бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерная специфика представлений об отцовстве бесплатно рефераты

Мужскую гендерную роль, на наш взгляд, лучше рассматривать с позиции Томпсона Плека, который определил ее как социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Эти нормы усваиваются посредством усиления, наблюдения за моделями и через культурные каналы, например средства массовой информации. Мужчины постоянно сталкиваются с трудностями, созданными и поддерживаемыми традиционной мужской ролью. В качестве нормы изучалось мужское поведение.

Существует 5 основных компонентов мужской гендерной роли (Ш. Берн, 2002):

1. Норма успешности/ статуса

Здесь ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Эта норма может оказывать отрицательное влияние на процесс самоактуализации, самооценку мужчины и проявление его отцовских качеств.

2. Норма умственной твердости

Мужчина должен быть знающим, компетентным и всегда контролировать ситуацию. Эта норма может мешать восприятию новой информации, быть причиной серьезных ошибок и создавать проблемы в сфере взаимоотношений.

3. Норма физической твердости

Ожидания того, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не избегать опасности. Эти нормы могут быть одной из причин агрессивного и раскованного поведения, которое включает в себя злоупотребление алкоголем, наркотиками, неосторожную езду, безответственное сексуальное поведение.

4. Норма эмоциональной твердости

Мужчина не должен выражать чувства, показывать эмоциональную слабость и обязаны сами решать собственные проблемы. В этом причины меньших подлинно близких отношений.

5. Норма антиженственности

Мужчинам следует избегать занятий и личностных черт, ассоциируемых с женскими. Эта норма также подавляет выражение эмоций, не позволяя проявлять желаемые, но стереотипно считающиеся женскими модели поведения, такие, как нежность и эмпатия.

Из сказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы. В мужском обществе сохраняется потребность отличаться от женщин. Отделение от материнского начала является необходимым аспектом мужской самоидентификацию У них быть мужчиной - значит прежде всего не быть женственным.

Важнейшим социальным институтом, поддерживающим маскулинные ценности, остается иерархическое мужское сообщество, где существуют такие положения, что мальчика делают мужчиной не женщины, а другие мужчины, которые могут и не являться отцами. Кроме того, мальчики раньше отделяются от родительской семьи, вследствие чего, по нашим наблюдениям, у них проявляется больше антинормативного поведения.

А в мужских ролях, на наш взгляд, происходит своеобразный кризис ввиду перемен в обществе. Все больше от мужчин ждут заботы о детях, выражения нежных чувств. Все это требует от мужчин навыков, которыми большинство пока не обладает. Кроме того, необходима реорганизация социальных институтов. Как подчеркивают специалисты, все больше мужчин вовлекается в семейную жизнь, но преградой на пути являются учреждения, где они работают и где нет никакой реальной поддержки. Возможно даже, что мужчины изменились больше, чем принято думать, просто обычно люди склонны выделять лишь тех индивидуумов и элементы поведения, которые подтверждают традиционные стереотипы.

1.3 Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально - экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь.

Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи такими, как они есть, учится давать им имена, обходиться с людьми. Постепенно его переживания кристаллизируются и объединяются в одном переживании: я любим. Для большинства детей в возрасте до 8-10 лет проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого возраста еще не способен любить: он радостно принимает и благодарен тому, что он любим. «С указанной поры в развитии ребенка появляется новый фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь». (Фромм Э., 1990).

Как показал предпринятый нами анализ литературы, многие авторы указывают на огромное влияние отца на ребенка, которое формируется в их привязанности друг к другу с как можно более раннего начала их общения. Уже у обезьян, чем раньше самец начинает играть с малышом, тем богаче и эффективнее становятся их дальнейшие контакты. У человека же возможность ранних контактов затруднена. Это заключается прежде всего в том, что роды происходят в закрытом для мужчин заведении и отец получает возможность увидеть своего ребенка и взять на руки лишь через 7-10 дней, хотя доказано, что решающими могут быть уже первые два-три дня после рождения, когда в мозгу новорожденного запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков. Но такая ситуация существует только в России, а во многих странах присутствие мужа роженицы на родах составляет обычное явление, хотя, не спорим, в последнее время и у нас появилась такая возможность. Это связано с установленными фактами, что присутствие мужа при родах способствует уменьшению тревоги роженицы, менее интенсивными становятся ее болевые ощущения, уменьшается количество наркотических веществ, необходимых для обезболивания родов, что благотворно влияет как на мать, так и на ребенка. Но главное, что живой контакт отца с ребенком производит на обоих сильное впечатление, что усиливает их привязанность друг к другу.

Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с предварительным обучением. Было установлено, что чем увереннее чувствовал себя мужчина задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и активнее он включался в воспитание ребенка. Мужчина подключается к воспитательному процессу, поскольку считает себя готовым и умеющим заниматься детьми. Поэтому, чтобы активизировать участие отца в воспитании ребенка, необходимо просто обучить мужчин элементарным навыкам пеленания, одевания, приготовления пищи для маленького ребенка. А обязанность системы образования - обеспечить возможность такого обучения, чтобы отец мог без страха и неуверенности подойти к своему младенцу.

В настоящее время часты жалобы матерей на неправильное отношение отцов к ребенку. Франсуаза Дольто, например, объясняет это тем, что отношения между отцом и ребенком во многом зависят от того, чем для отца был или не был его собственный отец. Если этот взрослый преждевременно потерял или вообще не знал отца, со своим сыном он ведет себя совершенно неправильно, так как не имеет никакого образца. Если он идентифицирует себя со своим отцом, он заблуждается еще больше, так как воспитывает своего сына таким образом, как будто сын - это он сам в детстве; а если он противоречит своему отцу, то ведет себя опять-таки неверно, так как единственный ориентир для него - обращаться с сыном не так, как обращались с ним, а наоборот: но в любом случае он воспитывает не детей, а себя, как будто в действительности его дети - это он сам. « Эти отношения пагубны, пока отец не поймет, что мы не должны воспитывать в нашем ребенке самих себя, таких, какими были или хотели быть, так как ребенок не должен стать ни таким, как мы, ни похожим на нас - он должен стать совсем другим». ( Дольто Ф., 1997).

Но неуверенность отцов, отсутствие чувствительности, переживаний по отношению к детям может быть кажущейся. Это подтверждает ряд экспериментов, построенных по такому принципу: испытуемый ( мужчина или женщина ) наблюдал за ребенком, находившемся в затруднительном положении в реальной ситуации, хотя чаще это была видеозапись, фотография. Затем необходимо было описать свои чувства и оценить их по пятибалльной шкале. В результате женщины говорили о более интенсивных и насыщенных переживаниях. Но это лишь личные показатели самих испытуемых. Здесь же использовали более объективный метод: измеряли физиологические реакции, сопровождающие эмоции (частота пульса, дрожание рук, потоотделение). И оказалось, что в ситуации сопереживания ребенку между мужчиной и женщиной нет никакой разницы в физиологических проявлениях. Также учитывалось реальное поведение взрослого. Было доказано, что многое зависит от наличия посторонних наблюдателей. Мужчину присутствие других сдерживало, а женщина, наоборот, вела себя более активно.

Нам кажется, что такое поведение мужчин, когда на людях они ведут себя одним образом, проявляют одни чувства, но при этом переживают совсем другое, во многом определяется рамками общества, связанными с необходимостью соответствия мужским ролям, когда им становится просто неудобно выходить из себя, например, по поводу детского плача.

По словам специалистов, качество влияния отца на детей в основном сводится к двум переменным: доля его участия в воспитании и степень его авторитарного контроля. Это можно представить в виде системы координат, где ось абсцисс идет от демократизма к жесткой дисциплине в отношении детей, а ось ординат - от полного пренебрежения отцовскими обязанностями до систематического участия в воспитании детей.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство - общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента». (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Так, в ряде исследований говорится о том, что наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами.

С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера - для мужчин, а забота женщины - дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные нами варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Как мы уже говорили, отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Но мы не можем полностью придерживаться этого, так как существуют данные Европы и Америки, которые свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.

У девочек, по мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств, но лишь в раннем возрасте. Но обычно частые физические наказания являются следствием низкого уровня морального развития.

Это отрицательные стороны мужского поведения, которые способна компенсировать мать в своих поступках. На самом деле « теплые, дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви». (Кочубей Б.И., 1987). Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показало, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, чем вторые.

В неполных семьях отсутствие мужчины оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Такие дети труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а, став взрослыми, испытывают трудности личной жизни. Но это не говорит о том, что в полных семьях все так хорошо. Есть случаи, когда даже при наличии отца вырастают дисгармоничные тревожные и плохо социализированные дети. Установлено, что в семьях, где мать занимает доминантные позиции, а отец представляется забитым, вытесненным, у детей встречаются неврозы, бронхиальная астма и некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, они усваивают образ мужчины как «лишнего» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец сохраняет хоть крохи привязанностей детей, то потеря уважения к отцу ведет к потере самоуважения, что является препятствием для личностного роста. Когда сын не уважает отца, не испытывает к нему чувства любви, его собственное отношение к себе может не пострадать, и, отвергнув образ отца, будет просто искать другие мужские идеалы. И, наконец, есть случаи, когда даже при доминантном положении матери, мальчик испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.

Из выше приведенных примеров можно выделить 3 варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

При недостатке мужских качеств ребенок растет пассивным, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом. Такой мальчик нравится родителям, родственникам, учителям, поскольку не доставляет никаких хлопот.

При избытке мужских качеств растет нагловатый, самоуверенный человек, который ищет удовольствие в драках, а девочек не считает за людей. Такой тип никому не нравится. Однако часто подростки воспринимают хамство и силу как единственное средство утверждения своего мужского «я», что компенсирует недостаток мужских качеств (1 тип).

При норме мужских качеств мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен. Он инициативен, интересуется специфически мужскими предметами. Он четко осознает себя будущим мужчиной, защитником слабых, у него иногда могут быть вспышки агрессии,

Но взрослые, борясь с ними, могут препятствовать их развитию.

Девочки же менее ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он добр и ласков с ними. Дочери важнее не то, кто руководит в семье, а то, насколько конфликтны отношения родителей. По мере взросления девочки начинают относиться лучше к отцу и хуже - к матери, у них развивается чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери.

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Если отец не общается с дочерью и даже указывает на ее непривлекательность, ей трудно будет в жизни и потребуется немало усилий, чтобы поверить в свое достоинство. Если отец обожает дочь и даже в некоторой мере превозносит ее, она с трудом будет привыкать к тому, что некоторые мужчины будут относиться к ней без восхищения. Если девочка с детства лишена отца, ей будет очень трудно общаться с мужчинами ввиду отсутствия мужского образца. И в самом лучшем положении будет находиться та, чей любящий отец мягко и ненавязчиво напоминал ей о ее красоте, достоинстве, формируя устойчивое, положительное отношение к се6е. Из выше сказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что отцовская фигура оказывает влияние на развитие личности, как мальчика, так и девочки. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы, - представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской. Отец участвует во всех сферах жизни ребенка и накладывает на них свой отпечаток, что также является подтверждением немаловажной роли наличия отца.

Огромное значение для развития детей имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает эти отношения, и поведение каждого из родителей становится для него моделью, образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества больше всего ценятся. Здесь он предвидит свою будущую роль, «получает сценарий для построения своих собственных отношений в дальнейшем». (Кочубей Б.И., 1987).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7