бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников бесплатно рефераты

Таблица № 3. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у учащихся начальных классов

«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке

Качества личности

«Я-реальное», ранг в среднем по выборке

1

Умный

1

2

Добрый

2

3

Смелый

3

4

Сильный

5

5

Аккуратный

6

6

Вежливый

4

7

Терпеливый

7

8

Общительный

11

9

Целеустремленный

12

10

Старательный

9

11

Щедрый

10

12

Умеющий прощать

8

13

Искренний

13

14

Независтливый

14

Примечание: чем меньше ранг, тем более значимо качество.

При изучении структуры образа Я младших школьников было выявлено, что дети прежде всего хотят быть умными, добрыми (добрый понимается ими не в истинном значении слова, а исключительно как хороший), смелыми, сильными, аккуратными и т.д. Наименее ценными, даже нежелательными в дальнейшей жизни считают такие качества, как: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. Отвечая на вопрос, что такое щедрость, они говорят: «Это когда деньги на ветер не бросают».

При ранжировании качеств в зависимости от их выраженности в настоящее время результаты были получены примерно те же. Лишь немного менее выражены общительность и целеустремлённость по сравнению с идеалом и чуть более - умение прощать (табл. №3).

Таблица №4. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке

Качества личности

«Я-реальное», ранг в среднем по выборке

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

1

Умный

1

1

2

2

Добрый

3

3

3

6

Смелый

4

5

4

5

Сильный

2

12

5

3

Аккуратный

11

2

6

4

Вежливый

7

4

7

8

Терпеливый

5

10

8

12

Общительный

9

14

9

10

Целеустремленный

6

11

10

9

Старательный

12

7

11

13

Щедрый

10

6

12

11

Умеющий прощать

8

9

13

7

Искренний

14

8

14

14

Независтливый

13

13

Примечание: чем ниже ранг, тем более значимее качество.

Различия структуры образа Я мальчиков и девочек заключаются в следующем: в идеале девочки хотят быть более сильными и менее щедрыми, а мальчики более аккуратными, чем в настоящее время. Пытаясь представить себя в будущем, такой, какой хотелось бы быть, девочки, по сравнению с мальчиками, большее внимание уделяют такому качеству, как искренность. Ответы мальчиков свидетельствуют о том, что реально они отличаются от девочек меньшей аккуратностью, но большей целеустремлённостью, старательностью, терпеливостью и физической силой (табл. № 4).

В целом по сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям (самооценка «Я-реальное») (Ммал. = 44,29, m= 1,14; Мдев. = 47,47, m= 1,31; t=2,03 при p< 0,05).

Оценки себя в будущем («Я-идеальное») у младших школьников разного пола значимо не отличаются.

В процессе изучения общей самооценки учащихся было обнаружено её достаточное выраженное сходство у мальчиков и девочек (Ммал. = 6,59, m= 0,3; Мдев. =6,65, m= 0,27; t=1,15 при p< 0,05). При этом, на всю обследованную выборку пришлось 3% девочек и 9% мальчиков с отрицательной самооценкой. *

Таким образом, большинство школьников обладают позитивной общей самооценкой. Наиболее ценными во взрослой жизни с точки зрения младших школьников являются такие качества как ум, доброта, смелость, сила, аккуратность и т.д. К качествам, которые должны быть в меньшей степени выражены в связи с их, так сказать, неуместностью в современных условиях они относят: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. В идеале девочки хотят быть более сильными и менее щедрыми, а мальчики более аккуратными, чем в настоящее время. В будущем девочки, по сравнению с мальчиками, хотят быть более искренними. В целом по сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям. Оценки себя в будущем («Я-идеальное») у младших школьников разного пола значимо не отличаются.

2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников

Мотивация является одним из важнейших компонентов любого вида деятельности, непосредственно определяющих характер её выполнения. Мотивация имеет сложную структуру. В данной работе рассматривались виды ведущих мотивов деятельности. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников (вернее тех причин, которые приводят ребёнка в школу) осуществлялось с помощью методики Гинзбург М.Р., в основе которой лежит следующая классификация мотивов: внешний (родители заставляют), познавательный (нравится узнавать новое, учиться чему-либо), социальный (учиться нужно, чтобы быть образованным, чтобы потом стать специалистом), позиционный (ощущение собственной взрослости в связи с обучением в школе), игровой мотив и мотив получения высокой отметки.

Таблица № 5 Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников

количество учащихся с данным ведущим мотивом

внешний

познавательный

игровой

позиционный

социальный

отметка

2

49

5

4

27

13

Данные представленные в таблице №5, свидетельствуют о том, что в возрасте 8-9 лет все выше перечисленные мотивы могут выступать в качестве ведущих при осуществлении учебной деятельности. Наибольшая частота встречаемости отмечена в отношении познавательного и социального мотивов. Однако, следует отметить, что познавательный мотив у младших школьников часто является знаемым.

Гендерные различия в частоте встречаемости разных видов мотивов учебной деятельности у мальчиков и девочек выявлены не были (табл. №6).

Таблица № 6 Особенности мотивации учебной деятельности мальчиков и девочек 8-9 лет

категории

обследованных школьников

Количество учащихся с данным ведущим мотивом, %

внешний

познавательный

игровой

позиционный

социальный

отметка

девочки

0

54

2

2

27

15

мальчики

3

47

5

5

28

12

2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов

Стрессоустойчивость является одним из наиболее важных свойств личности. Его развитие во многом определяют особенности жизнедеятельности человека. В связи с тем, что ведущим мотивом деятельности в младшем школьном возрасте является учёба, и тем, что страхи, не связанные со школой подробно исследованы и описаны в первой главе работы, было организовано изучение школьной тревожности детей.

Таблица № 7 Характер тревожности младших школьников

Характер тревожности

Количество учащихся с высоким уровнем тревожности, %

Всего

девочки

мальчики

1. Общая тревожность в школе

12

9

11

2. Тревожность во взаимоотношениях со сверстниками

4

5

5

3.Тревожность в связи с фрустрацией потребности в достижении успеха

4

9

9

4. Страх самовыражения

21

14

21

5.Страх ситуации проверки знаний

35

36

28

6. Страх не соответсвовать ожиданиям окружающих

23

12

26

7. Тревожность в отношениях с учителем

12

23

11

8.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

4

14

8

По результатам данной таблицы видно, что в настоящее время у младших школьников наиболее выраженными являются: страх ситуации проверки знаний (35% учащихся), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (24%) и страх самовыражения (23%).

Значимые различия в частоте встречаемости разного вида страхов у девочек и мальчиков выявлены не были. Однако, следует заметить, что для девочек страх проверки знаний стоит на первом месте, на втором же месте находится тревожность в отношениях с учителем. Для мальчиков наиболее важной также стоит страх ситуации проверки знаний, а на втором - страх несоответствовать ожиданиям окружающим. Из этого можно сделать вывод, что для девочек принципиальным является отношение с учителем как со значимым лицом, для мальчиков же взаимоотношения с учителем не столь значимо. Для мальчиков важнее соответствовать ожиданиям окружающих, что говорит о особенном представлении мальчиков взаимоотношений со сверстниками. Для мальчиков характернее и значимее, в определённой степени, взаимоотношение со сверстниками, нежели с учителем.

Также на основе сокращенного варианта методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников»[11], которая использовалась с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых (произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий, умственная работоспособность и темп деятельности) и характером общения младших школьников (взаимодействие со сверстниками и педагогом) было проведено исследование зависимости уровня тревожности детей и, соответственно, особенностей учебной деятельности и характера общения младших школьников.

Около одной пятой части младших школьников испытывает отрицательное эмоциональное отношение со стороны своих сверстников. Эмоциональное принятие или отвержение учителя детьми зависит от индивидуально-психологических особенностей педагога и прежде всего нервно-психологической устойчивости и уровня конфликтности. Гендерные различия в отношении к учителю и одноклассникам мальчиков и девочек заключается в том, что девочки воспринимают сверстниц, как наиболее привлекательных партнёров по общению. Отношение учителя к учащимся зависит от индивидуально-психологических особенностей детей, прежде всего как объектов учебной деятельности.

Состояние фрустрации потребности в достижении успеха испытывают, как правило, те младшие школьники, у которых слабо сформированы учебные действия («Учебные действия» по методике Битяновой М.А.; r=0,21, при p<0,01), низкая работоспособность («Умственная работоспособность» по методике Битяновой М.А.; r=0,17, при p<0,05), имеют место проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками («Взаимоотношения с одноклассниками» по методике Битяновой М.А.; r=0,18 при p< 0,05). Страх быть высмеянным сверстниками не позволяет свободно демонстрировать свои знания и умения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7