бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Феноменальные явления человеческой психики бесплатно рефераты

- Я тушу пожар в Новгороде.

О том, что речи юродивого имели пророческий смысл, было известно. В тот час же в Новгород был отправлен гонец. Вернувшись через несколько дней (столько занял путь туда и обратно) он подтвердил: именно в тот день и час там вспыхнул великий пожар, истребивший чуть ли не пол города.

Можно предположить, что люди вообще наделены потенциональной способностью к прямому знанию, к восприятию событий и объектов, находящихся за пределами известных нам органов чувств. Именно это имел в виду Парацельс, когда писал: "Человек обладает силой, позволяющей ему видеть своих друзей и обстоятельства, в которых они находятся, несмотря на то, что люди, о которых идет речь, могут в это время находиться за тысячи миль".

До сих пор речь шла о случаях, когда взгляд провидца был обращен на события, лежащие в настоящем или в прошлом. Другая и значительно более сложная область - предзнания будущего.

Доказательность эксперимента заключается в свидетельствах, подтверждающих феномен предзнания, которые были получены за последнее время и в лабораторных условиях, и в условиях научного эксперимента.

В Дюкском университете (США) проводились опыты по прямому предзнанию. Специальное устройство выбрасывало перед одним из участником, по принципу случайности, одну за другой карты Зенера (это 5 карт с изображением простейших геометрических фигур, используются в психологических опытах). Другому участнику, который не мог видеть их, предстояло угадывать каждый раз, какая карта выпала. Многочисленные эксперименты подтвердили - феномен предзнание существует. Могут ли факты такого опережающего знания быть объяснены случайностью, совпадением? Статистический анализ позволил рассчитать, какова вероятность этого. Для серии опытов, составленных из 90000 таких попыток вероятность того, что полученные результаты случайны, выразились ничтожно малой величиной 10-12.

Кстати, к этому же разу эксперименту относился и эксперимент с запечатанными адресами.

И, наконец, хотелось бы оговорить еще об одном виде предсказаний. Я имею в виду предсказания, изложенные Священных писаниях.

В последнее время в нашей печати все чаще и чаще стали говорить о пророчествах Иоанна Богослова, о его "Апокалипсисе". Точный перевод этого греческого слова на русский язык означает "Откровение". Так вот в "Апокалипсисе" в частности сказано: "Третий ангел вострубил, и пала с неба звезда большая, горящая подобна светильнику, и упала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезды "Полынь"… А чуть ниже можно прочесть: "5-ый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба… Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи, и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя".

Можно сие сказать, что взятое "Апокалипсиса" описание указывает на какое-либо реальное событие, уже свершившееся? Богословы на поставленный вопрос дают положительный ответ, полагая, что в приведенных цитатах, прежде всего, заложено предсказание Чернобыльской трагедии. Свое убеждение они основывают главным образом на том, что слово "полынь", упоминаемого в Откровении, означает "Чернобыль". С этим трудно не согласиться, если еще принять во внимание, что в Апокалипсисе все пророчества представлены видениями и символами, которые открывались апостолу Иоанну богослову в зашифрованном виде. На протяжении христианской истории, как утверждают служители Бога, они не раз "расшифровывались". И примером тому, несомненно, может служить достаточно реалистическое описание в Откровении того, что мы можем назвать сегодня атомными взрывами, где бы они ни совершались. При этом так же можно говорить, что в Апокалипсисе предсказаны экологические последствия подобного рода трагедий. С позиций современных достижений науки, и не только достижений науки о мозге, конечно же, трудно представить, тем более объяснить, многие пророчества, которые действительно свершаются по "сценарию" их авторов. Особенно, если учесть, что некоторые из них, как в Апокалипсисе, высказаны еще на зоре нашей эры. Но факты остаются фактами, и не будем спешить их опровергать. Логичнее будет, если мы станем их терпеливо собирать для последующего глубокого анализа.

А пока можно только согласиться с А. Лимманом, автором книги "История Суеверий и волшебства от древности до наших дней", который почти 100 лет назад сказал: "Ни один осторожный исследователь не будет в наше время заранее отрицать возможность того, что в человеческой природе существует еще не известные нам силы. Одно только, несомненно: до сих пор ни кому не удалось представить неопровержимое доказательство наличия подобного рода сил".

Правда, сегодняшние успехи в исследованиях мозговых функций могут уже объяснить проявление многих считавшихся ранее загадочными явлений человеческой психики.

Хроника открытий и заблуждений.

IVв. до н.э. Опыт познания духовной жизни людей первым обобщил Аристотель, систематически изложивший накопленные факты в трактате "о душе". Систематизируя науки, он, прежде всего, выделил среди них физику, а психологию с прочими "второстепенными" науками отнес к метафизике, что означало "после физики". Лишь в ХХ веке психологии был возвращен полновесный научный статус. Ну а то, что не прошло вторичной переоценки ценностей, получило несколько пренебрежительное название парапсихологии. Выразительной греческой приставкой "пара" - около - подчеркивалось, что парапсихологические или паранормальные явления выделены за рамки отныне канонизированной психологии.

IIв. н.э. В одном из эгоистических папирусов описываются гипнотизирования, известные еще жрецам Египта и Греции. Ответы погруженного в гипнотический сон толковались, как божественные пророчества. К средним векам приемы первого периода истории гипнозатизма были забыты.

1521 г. Швейцарский врач Т. Парацельс, этот первый, по словам Герцена, профессор от сотворения мира, исследует целебные свойства магнита. "Он излечивает истечения из глаз, ушей, носа и из наружных покровов. Так же врачуются раскрытые раны на бедрах, рак, истечения крови у женщин. Кроме того, магнит оттягивает грыжу, исцеляет переломы. Он вытягивает желтуху, оттягивает водянку, как я неоднократно убедился на практике, но нет нужды раскрывать все это невежам", - писал Парацельс. Немалых успехов Парацельс достиг и в оккультных науках, в частности, в практической магии.

1608 г. Последователи Парацельса У. Гельмонт и Р. Флюдд утверждают, что человек может оказывать влияние на организм и психику посредством таинственной "жизненной силы", истекающей якобы из рук, глаз и других органов тела. Влияние флюнда на живое, по их мнению, сродни действию магнита. Впоследствии флюнд был переименован в "живой магнетизм", а лиц, передающих пациентам целительный магнетизм, назвали магнетизерами. Ныне этот феномен приобрел свое первоначальное название.

1646 г. Выходит книга немецкого ученого А. Кирхера "Великое искусство света и тьмы". Описанным в ней "чудесным экспериментом" положено начало учению о "животном магнетизме". Суть знаменитого опыта: крепко взяв курицу в руку, экспериментатор осторожно придавливал ее голову к полу. Через некоторое время курица впадала в состояние расслабления и недвижимости. Из этого подобия глубокого сна ее выводили резким толчком или громким звуком.

1775 год Венский врач Ф. А. Месмер впервые сформулировал концепцию "животного магнетизма" и применил его на практике. "Все, что он совершил здесь, при различных болезнях, писали местные газеты, позволяет предположить, что он подсмотрел у природы один из ее самых таинственных движущих моментов". Баварская академия, признавая заслуги энтузиаста, избирает его своим членом, будучи убежденной, что труды столь выдающегося человека, увековечившего свою "славу особыми и неоспоримыми свидетельствами своей неожиданной и плодотворной учености и своими открытиями, много будут содействовать ее блеску". Делал пассы руками вдоль тела больных Месмер, действовал на их воображение вызывал состояние кризиса, истерические конвульсии, подергивания, безудержный смех или плач. Самое поразительное, что, приходя в себя после кризиса, некоторые действительно избавлялись от недугов. В данной ситуации кризис вызывался искусственным путем, а в современной медицине известно, что после кризиса (если это не фатальный исход) наступает выздоровление.

1784 г. Успех переехавшего в Париж Месмера настолько шумен, что медицинским факультетом Парижского университета и Академии наук во главе с В. Франклином и А. Лавуазье учреждена комиссия по исследованию "животного магнетизма". Признав, что животно-магнетическая жидкость недоступна ни одному из наших пяти чувств, - заключают ученые мужи, - что она не оказала ни малейшего внимания, ни на одного из ее членов, ни на больных, которых комиссия подвергла этому влиянию, наконец, доказав положительными опытами, что воображении без магнетизма производит конвульсии, а магнетизм без воображения совсем ничего не производит; комиссия единогласно пришла к следующим заключениям:

ничто не доказывает существования животно-магнетической жидкости; следовательно, это несуществующее вещество не может приносить пользы;

болезненные последствия, наблюдаемые во время публичного лечения, происходит от прикосновений, от возбужденного воображения, и от механической подражательности, заставляющей нас невольно повторять то, что нас поражает".

"Парижской академии не везет, - иронически замечает по этому поводу С. Цвейг. - Как раз в 1784 году, когда по мнению академии, ее отзыв положил конец отдающему колдовством способу терапии, становится годом рождения современной психологии: именно в этом году ученик и помощник Месмера Пюисегюр открывает явление искусственно вызываемого сомнамбулизма и бросает новый свет на скрытые формы взаимодействия души и тела… Все оккультные науки, все телепатические, телекинетические опыты, все ясновидящие вещающие во сне, - все в конечном итоге ведут свое происхождение от магнетической лаборатории Месмера".

1826 г. В Париже вновь созвана медицинская комиссия для исследования месмеризма. Она констатировала много случаев, когда люди с завязанными глазами, впадал в месмерический транс, описывали предметы или читали строки в книгах, страниц которых касались из пальцы. Комиссия подтвердила эффект ясновидения и замечательных исцелений, достигнутых месмеризмом. Однако, после резкого возражения медицинского факультета отзыв был опубликован лишь неофициально.

1843 г. Английский хирург Дж. Брайд в своей "Неврогипнологии" описывает процессе принуждения чужой воли и называет его гипнозом (от греч. "гипнос" - сон). Человек засыпает от долгого, скажем, взгляда на блестящий предмет, поясняет Брайд. От этого у него утомляются глаза, Брайд первый прибег к гипнотическому сну для обезболивания хирургических операций. Лишь в следующем десятилетии был взят на вооружение наркоз.

1848 год. В американском городе Рочестере вспыхивает эпидемия спиритизма (столоверчения), распространившаяся по Америке и затем по Европе. Тысячи людей, среди них ученых с мировыми именами, садились вокруг столиков, клали на них руки, и… раздавались стуки и потрескивания. При этом вслух читались буквы из алфавита, произношение которых совпадало с моментом стука, слагались слова и предложения, воспринимаемые как сообщения с того света.

1850 г. В Англии приобрели популярность магические маятники - пуговицы или кольца, привязываемые на веревочке к пальцам. Это нехитрое приспособление, известное, кстати, еще со времен древних римлян и применяемое ими для гадания, получило научное название "одометр", отсюда сами движения стали называть "идеомоторные". Многие из искателей таинственной одометрической силы связывали ее с "животными магнетизмом".

"Давно было замечено, - писал позже об идиомоторике знаменитый русский физиолог И. П. Павлов, - что раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеется кинестезические представления). Вы его невольно, этого не замечая, производите.

1852 г. "Магия, колдовство, "Жизненный магнетизм", гипнотизм и электробиология" называют свою книгу Дж. Брайд. "Факиры и йоги в религиозных целях, - пишет он, - вызывает у себя экстатический транс на протяжении 2400 лет с помощью приема, который я рекомендую своим пациентам для их самогипнотизации. Речь идет о так называемой продолжительной фиксации внимания на кончике носа или просто на воображаемом предмете в сочетании с сильным сосредоточении".

1853 г. Английский физик М. Фарадей, а в след за ним и Дж. Брайд, русский физиолог И. Тарханов и др. ученые объяснили загадочные явления спиритических столиков тем, что участники сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных толчков, которых, несмотря на их ничтожную силу, достаточно, чтобы сдвинуть с места даже тяжелый стол.

1860 г. Психофизиолог А. Леманн записал движение рук медиумов на кимограф - цилиндр, обклеенный закопченной бумагой и вращающийся часового механизма. Анализируя данные, ученый обнаружил, что не одновременные и различно направленные идеомоторные толчки, суммируясь, вызывают движение стола и его покачивания. В роли духа, сам того не подозревая, выступает так называемый медиум - у него в большей, чем у других сеансистов, степени развита идеомоторная способность.

1875 г. физическое общество при Петербургском университете организовала специальную медиумическую комиссию во главе с Д. И. Менделеевым. По его проекту был сооружен специальный манометрический стол, точно регистрирующий любое давление на него рук сеансирующих. "Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение (вера в духов) есть суеверие", было заключение комиссии.

1876 г. Известный Английский физик, ученик И. Фарадея и Дж. Тиндера, У. Баррет на заседании британской ассоциации ученых выступил с докладом о "непосредственной передачи мысли". Им положено начало систематическому исследованию случаев так называемой спонтанной телепатии, "самовозникающей" в повседневной жизни.

1882 г. После 100 лет опалы в Париже медицинским факультетом Парижского университета публично реабилитирован Ф. Миллер. Внушение (по старому меслиризм) признано научно обоснованным врачебным средством.

В этом же году группа видных ученых из Кембриджа - химик У. Круккс (1844 - 1919), физики У. Баррет (1821-1925) и О. Лодж (1851-1940), математик А. Морган (1806-1871) и биолог А. Уллес (1823-1913) - после ряда безуспешных попыток привлечь внимание ученого сообщества паранормальным явлениям создают общество психических исследований. Ими изучается каждый случай спонтанной телепатии подтвержденный свидетелями. Подобные общества были открыты во многих странах Европы, Америки, Азии. Первым президентом общества (задача которого - исследования феноменальных способностей человека, не объяснимых с научной точки зрения) стал кембриджский профессор этики Г. Сиджуик. "Мы должны поставить наших оппонентов в такое положение, - сказал Сиджуик, - чтобы они были вынуждены либо признать эти явления необъяснимыми, во всяком случае, неподдающиеся их собственным объяснениям, либо же прямо обвинить исследователей во лжи, обмане, слепоте или забывчивости, несовместимыми не с каким интеллектуальным состоянием, кроме абсолютной идиотии". Увы, в последствии президенту пришлось взять свои слова обратно.

Для исследования возможности прямой передачи мысли общество решило отобрать испытуемых, разослав претендентам несколько тысяч опросных листов. Среди окликнувших - 5 дочерей английского священника А. Крири. Сеанс за сеансом они демонстрировали испытателям свои телепатические способности. Однако через 6 лет при попытке произвести эти результаты в Кембридже сестер уличили в использовании кодовых сигналов… Заметим, что в многомесячной серии экспериментов девочки стали все чаще и чаще ошибаться. Если бы, по мнению специалистов, испытуемые использовали систему условных знаков, то наблюдалось бы не постепенное снижение их способностей, а, напротив, закрепление навыков. В другом нашумевшем опыте участвовали "телепат" Г. Смит и его напарник Д. Блэкбери. Первый садился в кресло у большого стола. Его глаза завязывали плотной материей, уши затыкали ватой, а его самого укутывали, вместе с креслом, толстыми одеялами. Под ноги ему подкладывали толстые коврики, препятствующие подачи каких-либо сигналов. "В дальнем углу комнаты, - рассказывал второй соучастник опытов, - мне показывали рисунок, который я должен передать в мозг погребенный под одеялами. Абсолютно убежден, что описать эту мешанину толстых черных линий, прямых и кривых, которые мог нарисовать только ребенок, словами просто было не возможно, не говоря уже о коде. Я устремил на рисунок пристальный взгляд и, запечатлев изображение на сетчатке моих глаз и в мозгу, расхаживал по комнате не приближаясь к Смиту… Помню, когда Смит предстал перед нами, он весь взмок от напряжения, а бумага на которой он линия в линию нарисовал требуемую фигуру, была столь влажной, что порвалась, когда ее осматривали восторженные наблюдатели".

1888 г. Открытие Г. Герцем электромагнитных волн, а затем А. С. Поповым телеграфии без проводов привязало к созданию радиовещания и … еще больше подогрело научный интерес к вопросу о мысленном внушении, получившему название "мозговое радио".

1911 г. Газета "Дейли Ньюс" публикует воспоминание Блэкбери. "Наши с Г. Смитом эксперименты по телепатии, - писал он, - принимаются и учитываются как основное свидетельство подлинности передачи мыслей. Вес, придаваемый этим опытам, определяется тем, что они опубликованы в первом томе трудов Общества психологических исследований с ручательством Ф. Майерса, Э. Гарии, Ф. Помура. Этим первым экспериментом по передачи мыслей, поставленным на научной основе и официально засвидетельствованным, подражали (и воспроизводили) сенсетивы по всему миру. Ныне из этой группы экспериментаторов остался я один, и, поскольку это никому не причинит вреда, а, напротив, принесет пользу делу истины, я, испытывая смешанное чувство сожаления и удовлетворения, торжественно заявляю, что все так называемые эксперименты, были и возникли из бескорыстного желания двух юнцов показать, на сколько просто бывает обмануть людей с научным умом и подготовкой, если они ищут фактов в поддержку теории, которую им не терпится доказать".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7