бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Этика о сущности морали - (реферат) бесплатно рефераты

p>Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет неодинаковую роль. Неслучайно в этике используют такие понятия как труда нравственность, профессиональная этика, быта нравственность, брачно-семейная мораль.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер морали, охва тывающая все области общественно полезной деятельности человека (в первую очередь материально - производительный труд, а также научную и культурно-просветительную деятельность, художественное творчество, деятельность государственного и общественного управления, обслуживания и т. п. , поскольку все они также являются отраслями общественного труда). Понятие труда нравственности включает две основные стороны - отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими вопросами трудовой морали существуют также специфические проблемы нравственности, связанные с профессиональными особенностями различных отраслей труда (профессиональная этика). Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труда нравственность - имея исторический характер, обладает рядом общих черт в условиях различных общественно-экономических формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимотношения складываются в основном по принципам простой кооперации (объединение членов рода для выполнения одной операции, например на охоте) и разделения труда между полами и возрастными группами. В этих условиях в отношениях между членами рода решаюшее значение имеет слаженность усилий, полное подчинение правилам совместной деятельности, указаниям старейшин, жесткое ограничение свободы действий и потребностей индивида. Необходимость повседневно бороться с силами природы и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании физической выносливости, стойкости, смелости и дисциплинированности. С разложением родового строя, в условиях натурального и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество ограничивается в основном рамками отдельной семьи. По мере развития промышленного производства и обобществлению труда возникает необходимость в тесном сотрудничестве большого количества работников. Сам характер промышленного труда порождает потребность в установлении отношений трудовой солидарности между рабочими. Труд на благо общества формирует в людях высокие нравственные качества - трудолюбие, бережливость, самоотверженность. К сожалению, с изменением курса экономической ориентации страны перестало уделяться должного внимания формированию отношений взаимопомощи, трудовому воспитанию, воспитанию чувства необходимости труда посредством различных общественных организаций. Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьмим, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщий требований (равенство), и наличие единой трудовой морали класса или общества (труда нравственность), существуют еще и специфические нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Так, например, в основе управленчески-административной этики лежит требование безусловного уважения к человеку, к личности. , в основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и собственной безопасностью. От представителей права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманистических принципов права является "презумпция невиновности" - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Гуманистичекими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует , например, поведение учите ля, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю. В сфере науки профессиональна этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, стремление приспосабливать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения, плагиат - присвоение и использование чужих открытий и научных идей в качестве своих собственных, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам и др. Профессиональная этика журналиста, писателя, художника, композитора, деятеля театра, кино, телевидения и радио требует от работников культуры беззаветного служения народу, гражданской страстности и принципиальности, этико-философской образованности, позволяющей выносить точные и обоснованные оценки изображаемым явлениям, высокого творческого подъема, мастерства и вкуса в художественном отражении действительности. Прфессиональна этика работников сферы обслуживания (сервиса) связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с использованием каких-либо специфических общественных функций ( например, в воинской и милицейской службе, в области спорта и др. ). Быта нравственность - сфера действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой другой служебной и добровольно-общественной деятельности (труда нравственность, профессиональная этика). В первую очередь сюда относяться брачно-семейные отношения (брачно-семейная мораль), личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Большинству этик чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена общества, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Так быта нравственность призвана разрешить вопрос раздвоения личности - когда, например, частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к "ближним" (альтруизм). Служащий и администратор - это "должностное лицо", исполнитель заданной функции на работе и просто человек, "свободная личность" в частной жизни. В настоящее время общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт - столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью. Господствующие ныне принципы нравственности основываются на том, что формирование нравственного отношения происходит не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей. Ее требования уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и многое другое - в равной степени относится и к быту. Однако, не могу согласиться с положением недавно господствующей социалистической морали о требовании, что быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность.

Брачно-семейная мораль представляет собой одну из важнейших сфер деятельности морали, выступающей наряду, с правом в качестве основного регулятора взаимоотношений между супругами, родителями и детьми (и другими родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи). Роль брака и семьи в жизни общества, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем общества, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии брачно-семейной морали отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в котором можно установить следующие определенные закономерности:

1. Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии), все более прочно утверждается связь мужчины и женщины. В раннем первобытнообщинном обществе брак регулировался преимущественно обычным правом, которое непосредственно исходило из интересов консолидации сначала первобытного стада, затем рода как производственно-трудовых ячеек. Это был период, когда форирующиеся нравственные нормы были еще непосредственно вплетены в процессы производства предметов потребления и самого человека. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их экономическая зависимость от "сильного пола", материальный расчет, функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек общества. Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Прогресс в области брачно-семейных отношений выражается в стремлении к добровольности и равноправию брачного союза, к его свободе от утилитарно-экономических соображений, богатству духовно-нравственной жизни семьи, гармоничности интересов семьи и всего общества, к усилению роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно к повышению ее гражданской и моральной ответственности. 2. На основе утверждения моногамии в отношении полов и социально-культурного развития общества любовь превращается из простого естественного влечения в специфически человеческое чувство: в любви сексуальная потребность проявляется как потребность в общении, охватывающем собой все богатство личности каждого из супругов. Всестороннее развитие человека, все большая утонченность его интеллектуальных и эмоциональных запросов превращает любовь из простой потребности природы в момент прежде всего духовного единения мужчины и женщины.

3. С установлением подлинной моногамии, основанной на взаимной склонности супругов, половая любовь из силы, "стремящейся к разрушению брака", превращается в силу, "которая должна стать его основой" (Маркс К. , Энгельс Ф. ,т. 21, с. 80). Поскольку же в любви участвуют двое, а возникает третья, новая жизнь, в отношениях полов, как отмечал В. И. Ленин, кроется общественный интерес: возникает долг по отношению к обществу. Это единство любви и долга составляет основу современного брака, является реальным воплошением нравственной свободы личности в брачно-семейных отношениях. При этом забота о воспитании детей является не только нравственной, но и конституционной обязанностью. 4. По мере укрепления подлинной моногамии и органического слияния моральных требований в области семейно-брачных отношений и внутренних потребностей личности возрастает способность супругов и членов семьи самостоятельно регулировать свои взаимоотношения, без повседневного внешнего контроля со стороны общества. 3. 4 КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЙ И СОЗНАНИЯ

    КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОРАЛИ

В системе категорий современной этики воссоздается структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основные стороны морали - содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственных мотиваций; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в том числе нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом. Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющие каждый раз иным содержанием. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в опросах этики первостепенноезначение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие "намерение", понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления ("Никомахова этика", книга III, гл. 4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля - целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром излом, второе - истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе - когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей. Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: " Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими". Понятие намерения фиксирует в себе отмеченные нами выше особенности, своеобразие функционирования нравственного требования в отдельном индивиде. Оно есть такое идеальное побуждение к действию, которое включает в себя в качестве собственных моментов и волеизъявление и целеполагание, но само является более богатым и

конкретным по содержанию. Если воля выражает наше личностное отношение к миру, субъективную заинтересованность и для воли существенно, что она моя воля, а для целеполагания, наоборот, характерно рассмотрение предметов в их собственных объективных соотношениях, как они существуют сами по себе, и для цели существенно, что она объективна, то намерение есть единство того и другого. Для него существенно, что оно есть мое стремление к объективно необходимому.

Действие, поскольку оно управляемо, соотнесено с намерением, выступает как нравственный поступок. Невинность, замечает Гегель, не есть добродетель. Добро полагает себя не случайно, а необходимо как добро. Оно сознательно мыслит свое содержание через активное противостояние злу. И нравственный поступок в этом смысле есть поступок, который совершен потому, что он нравственный. Это предполагает, что поступок, или собственно действие, надо соотносить не только с предыдущей, но и с последующей моральной рефлексией индивида, ибо знание того, что нравственно вообще, не гарантирует правильного решения, что нравственно в каждом отдельном случае, и часто только по послудующей реакции на действие можно судить о первоначальном намерении. Поскольку объективно возможны несовпадения между непосредственным побуждением и действительным значением поступка, то важно знать, как этот поступок ложится в ряд других поступков данного индивида, насколько он для него типичен. Поэтому нравственный поступок иначе еще можно определить как поступок нравственного человека. Объясняя смысл этой тавтологии, какой она на первый взгляд кажется мы хотим еще раз с благодарностью процитировать великого Аристотеля: " итак, действия называются тогда справедливыми и умеренными, когда они таковые, какие мог бы совершить справедливый и умеренный человек; справедливый же и умеренный человек не тот, кто поступает так (ибо он мог поступить так и случайно), но тот, кто поступает так, как справедливые и умеренные". 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя сферу деятельности этики, как науки о морали, необходимо отметить прежде всего огромное практическое значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности. Однако, благополучное разрешение этой задачи возможно только в тесном взаимодействии с другими науками - социологией, психологией, теорией общественного воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов Издательство политической литературы, Москва, 1967г. 2. Мораль Большая советская энциклопедия т. 16, с. 559-561 третье издание, Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1974г.

3. Этика Большая советская энциклопедия т. 30, с 291-293 третье издание, Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1974г.

3. Словарь по этике, под редакцией И. С. Кона - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1983. 4. Войтыла К. Основания этики. // Вопросы философии. 1991, N 1 с. 28-60 5. Кропоткин П. Этика. М. ,1991г.

6. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности , Издательство Московского университета, 1974г.

Страницы: 1, 2, 3, 4