бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные стереотипы и семья - (реферат) бесплатно рефераты

Гендерные стереотипы и семья - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Реферат
    На тему: Гендерные стереотипы и семья
    Выполнила: . 5 к. В. О.
    Проверила:
    Санкт-Петербург
    2002
    Содержание
    Содержание 2
    Введение 3
    Гендерные стереотипы 4
    Традиционная семья и роль домашнего труда в ней. 10
    Изменение ложных представлений о гендере 19
    Заключение 22
    Библиография 23
    Введение

Моя работа посвящена гендерным стереотипам в семье. Я постаралась описать достаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.

Далее я рассмотрела традиционную российскую семью в историческом ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье. Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят о неравенстве в распределении обязанностей домашнего труда между супругами.

Последнюю главу я посвятила тому как можно изменить ложные представления о гендере.

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины–это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить? Гендерные стереотипы

Социальные нормы –это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины–другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем им.

Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию, регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают. Стереотипные гендерные атрибуты считаются “истинными”не только потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому, что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов. Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты неоднозначны, “истина”определяется путем социального консенсуса. Таким образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения индивидуумов. Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что, несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается, что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему считаем его правильным. Поскольку консенсус определяет “истину”, то он также трансформирует гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности. Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы определить, что такое на самом деле“истинная фемининная личность”, то если все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут признаками“истинной фемининности”. В результате эти черты становятся нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация одновременно определяет и подтверждает“истинную фемининность”. Консенсус приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности. Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы, предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. “Наличное” становится “должным”, описания превращаются в предписания. Поскольку стереотипы становятся если не явными, то косвенными ценностями, мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ“Я”, чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению, таким образом, создавая еще одно доказательство“истинности”стереотипов и еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и самоисполняющимися пророчествами, состоит в том, что они заставляют нас верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время определяются их поведением.

С социально-психологической точки зрения гендерные представления и поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество, состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения– половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают изначальную правильность стереотипов. Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов, традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а женщины–как чувствительные и отзывчивые; считается также, что представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости и в пользу информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиеся пророчества.

Во-первых, мы “видим”, будто мужчины и женщины обладают стереотипными чертами, независимо от реального положения вещей, и, таким образом, ошибочно мысленно“подтверждаем”стереотипные пророчества. Во-вторых, мы относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны стереотипные черты. Поскольку действователи склонны вести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведение на самом деле служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляется крупица истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в качестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный статус. В результате поведение, необходимое для исполнения руководящей роли, кажется типично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном положении, фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор имеют неравный статус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем в соответствии со стереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют им. Такое поведение и такие наблюдения являются главным подтверждением стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже время способствуют их сохранению.

Кроме того, когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за которых результаты наблюдений за поведением превращаются в неявные стереотипные представления. Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы считаем, что мужчинам свойственно поведение, типичное для ролей высокого статуса, а подчиненное поведение свойственно женщинам. Дифференцированные ожидания, представления, роли и являющиеся их следствием поведение принимаются всем обществом, которое определяет их как правильное, и в дальнейшем придает им ценность. Вследствие этого, во-первых, мужчины и женщины стараются демонстрировать“желательные”качества. Во-вторых, люди, не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим, что порождает дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины, занимающие руководящие должности. И то и другое способствует тому, что в стереотипах появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиеся пророчества получают подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людям больше нравятся стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся более обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемому подтверждению стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих в копилку наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчества продолжают свое существование.

Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин и женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения для взрослых и моделями для социализации детей. Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.

Корни российских семейных традиций лежат в крестьянской семье, т. к. к концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. В основе традиционного русского крестьянского общества лежал особый институт–сельская община или мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела, вплоть до рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище“малый” или “бобыль”, а незамужняя женщина в старости звалась “девкой”. Передел земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до 50 лет были незамужними и холостяками. Не вступали в брак увечные, дефективные или те, кто уходил в монастырь.

Глава семьи осуществлял единоначалие. Эта власть передавалась от отца к старшему женатому сыну или брату, т. е. Наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Цареубийцы воспринимались не только как государственные преступники, но и вызывали ужас и ненависть как люди, покусившиеся на вековые семейные устои, как отцеубийцы. Поэтому тоталитаризм и его разновидность–казарменный социализм с их непременным вмешательством в личную жизнь, строгой иерархической подчиненностью, коллективными хозяйствами и коммунальным жилищем имел благодатную почву и сравнительно легко (относительно западных стран) привился в России. крестьянская семья имела мало общего по своей культуре и быту с семьей аристократической, ориентированной на запад. Водораздел проходил через психологический склад личностей: крестьянина отличала привязанность к общине, семье, свей группе, к землякам, западноевропейской ментальности русских аристократов и интеллигенции были свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В сущности они всегда оставались лишь соотечественниками, людьми, живущими в одной стране, но воспитывающимися в разных культурах, разных традициях, даже общность религии не объединяла эти две социальные группы. Между тем, роль церкви для семьи и культуры была в России огромна, все семейные события– рождение, брак, смерть освещались церковью и совершались по ее догмам. Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт, с присущими ему местом и ролью, и выполняет ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. Семья–это малая социальная группа, которой свойственны сплоченность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения, традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья–это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей человека. Брак–это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной и женщиной.

Семья –это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Задачи семьи –воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.

Положение семьи, уровень ее благополучия стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последнего десятилетия негативно повлияли на уровень населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно сокращает совокупный семейный доход. В тоже время высокая занятость женщины на производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости. В наше время перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Широко распространенные патриархальные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональной организации отдыха семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в сочетании с семейными. Главная сфера деятельности женщины в семье – домашний труд. Домашнее хозяйство –составная часть быта, предоставляющего область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, а также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ.

Страницы: 1, 2