бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные аспекты брачного поведения бесплатно рефераты

.

Итак, мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью (Айзенк Г., 2002). Таким образом, согласно теории В.А. Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности, уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.

Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины по сравнению с мужчинами обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями).

В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, маскулинность и фемининность рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. Подобным образом построена шкала № 5 опросника ММР1. В-третьих, маскулинность и фемининность могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки (Кон И.С., 1982) Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. С.19.

Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные и недифференцированные, которые присутствуют в каждой половой группе). Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные - отсутствием жизненных сил.

Большинство психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин - внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности).

Как появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон. Говоря о психологическом поле, за рубежом используют два термина: sех, если речь идет о биологических основах поведения, и депйег, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения (Кон И.С., 1982; Юнг К., 1982; Русалов В.М., 1993) См.: Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - М.: Наука.- 1984. С.67.

В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то тендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются (Крайг Г., 2000).

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин, закрепленной в архетипах анимы (у мужчин) и анимуса (у женщин), которые даже при отсутствии убедительной реальной модели для подражания предоставляют своим обладателям образцы мужского и женского поведения (Юнг К., 1982).

Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.

Анализ теоретических работ по социальной психологии, философии, социологии и культурологи, раскрывая содержание представлений о семье, об источниках их формирования и основах брачного поведения будущих супругов, дал основание утверждать, что при взаимодействии будущих брачных партнеров его непосредственными регуляторами являются, прежде всего, социальные установки как готовность к определенного рода действиям и оценкам, а также тендерные стереотипы, выполняющие функцию фильтрации, избирательности и адаптации к будущему супругу.

Гендерные различия выбора партнера по браку представлены в содержании стереотипов, обусловленных патриархальной или феминистической точкой зрения: о физических данных будущего избранника, основанных на репродуктивных ожиданиях и биологических возможностях, полоролевых стереотипах о реализации семейных функций в будущем браке, традиционных стереотипов маскулинности - феминности, стереотипных представлений о разделении труда. Представления субъекта о будущей семье и партнере по браку базируются, прежде всего, на моделях родительской семьи, а также влиянии школы (вуза), государства со сложившейся актуальной социально-экономической и культурной ситуацией. Однако мы считаем, что перечень источников, приводимых в научной литературе, не отражает их многообразие, поэтому в теоретико-эмпирической модели постарались максимально учесть их, включив в соответствующий блок источников представлений молодых людей о семье и супруге. Семейная ориентация значительной части современной молодежи не сопровождается установкой на рождение детей, основной причиной являются социокультурные изменения, ведущие к смене приоритетов в представлениях о семье, когда дети не включаются в ценностный состав основ проектируемой семьи.

Отсюда, следует полагать, что главной детерминантой процесса брачного поведения людей является искаженная система установок, представлений и стереотипов и о семье и партнере по браку, сформированная под влиянием социокультурных и прошлых демографических особенностей России. В этой связи можно предположить, что брачное поведение имеет тендерные особенности и обуславливают специфику принятия решения юношами и девушками о заключении брака.

Самостоятельность и свобода становятся отличительными направлениями, сопровождающими все ценностные ориентации добрачного поведения. Но оказывается, что конструктивными ценностями, к которым относятся свобода и самостоятельность, необходимо уметь воспользоваться, иначе цена ошибочных решений создать семью может быть слишком высока. Потому и для мужчин, и для женщин, выходящих на брачный рынок, представляется трудной задача выбрать того спутника жизни, который бы в полной мере соответствовал их ожиданиям и представлениям об идеальном партнере. Как показало исследование, проведенное в январе-феврале 2008 года в г.Н. Новгороде и г. Богородске, в ходе которого было опрошено 275 молодых людей, имеющих опыт семейной жизни, представители сильного и слабого полов по-разному справляются с этой задачей - выбором спутника жизни.

Можно утверждать, что современные брачные практики характеризуются, как правило, добровольным и желанным браком (60%) Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - Гл. 21. Социология семьи. - С.415-435. В то время создание семьи не всегда был делом только двоих влюбленных. Примерно трети мужчин и более чем половине женщин в предбрачный период пришлось выслушать немало нелицеприятной информации об их избранниках. Примечательно, что информирование было чаще направлено на женщин, что может быть объяснено их большей по сравнению с мужчинами внушаемостью или нерешительностью при принятии столь ответственного решения.

На основе проанализированных эмпирических данных Орлянский С.А. выделяет шесть групп каналов поиска брачного партнера:

социальное окружение индивида, с которым он контактирует ежедневно. Это наиболее традиционный и распространенный путь поиска брачного партнера. К ним автор относит профессиональное сообщество (в том числе коллеги по работе, круг профессионального общения), либо учебную группу и компанию друзей, являющиеся повседневной средой общения каждого человека. Из них самым популярным способом знакомства, который "лидирует" с огромным отрывом, является знакомство в компании друзей.

социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор представлены в качестве каналов поиска брачного партнера). Эта группа каналов довольно популярна среди москвичей;

места проведения досуга, которые в городе с развитой индустрией развлечений расположены практически на каждом шагу (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы). Наиболее популярным каналом в этой группе являются рестораны, кафе и бары, в которых надеется встретить спутника жизни;

интерактивные знакомства - через Интернет и SMS-сообщения. Это принципиально новые каналы поиска брачного партнера, возникшие с развитием информационных технологий.

внутри - и межсемейные связи в качестве канала брачного рынка отражают привычные связи мигрантов, которые в силу опасения потери своей этнической идентичности стараются связывать себя узами брака с представителями своей национальности или же, руководствуясь сложившимися на родине нормами, поведенческими стандартами и принципами, находят будущую жену / мужа на этнической родине;

церковь.

Итак, в ситуации выбора брачного партнера женщины чаще проявляют меньшую решительность и рациональность, чем представители сильного пола. В то время как знание особенностей потенциального спутника жизни, учет мнения заинтересованных лиц может способствовать снижению количества неверных решений и разводов.

Раздел 3. Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования

Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек (80 женщин, 70 мужчин). Работа выполнялась на базе ТГУ им. Г.Р. Державина и в местах проведения досуга.

Цель исследования: изучение гендерных стереотипов брачного поведения тамбовской молодежи.

Гипотеза исследования: Существуют различия в представлениях о будущей семье по степени их сформированности, осознанности, качественному составу, рациональности и эмоциональности у юношей и девушек Тамбова.

Принятие решения о вступлении в брак основано на предшествующем опыте, включающим опыт, приобретенный в родительской в семье, в реальном взаимодействии с представителями противоположного пола, почерпнутый из различных информационных источников (СМИ, искусства, литературы, истории и других). Данный опыт представлен в сознании людей как совокупность стереотипных представлений об идеальном избраннике и моделей взаимодействия с ним, и типичном представителе непосредственного социального окружения своего региона. Данный набор стереотипов и соответствующих этим стереотипам поведенческих готовностей (социальных установок) регулирует непосредственное взаимодействие субъектов по поиску партнера.

Гендерные стереотипы делятся на три группы:

стереотипы публичной сферы (макросоциальный уровень) в рамках которой социально-экономические отношения носят преимущественно формальный, деперсонализированный характер и строятся на принципах эквивалентного обмена, конкуренции, ценностях независимости, собственности, достижений. Существующая в этой сфере горизонтальная сегрегация обусловлена, наряду с другими объективными и субъективными факторами, существующими гендерными стереотипами, разделяющие сферы социально-экономической деятельности на мужские и женские.

стереотипы приватной сферы (микросоциальный уровень) характеризуют межличностные отношения, направленные на создание семьи, определение репродуктивных установок, поддержание внутрисемейных ролей, а также определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной направленностью исполняемых супругами гендерных ролей.

социально-психологические стереотипы, проявляющиеся как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Стереотипы эмоциональности и психологической зависимости определяют поведение мужчин и женщин дома и при взаимодействии с другими социальными институтами.

В выборе модели брачного поведения важна роль сходства и различий в выборе партнере; влиянии сознательных и бессознательных фильтров, где в качестве эталонов соотнесения выступают модели идеального партнера и родительской семьи, служащих критерием оценки предполагаемого вступления в брак; поиске максимальной выгоды в планируемых взаимоотношениях; поиске родительских качеств в будущем партнере; роли доминирующих мотивов; партнере, как средстве удовлетворения потребностей.

Следует полагать, что в реальном взаимодействии людей проявляются указанные закономерности, в конечном итоге приводящие к решению о заключении брака (или отказе от него). Анализ представлений о семье и браке дает ключ к пониманию специфики такого взаимодействия, которое в реальности имеет тендерные противоречия, проявляемые как при принятии решения о совместной жизни, так и в устойчивости будущего брачного союза и реализации репродуктивного потенциала.

В целях изучения социально-психологических особенностей брачного поведения и в соответствии с теоретической моделью был использован авторский опросник (Приложение 1), позволяющий получить данные о многообразии факторов, влияющих на формирование брачного поведения.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

На основе проанализированных эмпирических данных автор выделяет шесть групп каналов поиска брачного партнера:

социальное окружение индивида, с которым он контактирует ежедневно. Это наиболее традиционный и распространенный путь поиска брачного партнера. К ним автор относит профессиональное сообщество (в том числе коллеги по работе, круг профессионального общения), либо учебную группу и компанию друзей, являющиеся повседневной средой общения каждого человека. Из них самым популярным способом знакомства, который "лидирует" с огромным отрывом, является знакомство в компании друзей. Это весьма удачное место для приобретения новых знакомств, люди там более открыты, находясь в обществе друзей, в привычной атмосфере.36,3% предполагают встретить будущего супруга в компании друзей;

социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор представлены в качестве каналов поиска брачного партнера). Эта группа каналов довольно популярна среди москвичей. Данный путь поиска брачного партнера отмечают 15,5% респондентов;

места проведения досуга, (рестораны, кафе, клубы, спортивные залы). Наиболее популярным каналом в этой группе являются рестораны, кафе и бары, в которых надеется встретить спутника жизни каждый десятый;

интерактивные знакомства - через Интернет и SMS-сообщения. Это принципиально новые каналы поиска брачного партнера, возникшие с развитием информационных технологий.

По итогам анализа информационных источников формирования представлений о семье можно заключить, что источники формирования стереотипных представлений молодежи о лице противоположного пола у юношей и девушек имеют сходную структуру и определяются ориентацией на мораль своего поколения в условиях повседневной жизнедеятельности, в то время как образ родителя противоположного пола менее значим. Молодые люди строят представления друг о друге на основе противоречивой информации: о репрезентируемых "парадных" качествах в досуговой активности и негативных проявлениях субъектов в повседневной жизнедеятельности.

Отвечая на вопрос о уровне доходов семьи ответы распределились следующим образом:

Таблица 1.

По Вашему мнению, уровень доходов вашей семьи

№ п/п

Варианты ответов

Ответы респондентов,

Мужчины%

Женщины,%

1

а) низкий

8,3

53,3

2

б) средний

58,3

20,1%

3

в) высокий

19,4

10,2%

На вопрос о предполагаемом месте встречи будущего супруга (супруги) Мужчины предпочитают ближайшее окружение 58,2, интерактивные знакомства 20,4%. Женщины высказали предпочтение ближайшему окружению - 53,3%, места проведения досуга - 20,1%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5