бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах бесплатно рефераты

В целом в исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в общей сложности 64 респондента в возрасте от 13 до 18 лет.

2.2 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков

Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом.

Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы.

Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом по учреждениям были получены следующие данные:

Таблица1

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Учреждение

Зона соц. самочувствия

Школа

44 человека

Школа - интернат

20 человек

Высокая

5%

10%

Хорошая

45%

60%

Средняя

43%

25%

Низкая

7%

5%

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях также представлены в виде кривых Гаусса на Рисунке 1:

Рисунок 1

Графическое изображение состояния социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Из построенных графиков видно, что кривая нормального распределения по средней школе наиболее схожа с классической кривой Гаусса, в то время как кривая нормального распределения по школе-интернату имеет положительное смещение, т. е. там наблюдается больший процент респондентов с хорошим социальным самочувствием.

Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:

ь В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.

ь Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.

Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации [58, с. 36].

Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:

а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от».

Для них свобода - это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.

б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».

Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения [58, с. 36-37].

В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому и представления о свободе у подростков могут существенно отличаться.

Были получены следующие данные: 47% обычных школьников и 53% воспитанников интерната понимают свободу как «свободу для..», остальная доля респондентов в каждой выборке понимают свободу как «свободу от…».

Диаграмма1

Структура представлений о свободе современных подростков из различных социальных сред

Приведем примеры высказываний детей из интерната:

· «Свобода - это жизнь без убийств»

· «Свободный человек - это работающий человек, имеющий семью, ведущий здоровый образ жизни и он счастливый».

Примеры высказываний детей из средней школы:

· «Свобода - это состояние души»

· «Свобода - это жизнь»

· «Свобода - это безгранное отношение к жизни»

· «Свобода - это чистая душа и свободная жизнь»

· «Свобода - это как воздух. Она нужна всем и каждому, но не у всех она есть».

По характеру высказываний можно сделать вывод о том, что у подростков из интерната понятие свободы имеет некоторую приземленность, практическую направленность, в то время как у их сверстников из школы она характеризуется значительным многообразием.

Рассмотрев полученные ответы, можно сделать вывод о том, что среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения. У подростков из интерната явно прослеживается стремление к нормализации, улучшению существующей реальности, они хотят в будущем создать модель полноценной жизни, так как в данный момент они ощущают неполноценность своего положения. Некоторым из них такое положение причиняет боль, осознание ограниченности жизненных перспектив, некоторые же воспринимают свое положение как вполне благоприятное.

Наличие любого качества, свойства легче всего увидеть после его утраты. Этим можно объяснить стремление подростков из социально обедненной среды к созданию крепкой, здоровой семьи, к продолжению учения с целью в дальнейшем получить постоянную работу. В этом для большинства и кроется счастье. Успех, популярность отходит уже на второй план.

Этого нельзя сказать о подростках из традиционной социальной среды. Так как у большинства имеются полноценные семьи, в которых дети могут получать любовь, поддержку, одобрение своих родных, чего нет у их сверстников из интерната, то на первый план выходит мотивация достижения успеха, популярности, богатства, независимости. Личностное совершенствование, создание семьи, здоровье выходят на второй план, а то и вовсе не носят большого значения.

2.3 Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах

Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.

На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события - олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).

В школе-интернате поездки, экскурсии, отдых запомнился 25% воспитанников, ничего не запомнилось 20%, запомнилась жизнь в своей семье и приятные события, связанные с ней (мама, рождение братьев, сестер, приезд родственников) 40 %, остальным - жизнь в интернате, дружба. Это подтверждают следующие высказывания:

· «… когда мне было 13 лет, запомнились мои друзья и приемная семья. А в 14 то, что меня снова отправили в интернат…»

· «…меня покрестили в 2010 году, я был очень рад…».

Ниже данные представлены в Диаграмме 2:

Диаграмма 2

Структура мироощущения современных подростков из различных социальных сред

Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).

55% воспитанников школы-интерната ничего не мешает жить, 20% мешает нормально жить школа-интернат, 15% - вредные привычки, 10% - разлука с семьей, и наоборот, годы, проведенные в семье - 5%, отсутствие перспектив в жизни - 5%. Ниже приведены примеры высказываний:

· «Мне мешают нормально жить годы, которые я провела с мамой, я не могу их забыть, а хотелось бы…»

· «… не хватает родного дома, где я прожила 15 лет и вдруг меня из него просто вырвали…»

· «…мне интернат испортил все, я не смогу поступить на нормальную работу. Я даже забыла, как выглядят мои родители».

Диаграмма 3

Структура проблемного поля современных подростков из различных социальных сред

· Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся из социально благополучной среды отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бульшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко - формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни, в то время как каждый второй подросток из школы-интерната ставит эти ценности на первое место. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов, но у подростков из социально благополучной среды этот показатель в два раза выше, чем у их сверстников из социально обедненной среды. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 41%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.

· Имеются и различия между исследуемыми группами в плане оценки удовлетворенности своей жизнью. Около половины респондентов из каждой группы удовлетворены своей жизнью, им ничего не мешает жить. Но если коснуться факторов, препятствующих, по мнению подростков, организации их жизни, то можно увидеть, что они имеют существенные различия. Подростки из средней школы одной из главных «помех» считают учебу в школе, далее указывается на непонимание и вмешательство близких и т. д. В сравнении, их сверстники из школы-интерната указывают на более серьезные и социально важные помехи. Разумеется, на первое место ставится неудовлетворенность тем, что ребенку приходится находиться в интернате со всеми вытекающими отсюда выводами. Утверждения детей из интерната выглядят более социально значимыми, и этому есть объяснение. Подросток за свою еще недолгую жизнь уже успел пережить столько трудностей, что его мироощущение не может быть идентично мироощущению его сверстников из традиционной социальной среды. Поэтому воспитанники школы-интерната считают основными помехами в своей жизни наличие вредных привычек, отсутствие перспектив в жизни, разлука с семьей, а для кого-то, напротив, годы, проведенные в семье.

· Однако, «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), наличие помех в жизни, тем не менее, не исключает ощущение оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение жизненных задач.

· Свое поколение обычные дети видят более позитивно, нежели их сверстники из интерната, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность и т.д. Школьники из интерната находят больше причин чувствовать себя несчастными - это отсутствие семьи, возможностей, зависимость от школы-интерната.

· В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении и т.д.

· Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры мироощущения и элементов проблемного поля подростков в средней школе и школе-интернате составили r=0.4702 и r= 0.5298 соответственно, что указывает на слабую связь. Это частично подтверждает выдвинутую гипотезу.

2.4 Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах

В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.

На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на первом месте желание быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду».

Значительно отличаются ответы, полученные при опросе подростков из интерната. На тот же самый вопрос 75% воспитанников отвечают, что у них, прежде всего, будет семья и дети, и для того, чтобы эта семья существовала, нужно учиться, работать, иметь жилье. Слово «успешность» употребляют лишь 2 человека, остальные характеризуют будущую работу и семью словом «хорошая». Значительное число ребят пишут об отказе от вредных привычек, обуславливая это тем, что им нужна «… нормальная семья». Это подтверждается высказываниями детей:

· «Через 10 лет я вижу себя вполне нормальным, полноценным человеком. У меня своя семья: муж, дети и самое главное - мама. И мы живем без печали и забот».

· «Я закончу учиться, получу высшее образование, потом построю семью, сделаю для ребенка все, чего я не видела...»

· «Через 10 лет у меня будет хорошая семья, хорошая работа. Буду жить как все люди, это значит, буду жить счастливо. Не будет никаких неприятностей».

Диаграмма 4

Структура социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред

Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.

Идеал (в переводе с греческого -- идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал -- это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «...ставит себе существенно содержательные цели и ... твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7