Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте
7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.
8. Бодалев А.А: Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 280 с.
9. Боричев А Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.
10. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.
11. Вариации на тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316 с.
12. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 125с.
13. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с.
14. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с.
15. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - 412 с.
16. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20.
18. Гаврилова Е.В., Лузаков А.А. Особенности межличностного восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосемантическое исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. - Краснодар, 1999. - №1. - С. 81-89
19. Гендерные аспекты бытия личности: Мат-лы Всероссийского научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с.
20. Дерманова И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные отношения. - М.: «Речь», 2005. - 40 с.
21. Емельянов Ю. Н. Учиться мастерству общения // Психология в управлении. - Л., 1983. 145 с.
22. Знаков В.В Понимание в познании общении. - М.: Наука, 1994. - 200 с.
23. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 1998. - 188
24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. - 650 с.
25. Ильин Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.
26. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471.
27. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. - СПб, 1998. - 450 с.
28. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. … доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
29. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с.
30. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1998. - Вып.2. - С. 28.
31. Кон И.С: Психология половых различий // Вопросы психологии, 1980, №. 2. - С. 25-36.
32. Кочарян А.С. Симтомокомплекс маскулинности в норме и патологии. - Киев, 1996. - 256 с.
33. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
35. Рубинштейн С.Л. Избранное. М.: Академия, 2008. С.186
36. Устьянцева С.И. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1999
37. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с.
Приложение 1
Методика полового дифференциала В.Е. Кагана
Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого - свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она дает одновременно два показателя половой идентичности - маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и феминности как независимых измерений.
Методика состоит из 18 шкал, редставляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шаклы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвертого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости - П.
Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».
Инструкция. Оцените:
а) самих себя,
б) большинство мужчин,
в) большинство женщин по отобранным чертам личности.
Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:
3 - совершенно верно, 2 - верно, 1 - пожалуй, 0 - неопределенное.
Отвечать надо как можно точнее, но не очень медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенному ответу. Вы должны затратить не более 10 минут.
Опросный лист методики полового дифференциала В. Кагана
Сам себя:
Плавное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Порывистое
|
|
Легкое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Тяжелое
|
|
Глубокое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Мелкое
|
|
Медленное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Быстрое
|
|
Сложное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Простое
|
|
Слабое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Сильное
|
|
Полное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пустое
|
|
Неповоротливое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Проворное
|
|
Ясное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Смутное
|
|
Нежное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Грубое
|
|
Острое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Тупое
|
|
Грустное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Веселое
|
|
Изменчивое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Постоянное
|
|
Твердое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Мягкое
|
|
Тусклое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Яркое
|
|
Активное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пассивное
|
|
Расплывчатое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Четкое
|
|
Прочное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Хрупкое
|
|
|
Большинство мужчин:
Плавное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Порывистое
|
|
Легкое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Тяжелое
|
|
Глубокое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Мелкое
|
|
Медленное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Быстрое
|
|
Сложное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Простое
|
|
Слабое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Сильное
|
|
Полное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пустое
|
|
Неповоротливое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Проворное
|
|
Ясное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Смутное
|
|
Нежное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Грубое
|
|
Острое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Тупое
|
|
Грустное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Веселое
|
|
Изменчивое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Постоянное
|
|
Твердое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Мягкое
|
|
Тусклое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Яркое
|
|
Активное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пассивное
|
|
Расплывчатое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Четкое
|
|
Прочное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Хрупкое
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|