радости проходил, и наступало опустошение.

Люди относились к Гоголю как к получеловеку, лишенному достоинства и права свободного выбора. Тургенев в 1851 г, видел в Гоголе нечто среднего рода: «Какое ты умное, и странное, и больное существо!» - невольно думалось, глядя на него». «...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда - еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как Бог знает чему, когда, наконец, оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: «Боже! где же, наконец, берег всего?» Но потом, когда оглянешься на самого себя, и посмотришь глубже себе внутрь - ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения. «О, как нужны нам недуги! Из множества польз, которых я уже извлек из них, укажу вам только на одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть», - писал Гоголь в 1846 году в статье «Значение болезней».

Были моменты, когда многолетняя болезнь Гоголя мгновенно исчезала. Тогда он вновь чувствовал себя здоровым и по-юношески свежим. Писатель не раз отмечал эту странность своей болезни.

В состоянии мании у великого писателя было много энергии, сил, творческих идей, которые он воплощал в своих ярких произведениях.

Гоголь придавал большое значение болезням как таковым. После приступов страха и отчаяния, - «В мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самых страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда бы я теперь не занесся! каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принести душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников, - слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».

Как появился писатель Гоголь? В 1848 г. в письме к В.А.Жуковскому он пишет о себе: «Никогда, например, я не думал, что мне придется быть сатирическим писателем и смешить моих читателей. Правда, что, еще бывши в школе, чувствовал я временами расположение к веселости и надоедал товарищам неуместными шутками. Но это были временные припадки; вообще же я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению. Впоследствии присоединилась к этому болезнь и хандра. И эти-то самые болезнь и хандра были причиной той веселости, которая явилась в моих первых произведениях. Чтобы развлекать самого себя, я выдумывал без дальнейшей цели и плана героев, становил их в смешные положения - вот происхождение моих повестей! Страсть наблюдать за человеком, питаемая мною еще сызмала, придала им некоторую естественность».

«Мой смех вначале был добродушен, я совсем не думал осмеивать что-либо с какой-нибудь целью, но потом я наконец задумался: “Если сила смеха так велика, что её боятся, стало-быть, ее не следует тратить по-пустому”. Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться - вот происхождение “Ревизора”!»

В 1844 г. в «Четырёх письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"» Гоголь писал: «Мое главное достоинство не развилось бы во мне в такой силе, если бы с ним не соединилось мое собственное душевное обстоятельство и моя собственная душевная история. Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мною».

«Не думай, однако же, после этой исповеди, чтобы я сам был такой же урод, каковы мои герои», - писал Гоголь в «Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"». - Нет, я не похож на них. Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их руку, как мои герои; я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними, и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет Бог».

«Мертвые души» - это психологическая защита Н.В.Гоголя от себя самого, своих пороков, своих страхов и болезни. Он хотел одним росчерком пера избавиться от всей тяжести, нависшей над ним.

Эти признания Гоголя поражают своей искренностью.

После всех этих высказываний Гоголя, можно сделать некоторые выводы, ведь кто, как не он сам, лучше всего себя знает?.. Болезнь и мешала ему, и помогала.

Винсент Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890)

Ещё один великий, - на этот раз, постимпрессионист, Винсент Ван Гог.

Ровно за год до его рождения, день в день, его мать родила другого ребенка, также названного Винсентом. Он родился мертвым. Существует мнение, что Винсент Ван Гог пережил психологическую травму из-за того, что был как бы заменителем того ребенка, своего брата, носившего то же имя и родившегося в тот же день. Однако, эта теория необоснованна и документального подтверждения не имеет.

1879 год - год, когда Ван Гог окончательно определился со своим призванием, он решил, что он будет художником. Именно тогда он приступил к своим обязанностям приходского священника для угольщиков и их семей в шахтерской деревне Васмес. Его картины - это шахтерские семьи и ужасные условия их жизни. Вид этого дал толчок для того, чтобы Винсент начал творить. В то время его религиозные поступки доходили до фанатизма: он отдавал большую часть своей еды и одежды бедным. Далее, множество случайностей, которые казались, да, пожалуй, и были для Винсента трагедией: его отвергла Кее, его кузина; затем, он жил с проституткой Син, с которой они расстались по стечению обстоятельств, а Винсент очень любил её детей. Потом Винсент полюбил Марго Бегеман, чья семья проживала в соседнем с родительским доме, и эмоциональный поворот в отношениях побудил ее к попытке самоубийства путем отравления. Данный инцидент стал для Винсента настоящей трагедией. Марго поправилась, но данный эпизод настолько расстроил Винсента, что он очень часто ссылался на него в письмах в разных контекстах.

В 1885 году в марте умирает отец Винсента.

Но в основном Ван Гог переживал по поводу своей безответной любви к женщинам, нежели из-за смерти отца…

В свободное время Винсент по-прежнему продолжал посещать художественные галереи, и его приводили в восхищение многие из величайших произведений искусства, которые он там находил. Кроме того, у Винсента появляется интерес к Библии, и он неоднократно перечитывает Евангелие. Лето 1876 года стало для Винсента Ван Гога переломным моментом в отношении к религии. Несмотря на то, что он вырос в религиозной семье, до того момента он не думал всерьез над тем, чтобы посвятить свою жизнь Церкви. Надо обратить внимание, что многие из гениальных сумасшедших - религиозные люди. И порой их религиозность начинает быть похожей на манию. Причем, они, эти гении, никогда не будут следовать каким-то канонам в поклонении Богу, - они будут служить ему так, как считают это нужным.

Ван Гог страдал циклической шизофренией. Во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба. Мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По его словам, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен. Кульминацией болезни, во время которой у него часто нестерпимо болела голова, стало то, что он сам себе отрезал ухо. Вообще шизофреник создает мир, непохожий на тот, где живет большинство людей. То, над чем обычный человек смеется, у шизофреника может вызвать гнев. В его голове сосуществуют несовместимые вещи, антагонизма которых он не сознает. Часто он наделяет все происходящее необычным, чаще зловещим смыслом и верит, что постижение этого смысла доступно только ему.

Свои знаменитые «Подсолнухи» Винсент нарисовал после очередного обострения своей болезни. Однако, потом его посещает ещё один приступ, после которого Ван Гога поместили в больницу в Арле. После своего возвращения в Желтый дом (пристанище Ван Гога в Арле), он пишет своему брату: «Я надеюсь на лучшее…».

В лечебнице Сен-Реми-де-Прованса Ван Гогу ставят диагноз - одна из разновидностей эпилепсии. На тот момент, это была основная точка зрения. Там Ван Гог пишет свою «Звездную ночь».

Ровно через год после того, как Винсент отрезал себе ухо, к нему является ещё один припадок, на этот раз затяжной: он длится неделю. Винсент был абсолютно недееспособен, но вскоре быстро оправился и опять начал рисовать.

Из очередной лечебницы Винсент вышел в поле и начал там рисовать. Мысли о том, что его племянник, сын брата Тео, тяжело болен, не давали ему покоя. Он вынул револьвер и выстрелил себе в грудь.

Последние свои минуты он провел в объятьях брата. Тео пытался успокаивать его, говоря, что Винсент обязательно оправится, что они помогут ему выздороветь. На что Ван Гог ответил: «Печаль моя продлиться вечно. Я хотел бы уйти вот так».

Парадокс созидания искусства

Зачастую, когда врачи говорят: «К сожалению, он был болен», сами сумасшедшие благодарны своей болезни. Они говорят о том, что во время припадков их посещает муза или, будучи людьми религиозными, они видят Иисуса. К тому же, если уж подходить с научной точки зрения, симптомы шизофрении могут способствовать и даже провоцировать всплеск творческой активности, насыщая её новым содержанием и неожиданным отражением объективной и субъективной реальности. Но мыслительный регресс приводит к выхолащиванию содержательной стороны художественных произведений.

Общая черта сумасшедших и гениальных заключается в неподчинении каким-то общепринятым нормам. Некоторые языки имеют одинаковые слова как для обозначения безумия, так и для высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» означали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия».

Я убедилась в том, что наиболее часто гениальность посещает безумцев. Такая «арифметика» существует, видимо, для того, чтобы добавить гармонии в неполноценную личность сумасшедшего. Поэт творит лишь тогда, когда его рассудок отходит на второй план и им овладевает божественное исступление.

Гениальность, пожалуй, тоже отклонение от нормы, но встречающееся гораздо реже, чем хотелось бы. Отклонение это касается не только творческих способностей, а «задевает» и весь остальной организм. Поэтому при нахождении у человека признаков гениальности, находим мы также и другие аномалии, всё больше отрицательного характера, будь то неврозы, повышенная чувствительность и т.д. А повышенная чувствительность, которая как раз свойственна одаренным людям, часто мешает в обычной жизни, что ведет к психозам.

Понятие «эвропатология», введенное в обиход Григорием Владимировичем Сегалиным, сейчас широко используется и имеет место быть. Эвропатология - это всякая патология, которая связана с творчеством или им сопровождается.

Психиатр Дмитрий Азаров говорил: «Не исключено, что нашу цивилизацию создали и двигают вперед люди с психическими отклонениями. Например, и у великого Сократа был невидимый «демоний», который давал ему советы в трудную минуту. И озарения великих гениев нередко сопровождались «голосами», диктующими стихи, музыку или формулы. Чем не гипоманиакальный психоз?»

По мнению немецкого психолога Эрнста Кречмера, «среднестатистический» гений представляет собой психопатичную личность со сверхчувствительными нервами, бурными аффективными реакциями, малой способностью к приспособлению, постоянными капризами и перепадами настроения, раздражительностью и обидчивостью. После таких характеристик даже не знаешь - хорошо ли быть гением? И, может, не стоит жалеть, что твои дети родились уравновешенными и хорошо чувствующими себя людьми, пусть они даже будут кондитерами или сантехниками? Ведь гениальным можно быть в любой профессии.

По мнению специалистов, из-за этих анатомических отличий мозг одаренной личности получает травму, которая и приводит к возникновению выдающихся способностей. Также нередки случаи, когда вследствие болезней и повреждений головы самые обыкновенные люди превращаются в гениальных.

Кандидат медицинских наук Георгий Волошев:

- Есть мнения психиатров, что выдающиеся люди чаще рождаются в семьях, где предки по одной линии проявляли одаренность, а по другой - были психически ненормальными. Оба эти качества через поколения накапливались в подсознании потомков. И в итоге наступал момент, когда в одном из отпрысков сила скопившейся одаренности и болезни достигала «критической массы» - тогда и рождались Тургенев или Бетховен. Душевная болезнь в жизни таких личностей выполняет роль ключа, открывающего темницу подсознания, откуда вместе с врожденной шизоидностью выплескиваются яркие идеи и образы.

Ч. Ломброзо: “Вообще, я не думаю, чтобы в мире нашелся хотя один великий человек, который, даже в минуты полного блаженства, не считал бы себя, без всякого повода, несчастным и гонимым или хотя бы временно не страдал мучительными припадками меланхолии”.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы, - закон, вследствие которого ни один из жалких смертных не может проявить известной силы без того, чтобы не поплатиться за это в другом отношении, и очень жестоко, наконец, тот закон, которым обусловливается неодинаковая степень совершенства их собственных произведений.

Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» не без основания пишет: «Известную долю биографии великих людей должны писать их врачи».

По какому-то странному стечению обстоятельств, срабатывает страшный парадокс: чем безумнее личность гения, тем совершенней его творения.

Источники

1) Чезаре Ломброзо «Гениальность и Помешательство», 1856 год. Т.Е. Сегалов «Болезнь Достоевского», 1906 год.

2) Документальный фильм «Три тайны Гоголя», реж. Илья Иванов, 2006 год.

3) М.И.Давидов «Тайна смерти Гоголя».

4) Письмо Николая Рамазанова Нестору Кукольнику от 22 февраля 1852 года, с комментарием Юрия Манна.

5) «Отражение внутренней картины болезни в литературном творчестве», Северин Г.К, Юсупов Ю.А., Юсупов Р.Ю.

6) Юрген Мейер, монография «Гений и талант».

7) Бердяев Н. «Ставрогин», Рус. Мысль, 1914, №5.

8) С.Н. Булгаков «Тихие думы», 1918 год.

9) Н.В.Гоголь, статья «Значение болезней», 1846 год.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2