Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников
5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников.
1). Тест школьной тревожности Филипса. В кн.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2001.
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.
На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
При обработке подсчитывается:
· Общее число несовпадений по всему тексту.
· Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
1. Общая тревожность в школе.
2. Переживания социального стресса.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха.
4. Страх самовыражения.
5. Страх ситуации проверки знаний.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (см. Приложение №2).
2).Методика Гинзбург М.Р. «Определение мотивов учения».
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Мотивы:
1. учебный.
2. социальный.
3. позиционный.
4. внешний.
5. игровой.
6. отметка.
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Делаются выводы о характерном для ребёнка мотиве учения, анализируются причины того или иного мотива (см. Приложение №3).
3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будасcи).
Цель: выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности.
Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: умный, аккуратный, вежливый, смелый, искренний, щедрый, сильный, общительный, добрый, умеющий прощать, старательный, независтливый, целеустремленный, терпеливый (см. Приложение №4).
Методика состоит из 2 частей.
Уровни самооценки
|
|
Низкий
|
Ниже среднего
|
Средний
|
Выше среднего
|
Высокий
|
Неадекватно
высокий
|
|
0-0,2
|
0,21-0,3
|
0,31-0, 51
|
0,51-0,65
|
0,66-0,8
|
Свыше 0,8
|
|
|
4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC).
Шкала интеллекта Д. Векслера для детей (WISC) применяется для определения общего интеллектуального уровня и особенностей интеллекта детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 месяцев. Данный тест позволяет определить как общий показатель интеллекта, уровень развития вербального и невербального интеллекта, так и показатели структурных особенностей интеллекта.
В данную методику включены 11 субтестов: «Осведомленность», «Понятливость», «Арифметический», «Сходство», «Словарный», «Повторение цифр», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса», «Складывание фигур», «Шифровка (кодирование)».
Первые шесть необходимы для определения особенностей вербального интеллекта, остальные - невербального.
Обследование проводилось в индивидуальной форме. Изучались такие показатели, как:
· уровень развития общего интеллекта;
· уровень развития способностей, соответствующий групповым факторам: вербальный и невербальный интеллект;
· уровень развития способностей, соответствующих специфическим факторам [32] (см. Приложение №5 и №6).
5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников (Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др.,1998).
Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых (произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий, умственная работоспособность и темп деятельности) и характером общения младших школьников (взаимодействие со сверстниками и педагогом). В качестве экспертов выступали учителя.
Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке. Для математического и статистического анализа материала были использованы следующие функции и параметры: среднее арифметическое, дисперсия и стандартное отклонение и д.р., а также методы выявления различий в уровне и распределении исследуемых признаков (t-критерий Стьюдента, ч2 - критерий Пирсона), корреляционный и факторный анализ (r-коэффициент линейной корреляции Пирсона). Обработка результатов осуществлялась на ПВЭМ с использованием прикладных программ.
2.3 Гипотеза исследования
В качестве гипотезы в данном исследовании выступало предположение - существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению.
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
Изучение особенностей интеллектуального развития учащихся осуществлялось с помощью теста Д.Векслера. По материалам психологической диагностики при помощи данной методики в исследуемой группе детей, а так же мальчиков и девочек этой же группы, на втором году обучения, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:
- вербальный интеллектуальный показатель - 110;
- невербальный интеллектуальный показатель - 107;
- общий интеллектуальный показатель - 120.
Первой ступенью исследования было выявление полученных результатов по тесту интеллекта Векслера (детский вариант) по всей выборке исследуемых детей. То есть необходимо было узнать общее интеллектуальное развитие у учащихся начальных классов. Второй же ступенью исследования было определить особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек для успешной социально-психологической адаптации.
В приведенной ниже таблице представлены результаты первой ступени исследования, а именно особенности уровня интеллектуального развития всей выборки детей.
Таблица №1. Особенности уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов
Название субтестов
|
Количество учащихся, %
|
|
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
|
Осведомленность
|
14
|
70
|
16
|
|
Понятливость
|
2
|
50
|
48
|
|
Арифметический
|
13
|
55
|
32
|
|
Сходство
|
0
|
35
|
65
|
|
Словарный
|
40
|
51
|
9
|
|
Повторение цифр
|
0
|
92
|
8
|
|
Недостающие детали
|
22
|
71
|
7
|
|
Последовательные картинки
|
9
|
41
|
50
|
|
Кубики Косса
|
6
|
40
|
54
|
|
Складывание фигур
|
9
|
38
|
53
|
|
Шифровка
|
6
|
40
|
54
|
|
|
В ходе проведения исследования было выявлено значительное число детей с высоким уровнем развития логического мышления («Сходство», «Последовательные картинки»), образного и пространственного мышления («Кубики Косса», «Складывание фигур»), распределения внимания («Шифровка»), практичности («Понятливость») и низким уровнем речевого развития («Словарный»).
Замедление речевого развития, малый объём словарного запаса детей, вероятно, является общей тенденцией, характерной для нашего времени, в связи с редким чтением литературы и частыми просмотрами видео продукции. Качественный анализ результатов выполнения заданий субтеста «Словарный» показал, что только 30% детей пытались дать определение через род и видовое отличие 1-2 понятиям из 18-21, которые им были в той или иной степени знакомы. Во всех остальных случаях имели место определения по употреблению («гвоздь - его забивают в стену») и объяснение лексического значения слова через пример («неприятность - это вот когда тебя ударили и тебе неприятно», «смелый - значит не боится волков и медведей»). Следует также отметить снижение степени актуальности некоторых вопросов вербальной части методики. Например, на вопрос, где продают сахар, многие дети отвечают: «На рынке, везде». При этом правильным ответом считается, что в продовольственном магазине, гастрономе.
Вторая ступень исследования заключалось в том, что нужно было сравнить две выборки детей (мальчиков и девочек) и с помощью критерия Стьюдента, определить наиболее значимые различия по средним показателям в данном исследовании.
Таблица № 2. Особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек
Название субтестов
|
Среднее значение, баллы и стандартная ошибка
|
Значение t-критерия Стьюдента
|
|
|
девочки
|
мальчики
|
|
|
1.Осведомленность
|
10,7 ±0,59
|
12,05 0,54
|
1,7
|
|
2.Понятливость
|
12,59 ±0,61
|
14,55± 0,43
|
2,65, p 0,01
|
|
3.Арифметический
|
11,86 ±0,47
|
13,21± 0,36
|
2,98, р 0,01
|
|
4.Сходство
|
14,78 ±0,37
|
15,16 ±0,31
|
0,78
|
|
5.Словарный
|
9,97± 0,69
|
10,42 ±0,53
|
0,51
|
|
6.Повторение цифр
|
9,89± 0,38
|
9,25 ±0,26
|
1,38
|
|
7.Недостающие детали
|
9,97± 0,53
|
10,91 ±0,37
|
1,45
|
|
8.Последовательные картинки
|
11,27± 0,63
|
11,41 ±0,46
|
0,18
|
|
9.Кубики Косса
|
12,89± 0,47
|
13,96± 0,47
|
1,61
|
|
10.Скадывание фигур
|
10,03± 0,48
|
10,61± 0,42
|
0,9
|
|
11.Шифровка
|
13,14 ± 0,53
|
11,60 ±0,38
|
2,38, р 0,05
|
|
Вербальный интеллект
|
11,64 ±0,34
|
12,38±0,3
|
1,63
|
|
Невербальный интеллект
|
11,45 ±0,28
|
11,66 ±0,29
|
0,53
|
|
Общий интеллект
|
11,19 ±0,41
|
12,07± 0,29
|
1,78
|
|
|
В данной выше таблице с помощью t-критерия Стьюдента была произведена проверка равенства средних значений в двух выборках детей: мальчиков и девочек. В результате этого, были обнаружены наиболее значимые показатели в различии уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек (субтест «Понятливость» - 2,65, при p 0,01, субтест «Арифметический» - 2,98, при р 0,01 и субтест «Шифровка» - 2,38, при р0,05).
Отсюда можно сделать следующее заключение: на этапе начального школьного обучения гендерные различия в уровне интеллектуального развития учащихся заключаются в том, что мальчики практичнее, чем девочки. Они лучше разбираются в происходящих событиях и более способны к принятию самостоятельных решений (субтест «Понятливость»). Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Мальчики быстрее и правильнее выявляют связи между данными и находят решение арифметических задач (субтест «Арифметический»). Однако значения показателя распределения зрительного внимания у девочек существенно превышают таковые у мальчиков (субтест «Шифровка»).
Таким образом, характерной чертой современных младших школьников является высокий уровень развития умения выполнять такие логические операции, как установление закономерностей и обобщение, а также образного и пространственного мышления, повышенная практичность, но в тоже время малый объем словарного запаса и слабое развитие связной речи. Гендерные различия в развитии интеллектуальных способностей заключается в том, что мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частную. Частная самооценка рассматривается в виде оценки образа «Я-реальное» и «Я-идеальное». В соответствии с целью исследования было проведено изучение общей и частной самооценки у всей выборки школьников начальных классов, а также попутно анализ структуры образа Я мальчиков и девочек в исследуемой выборке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|