бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерная специфика представлений об отцовстве бесплатно рефераты

Необходимо отметить, что в современном обществе институт отцовства претерпевает существенные изменения. Например в ФРГ, государство, частично взяв на себя функции семьи, в том числе и функцию отца как лица, обеспечивающего благосостояние семьи, отбирает его у самих индивидуумов, членов семьи. Институт отцовства теряет свой сугубо экономический смысл (Гурко Т.А., 2000). Так, функции отца по материальному обеспечению и защите берут на себя уже различные государственные учреждения. В не зарегистрированных браках детям дается фамилия матери, а фундаментальная функция продолжения рода может быть передана некой организации, например, центру планирования семьи. Но, на наш взгляд, в противоречиях между государством и институтом родительства есть свои плюсы, так как происходит освоение новых функций и появляется новый тип отца, который много времени уделяет воспитанию детей. В результате происходит изменение самой задачи воспитания. Родители стараются развить в детях независимость и способность к достижению цели, сделать их конкурентоспособными, что обеспечит их будущее. Скорее всего, отец не теряет свои функции, которые на самом деле лишь усложняются ввиду происходящих изменений в обществе, а приобретает все новые функции. Это подтверждает и И.Г. Остроух, который говорит об освоении мужчинами новых функций, которые прежде входили в круг обязанностей матери. По его словам, современные отцы могут обладать четырьмя главными качествами: любить, понимать, помогать, давать необходимую для развития свободу.

Таким образом, как показывает анализ публикаций, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности, мужчины более сознательно подходят к выполнению многогранной роли отца. Все больше авторов ставят под сомнение традиционное распределение ролей.

Так, давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.

Например, у народа Манус (Новая Гвинея), начиная с годовалого возраста отец берёт на себя практически всю заботу о ребёнке: уход, питание, воспитание. Отношения между мужем и женой почти враждебные, поэтому большой победой считается день, когда мать перестаёт кормить ребёнка грудью и отец отнимает его. Он забирает как сына, так и дочь, которую обычно передаёт на воспитание своей сестре. С сыном занимается исключительно сам: гладит ребёнка, дует на него, щекочет и играет с ним. По ночам они спят вместе, а днём посещают мужской клуб, куда женщинам заходить запрещается, но где может находиться любимая маленькая дочка (Кочубей Б.И.,1990).

Прямо противоположное наблюдается у народов Южной Африки и нашего Кавказа, где общение отца с ребёнком на протяжении нескольких первых лет жизни находится под строгим запретом. Если мужчина проявит хоть какую-нибудь ласку по отношению к ребёнку, он будет считаться опозоренным на всю жизнь. У народа Тонга нарушение этого запрета, по их представлениям, будет сопровождаться болезнью и смертью. Лишь после 7 лет отец с сыном могут поговорить друг с другом, но их отношения обычно натянутые и лишены каких-либо эмоций. Отец является строгим начальником, а сын должен подчиняться ему. Напротив, у кочевых племён Северной Аравии сын привязан к отцу, хотя их отношения также строятся по принципу подчинения. У племени Квома (Новая Гвинея), как и у Манус ребёнка отнимают у матери, но это происходит значительно позже (в 3 года), что ведёт к враждебным отношениям между сыном и отцом, которые могут смягчиться лишь только после обряда инициации. У южноафриканских бушменов уход за детьми полностью возложен на женщину, но с отцом сохраняются тёплые, дружеские отношения. Отец играет с ребёнком почти с самого его рождения. Постепенно отец обучает его охоте и правилам поведения. А вот отношения с дочерью становятся с каждым годом прохладнее. В целом, время общения с ребёнком составляет 20-30% от свободного (Кочубей Б.И.,1990).

Помимо отца в некоторых культурах воспитанием детей может заниматься другой мужчина, чаще всего брат матери, который выполняет функции нежного и заботливого отца. Это связано с тем, что «биологический» отец занят другими делами, либо отстранён от ребёнка религиозным запретом или выступает в роли грозного властителя. Например, на Тробриановых островах в Тихом океане, дядя выполняет практически все функции отца и слово «отец» звучит как «муж моей матери».

Разнообразие отношений мужчина-ребёнок встречается даже в полиандрических культурах, где одна женщина может быть женой многих мужчин. В одной из культур на Маркизских островах в Тихом океане главой семьи является старший сын женщины. А вот у народности Южной Индии существует понятие «социального отца», который помогает в воспитании ребёнка и выбирается из числа мужей по жребию.

В целом, как свидетельствуют данные анализа американских этнопсихологов М.Вест и М.Каннер по 80 обществам примитивного типа из Африки, Азии, Южной Америки, Австралии и Океании, в половине случаев отец регулярно играет с ребёнком уже в возрасте до 2 лет; в 60 обществах отец постоянно общается с ребёнком 2-5 лет. ( Кочубей Б.И., 1990).

Иными словами, можно сказать, что постоянные контакты отцов с детьми среди примитивных народов скорее правило, чем исключение.

Кроме того, взаимоотношения отца и ребенка отличаются по тому, в каких племенах они проживают. Так, Вест и Каннер выделяют 3 типа обществ, которые заметно различаются по тому, какое место занимает отец в семье и как участвует в воспитании детей. (Кочубей Б.И., 1990).

1. Культуры, где основным занятием является собирательство или садоводство. Браки здесь моногамные и разделение труда между мужчиной и женщиной невелико: женщина участвует в добывании пищи, а мужчина большую часть времени уделяет домашнему труду. Такие народы не отличаются воинственностью и агрессивностью, поэтому отцы здесь очень близки к детям, играют с ними и даже балуют.

2. Культуры, основной производственной деятельностью которых, является охота и земледелие. Семьи здесь полигамные, что становится дополнительным фактором, отделяющим ребёнка от отца; разделение труда менее строгое и женщины также работают в поле. Мужчины в таких обществах мужественны и агрессивны и часто участвуют в различных войнах и насилии, поэтому их контакты с детьми сведены к минимуму и дети растут под влиянием матери.

3. Высокоразвитые земледельческие культуры, где семьи чаще всего моногамные. Более совершенное политическое устройство уменьшает значение войн и насилия. Отец хоть и играет с ребёнком, но в повседневном уходе за ним не участвует, поэтому ребёнок значительно больше привязан к матери.

Что касается индустриальных стран с традиционной культурой, то в каждой из них отношения ребёнка и отца строятся по- разному.

В традиционной китайской семье сын должен почитать отца и сам с четырёхлетнего возраста пользуется большим уважением у женщин.

В японской семье власть отца как главы дома была и остается исключительно большой. Как пишет И.С. Кон, «он мог исключить из списка членов семьи любого нарушитель семейных правил, расторгнуть брак сына (до 30 лет) или дочери (до 25 лет)». (Кон И.С.,1988, с.20).

В восточной семье в отношениях отца и ребёнка также преобладают почтительность и поклонение.

Латиноамериканская семья отличается властным, грубым, жестоким отцом, который с презрением относится к уходу за детьми, считая это недостойным занятием для настоящего мужчины.

Таким образом, как можно видеть из представленных данных, во всех традиционных семьях есть общая черта: отец это, прежде всего авторитет, олицетворение власти, которой ребёнок должен подчиняться.

Однако в постиндустриальном обществе ситуация значительно изменилась. Прежде всего, налицо общее ослабление института брака. В 1999 г. Почти 28% всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегестрированного брака, за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более, чем вдвое, причем данное явление не является исключительно российским. Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. санкт-петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20%, а среди 30-39-летних - только 17%. (Кон И.С., 2003). Что касается вопроса обеспечения семьи, то, по-прежнему роль добытчика закрепляется за мужчиной, а женщины распоряжаются этими средствами. Мужчины по-прежнему работают больше часов и зарабатывают больше своих жен.

Что касается заботы о детях, то более молодые и образованные мужья готовы взять на себя часть семейных дел, но эти сдвиги происходят очень медленно. Если судить по реальным затратам времени, то разница между мужчинами и женщинами в постсоветский период даже увеличилась. В 1992 г. женщины тратили на домашнее хозяйство 8 ч., а мужчины - 3ч. (Кон И.С., 2003).

После этих исследований прошло всего лишь несколько лет, но ситуация в сфере родительства и отцовства, в частности, продолжает меняться. Так, И.В. Павлов в 2005 г. исследовал образы отцовства в современной рекламе, которые мы рассмотрим чуть позже.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация в сфере родительства такова, что постепенно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализовать себя как личность. В то же время мужчина выполняет не менее значимые родительские функции.

1.2 Специфика личностного развития современных мужчин

В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и современных обществ, именно за женщиной в силу ее репродуктивных способностей закрепляется роль воспитательницы подрастающего поколения, тогда как роль мужчины сводится к экономическому обеспечению семьи. А поскольку при наличии подобной дифференциации родительских ролей уход и заботу о детях осуществляет мать, это способствует воспроизводству определенных гендерных отношений. Так, по мнению Н. Чадороу, отношение матери к своему ребенку зависит от пола последнего. Девочку она рассматривает как продолжение себя, а сына - как другого. В результате девочка, идентифицируясь с матерью, как бы присваивает этику заботы и ухода за детьми, тогда как мальчику предстоит дифференцироваться от матерей, противопоставить себя ей и развить «другую» идентичность.

В современной литературе гендерная идентичность понимается как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Отсюда мужская идентичность - категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. (Уэст, Зиммерман).

Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка, поскольку его воспитатели - женщины; кроме того. «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявление «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного) (Клецина, Алешина). Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации (Каган).

В последние годы многие авторы, в том числе и Т.А. Гурко, указывают на повсеместный процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей. В своей работе мы рассмотрим представления о мужских ролях на основе понятия маскулинности.

Как отмечают некоторые исследователи, начиная с 1970-х годов традиционный мужской стиль жизни не соответствует современным социальным условиям. При этом одни авторы утверждают, что мужчины как социальная группа отстают от требований времени, представления о том, каким может и должен быть мужчина, и они должны смотреть и двигаться вперед (Кон И.С., 2002). Другие авторы видят в социальных процессах угрозу «естественным» устоям цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников вернуть общество назад, в спокойное прошлое.

Нам более близка первая точка зрения. В любом обществе не должно быть застоя, оно должно развиваться и если кто-то не будет двигаться вперед, он не даст обществу нормально развиваться, поэтому мужчины, как и все другие, не должны отставать от своего общества.

Такие авторы как Уоррен Фаррелл, Роберт Брэннон доказывали, что для устранения мужских трудностей, необходимо прежде всего изменить социализацию мальчиков, например, позволить им плакать. Сейчас в обществе бытует мнение, что молодые мужчины не имеют проблем. На самом деле это не так, просто они стесняются признаться в этом (Здравомыслова Е.,2002). Поэт Роберт Блай говорит о главной задаче современности - направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные ими базовые мужские ценности. Проблемой современных мужчин является эмоциональная бедность и ущербность взаимоотношений, как с близкими, так и на работе.

Маскулинность - особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определенном социуме и изменяется вместе с ним (Здравомыслова Е.,2002).

В современной науке существует четыре парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая, пост-модернистская.

Так, согласно биолого-эволюционному подходу, мужчина более способен переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он должен заботиться о внешних делах. Вследствие разной нормы реакции у мужчин выше находчивость, сообразительность, изобретательность. Некоторые особенности поведения мальчиков имеют психофизиологические корни (Кон И.С., 2002). Более высокий уровень обмена веществ делает мальчиков физически более энергичными и активными. Кроме того, мальчики более возбудимы и труднее поддаются внешнему контролю.

Психоаналитический подход делает акцент на том, что развитие мальчиков происходит на основе их осознания своих отличий от матерей, поэтому они должны сформировать свою мужскую идентичность отрицательно, путем отдаления от матери и формирования чувства самости как чего-то независимого, автономного и индивидуального. Это достигается с помощью отрицательных реакций - эмоционального отчуждения от женщин и утверждения своего мужского превосходства. При этом мальчики усваивают те компоненты маскулинности своего отца, которые, как они боятся, могли бы быть направлены против них. В процессе формирования личности мальчика у него появляются специфические мужские страхи и коммуникативные тревоги, от степени и способа преодоления которых зависит характер и особенно психосексуальные свойства взрослого мужчины. Психоанализ показал, что компоненты мужской идентичности внутренне противоречивы и ведут к психосексуальным нарушениям.

Социально-психологическая и пост-модернистская парадигмы считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.

Лично мы придерживаемся первых двух парадигм и считаем, что на самом деле важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин являются объективной данностью, а культура лишь оформляет и регулирует их проявления.

Следует отметить, что маскулинность не является унитарной чертой, мужчина с высоким показателем маскулинности по одной шкале может иметь низкий показатель по другой шкале. Другими словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Согласно психоанализу, маскулинное самосознание и поведение являются продуктами подражания и идентификации с конкретным мужчиной - отцом или его символическим образом. Взрослые сознательно прививают детям, особенно мальчикам, нормы и представления, на которые они должны ориентироваться. Исходя из этого слово «социализация» понимается как то, что мальчики становятся тем, что они есть в результате взаимодействия с себе подобными.

Помимо рассмотренных подходов выступающих «за» маскулинность, существует и пост-структуралистский анализ, где маскулинность переплетается с расовыми, сексуальными, классовыми отношениями и изучается феномен «третьего пола» и гомосексуальности. В рамках этого подхода Коннелл говорит о том, что не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Внутри одной и той же школы, места работы будут разные пути разыгрывания маскулинности. Например «гегемонная» маскулинность характеризует лишь мужчин, стоящих на вершине гендерной иерархии. Вообще, психологами было замечено, что мальчики и мужчины представляют окружающим заведомо ложные, нереальные образы Я и возникает впечатление «делания гендера» (Ш. Берн, 2002).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7