бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Функции и задачи родителей на разных этапах родительства бесплатно рефераты

o 1-я фаза (от рождения до 3 месяцев) характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым знакомым или незнако-мым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми, и каким угодно образом. Для достижения этой цели общения они используют свои специфические сигналы: улыб-ки, звуки голоса, могут подолгу следить за взрослым, желая вызвать у него ответ-ную реакцию. При этом они не выказывают никаких призна-ков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не осознают свою мать как отдельное, особое существо. Им про-сто не нравится, когда их заставляют что-то делать, и они могут при этом капризничать или плакать, независимо от того, кто в дан-ный момент с ними занимается - мать или посторонний человек.

o 2-я фаза (3-6-й месяцы): малыши постепенно учатся раз-личать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних. Матери быстрее и активнее реагируют на сигналы малыша, чем незнакомые люди, поэтому дети начинают чаще направлять свои сигналы на фигуру матери.

o 3-я фаза (7-8-й месяцы): у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому-то они становятся очень избирательными в том, с кем им об-щаться, а кого отвергнуть. У малышей первая серьезная при-вязанность к определенным людям обычно возникает в 7-8 месяцев. Большинство детей привязываются к матери, а так-же ко всем, кто с ними много и тепло общается, к отцу, ба-бушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам. Появление этого специфического чувства свидетельству-ет о том, что у ребенка сформировалось первое социальное отношение. Как следствие, ребенок перестает равно друже-любно реагировать на любого человека. У многих малышей начинает складываться новое чувство - страх из-за отсутствия родителей и, соответственно, реакция тревоги на приближе-ние незнакомого человека. В это время малыши изо всех сил стараются установить физическую близость с родителями. Они провожают уходящую мать, шумно приветству-ют ее, когда она возвращается, и все чаще используют ее как надежную опору при знакомстве с новым окружением. Этот целенаправленный поиск взаимности и взаимодействия, ус-тановления особой близости переносится на тот период, ко-торый психологи называют «ходячее детство».

Функции и задачи родителей на этом этапе проявляются не только в развитии чувства доверия и любви. Также для нормального развития детского организма имеет чёткий распорядок дня. Правильный режим, построенный в соответствии с возрастным и физическим развитием ребёнка, способствует нормальной деятельности всего организма, предохраняет нервную систему от переутомления.

С первых месяцев жизни ребёнка большое внимание должно быть уделено развитию органов чувств [9].

Четырёх-, пятимесячных детей нужно учить брать и удерживать игрушки. Этот показатель оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.

Шестимесячного ребёнка родителям следует учить ползать, что содействует укреплению костной и мышечной ткани, подготовляет ребёнка к ходьбе. А уже к девятимесячному возрасту отпускать ребёнка на пол, чтобы дать возможность свободно двигаться.

Родители должны своевременно начать развивать речь ребёнка. Нужно уже с первого полугодия учить малыша осмысливать значение некоторых слов: разговаривать с ребёнком, называть окружающие предметы, действия.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что именно на этом этапе своего развитии малыш начинает ощущать себя центром мира, происходит складывание образа мира, с которым он отождествляет себя. Поэтому на этом этапе в задачи и функции родителей должны входить такие составляющие, как внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.

Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие [23], в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.

4.2. Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства.

Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из - за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения.

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте трёх - четырёх лет. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежно либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных эмоций.

Задачи воспитания детей второго и третьего годов жизни включают в себя физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание.

Имеется ряд общих правил, которые необходимо соблюдать родителям [7]:

1) с ребёнком нужно обращаться ровно и спокойно. Детям легко передаётся настроение родителей: громкий, сердитый оклик ребёнка отцом или матерью быстро возбуждают его - появляются слёзы, малыш начинает капризничать.

2) единство воспитания. Единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи.

3) требование родителей - закон

4) развитие самостоятельности. Поощрять самостоятельность действий ребёнка. Так формируется потребность в самостоятельности, умение преодолевать трудности.

5) речевая установка. Создание предварительной установки, положительная настроенность на выполнение данного действия.

В этот период у детей вслед за физическими изменениями начинают меняться и формы повседневной активности [24].

Когда они сами начинают одеваться, есть и ходить в туалет, у родителей по-является возможность немного ослабить свой неусыпный кон-троль. Однако освоение этих сложных навыков дается нелег-ко не только детям, но и родителям. Для некоторых из них оно сопряжено с преодолением родительских страхов и тревог, для других, даже самых выдержанных и терпеливых. Родителям важно понять, что их тер-пеливость и выдержка являются необходимыми условиями успешного овладения детьми этими нелегкими навыками. Стоит ли выходить из себя при виде того, как ребенок ведет долгую безуспешную борьбу с пуговицей на куртке, пытаясь просунуть ее в петлю? Конечно, взрослый может сделать это быстрее и аккуратнее, но если помешать ребенку, он может вообще утратить охоту застегивать куртку самостоятельно.

В этот период, когда дети уже умеют без посторонней помощи ходить, забираться куда-нибудь наверх или спускаться вниз, родите-лям необходимо принять определенные меры предосторожности [24]: необходимо убрать из поля зрения и досягаемости ребенка многие опасные для него предметы и ввести некоторые обоснованные ограничения. Прежде все-го, нужно изъять все бьющиеся, режущие и колющие предме-ты, а также тяжелые и громоздкие вещи, которые ребенок может достать и уронить на себя

Также в этот период одной из важных задач родителей является развитие у ребёнка навыков личной гигиены [9].

Если родители приступают к обучению де-тей данной процедуре прежде, чем ребенку исполнится год, для тех и других это становится жестоким испытанием и мо-жет закончиться неудачей.

Как показывает опыт многих родителей и исследования уче-ных[7,9,24], правильная установка родителей - это наиглавнейший фактор, помогающий ребенку овладеть столь трудным навы-ком, а давление - самое большое препятствие. Родители, проявляющие нетерпение или уделяющие туалету чрезмер-но большое внимание, только ухудшают ситуацию. Реакция детей в таких случаях нередко бывает весьма негативной.

Следующей задачей родителей на этом этапе является обучение ребёнка языку. Нужно заметить, что уже к этому возрасту, многие дети становятся достаточно компетентными «ораторами», что помогает развивать интеллекту-альные способности, расширяет круг социального общения. Поэтому очень важно знать, что языковое окружение, в котором воспитываются дети, мо-жет значительно помочь им стать более грамотными в плане речи. Вообще окружение, богатое в этом отношении, стимулирует развитие детской речи, бедное - тормозит.

Важно также заметить, что один из этапов этого периода (3 года) некоторые психологи называют «кризисом трёх лет» [24,25]. Так как именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, и в связи с этим возникают проблемы в поведении ребёнка: малыш часто капризничает, употребляет слова «не хочу», «не буду». В этом случае родители должны ясно объяснить ребёнку, что можно, а что нельзя. В то же время запреты не должны сковывать его инициативу. Нартова - Бочавер в своей книге «140 вопросов семейному психологу» [17] даёт такие советы родителям по этому поводу:

o Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка
оставалась возможность выбора форм поведения и развития
функции самоконтроля.

o Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Мама и папа должны выступать единым
фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка.

o Запреты нужно высказывать доброжелательно, но
твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для
достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое.

Период «упрямого детства» [17] -- серьезное испытание для родителей и детей. Появляются новые функции и задачи: развитие речи; физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации Также на этом этапе, как и на предыдущем, в функции и задачи родителей входит: создание благоприятного климата в доме; забота, тепло и любовь по отношению к ребёнку. И им, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время -- залог будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.

4.3. Функции и задачи родителей на этапе дошкольного и младшешкольного периода.

По мнению многих психологов (Ильин [10], Спиваковская [25], Кон [12]), возраст с 5 до 11 лет является важным этапом в становлении личности ребёнка. Именно в этот период формируется характер, вкусы, предпочтения ребёнка [24]. В. А. Сухомлинский [25] так выразился по этому поводу: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающей мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Также этот этап важен ещё и тем, что именно в этом возрасте дети идут в первый класс. А. М. Низова [18] так подчёркивает важность этого периода: у ребёнка появляются новые обязанности, происходит резкая перестройка деятельности по содержанию, форме, организации, требующая не только постоянного умственного напряжения, но и чувства такта, «чувства локтя», чувства времени; новые ритмы отдыха, волевых усилий, постоянное давление (надо делать то-то и так-то), резко ограничивающие свободу выбора в решениях, поступках, необходимость подчиняться строгим правилам в труде, отдыхе, игре.

Б. С. Волков в своей книге «Младший школьник» [6] выделяет такие задачи и функции родителей, выполнение которых помогло бы сформировать у маленького школьника такие полезные качества характера, как инициативность, успешность, талантливость:

1. Нужно стараться, чтобы ребенок дольше ос-тавался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, -- это повод для родительской тревоги. «Любознательность со-здает ученых». Надо учить задавать вопросы, прежде всего са-мому себе, используя словари.

Родители должны поощрять и провоцировать задавание воп-росов: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?»

2. Семья должна формировать культ интеллек-та -- в создании домашней библиотеки, в посещении выставок, в спорах, интересных беседах и т. д. Объяснить ребенку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, толь-ко одно сегодня, другое -- завтра.

Нужно все начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самостоятельно.

3. Нужно ставить ребенка в ситуацию размышле-ния. Умение размышлять сформирует у ребенка представле-ние о последствиях каждого действия. Задача каждого взрос-лого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребенка, сколь-ко в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать, т. е. самому приходить к правильному решению.

4. Нужно учить младшего школьника анализи-ровать свою работу. Не указывать на совершенную ошибку в работе ученика, а направлять его внимание на поиск ошибки (где, почему ошибка, как исправить ее).

5. Необходимо развивать внимание и память ребен-ка. Учить читать стихи в ситуациях, к этому располагающих, развивая соответствующую потребность.

Для развития внимания использовать многочисленные уп-ражнения на сравнение предметов, нахождение ошибок, изме-нений и т. д.

В целом сама атмосфера семейного дома определяет фор-мирование личности ребенка на любознательность и достиже-ние успеха. Как отмечает А. М. Низова [18], на этом этапе у детей существенно меняется характер взаимоотношений с родителями. Эту же особенность в поведение детей замечает и К. Хобсон [24], он пишет, что в первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руковод-стве со стороны взрослых. Расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что всё более сильное влияние на них оказывают сверстники. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основ-ном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формиру-ются, как правило, между детьми одного и того же пола. По море ослабления связи с родителями ребенок все более на-чинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников стано-вится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Далее К. Хобсон [24] пишет, что в отличие от малышей школьники даже младших классов более безболез-ненно переносят разлуку с родителями, а подчас и сами ста-новятся ее инициаторами. Родители должны руководить по-ведением детей, способствуя развитию у них независимос-ти, поощряя их новые умения и навыки. С этой точкой зрения соглашается и Б. С. Волков [6], он отмечает, что в возрасте до 9-10 лет, когда в ребенке родители поощряют его способность мастерить что угодно и хвалят за результаты, у него вырабатывается умелость и творческое отношение к миру. Родители должны уметь старательно объяснят ребенку то, что он должен и может делать, а что они не хотят видеть в его поведении.

Важно, чтобы родители поддерживали в ребенке уверенность, что он обязательно научиться тому, чего еще пока не умеет, что он действительно хороший, честный, добрый. Только родитель-ская любовь рождает у ребёнка оптимизм и желание быть хорошим. Ведь «только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, только на основе любви можно воспитывать нравственное поведение, только любовь способна научить любви» (А. Спиваковская [25]).

Функции же родителей в процессе нравственного развития ребёнка, по мнению К. Хобсона [24], весьма разнообразны: они должны поддер-живать дисциплину, дарить детям свою любовь, подавать при-мер своими поступками и поведением. Кроме того, родительские «можно» и «нельзя» запоминаются лучше, чем шлепки. Продолжая эту тему, Б. С. Волков [6] замечает, что, чем дольше родители оберегают от запретов ребенка, тем активнее формируется эгоцентрический тип личности, нере-альное представление о мире. Они считают, что все их жела-ния должны удовлетворяться. И чем позднее за пределами семьи ребенок столкнется с запретами, тем болезненней они будут им переживаться. По-этому ребенок впервые с запретами должен встретиться в се-мье. Но требования родителей не должны мешать развитию важнейших потребностей ребенка. Как отмечает Ильин, запрещая что-то ребёнку, родители должны обязательно объяснить ему, почему они это делают. Родителям очень важно донести до ребёнка, что в каких-то вопросах он должен им подчиниться, не потому что они больше и сильнее его, а потому что они любят его и заботятся о нём. Важно, чтобы малыш воспринял подчинение не как ущемление его свободной воли, а как возможность использования для собственного блага родительский опыт и знания. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважения, а, наоборот, подкрепляет его. Ребёнок убеждается в том, что он может контролировать свою жизнь не только через способность настоять, но и через способность принять чужую точку зрения. Разумеется, не всё можно объяснить ребёнку словами, в этом случае на помощь придут игры или рисунки. В любом случае, настаивая на чём-то, родителям нужно быть терпеливыми, твёрдыми и последовательными, но и это не должно давать право родителям физически наказывать ребёнка. В подтверждению этого, А. Спиваковская [25] отмечает: «Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно подломить волю ребёнка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, не способную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают под влияние негативного лидера».

Страницы: 1, 2, 3, 4