бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах бесплатно рефераты

Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.

Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.

Рассматривая проблему духовно-нравственного становления человека, необходимо обозначить понимание духовности и нравственности. Духовность и нравственность взаимосвязаны, но не тождественны. Духовность не сводится к нравственности, нравственность является одним из ее проявлений. Нравственность, по замечанию Т. А. Флоренской, плодотворно разрабатывавшей диалогическое направление в отечественной психологии, характеризуется универсальным, общечеловеческим, безусловным содержанием ее норм, с одной стороны, и творчески индивидуальным проявлением, укорененным в совести - с другой. Именно такая нравственность является проявлением духовности личности. Важный психологический аспект духовности - сочетание универсального, общечеловеческого с творчески индивидуальным. Такая трактовка свидетельствует о том, что универсальное, вечное, общечеловеческое присуще каждому человеку, потенциально живет в нем [40, с. 63].

Отечественный психолог А. В. Засимовский разработал периодизацию нравственного развития детей. Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно-реактивного поведения, процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия. На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст, формируется у детей первоначальная готовность добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен автором как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое и добровольное подчинение человеком своего поведения нравственным принципам [18]. Важно отметить, что нравственность человека складывается из нескольких компонентов. Во-первых, когнитивного - как понимание нравственных норм или правил поведения. Во-вторых, поведенческого, означающего то, как человек усвоил правила и использует их в своем поведении. В-третьих, эмоционального, означающего то, как человек относится к своим поступкам, какие чувства при этом испытывает.

Одним из значимых аспектов духовно-нравственного становления ребенка, формирования его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы детей. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у ребенка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. Это и должно стать одной из специальных задач воспитания. Важно также создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка.

Духовно-нравственное становление и развитие человека совершается всю жизнь, как выявление духовного «Я», дарованного человеку, духовной индивидуальности, сочетающей в себе индивидуальное и всеобщее. Осознание реальности наличия этих универсальных возможностей и следование голосу духовного «Я», голосу совести, является необходимым условием духовно-нравственного развития человека. Однако, духовно-нравственное становление - область ответственности и активности самого человека. Другой человек необходим для осознания таких возможностей для духовного пробуждения, открытия и признания духовного. Он увидит, поверит, подтвердит существование потенциального, невыявленного духовного «Я» собеседника. Поскольку в большинстве случаев духовно-нравственное становление происходит через преодоление неверных выборов, ошибок, совершаемых на жизненном пути, постольку другой бывает необходим для открытия, обнаружения голоса духовного в себе и понимания последствий выборов против духовного. Однако имеется в виду не морализирование, но диалог, как способ открытия, обнаружения внутренней жизни человека, как помощь и посредничество психолога во внутреннем диалоге наличного и духовного «Я» человека, решающего трудные, в основе - духовно-нравственные проблемы своей жизни. Необходимо, по-видимому, обратить внимание человека, на его внутренний опыт переживания глубинных ценностей, опыт отношений с духовным (отвержения или послушания) и влияния таких отношений на состояние человека. Речь не идет о глубоком опыте, речь о простом опыте совестных переживаний; опыте переживания пустоты, тоски, когда человек отвергает духовное, и опыте возрастания полноты жизни, когда человек обращается к духовному [40, с. 63-64].

1.3 Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников

Мироощущение -- это отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках [34, с. 335]. Мироощущение -- восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах. Мир познаётся через мироощущение [48, с. 351]. Мироощущение, с одной стороны, выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой - оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение - духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. [26].

Изначально проблема мироощущения возникает трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачных тонах.

В современный период попытки изучения данной проблемы были предприняты и в русле психологии в двух основных направлениях: как исследования оптимизма-пессимизма и как определенного типа мироощущения. В «теории выученного оптимизма» М. Селлигмана его суть связывается с проблемой выученной беспомощности и состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Через стиль атрибуции «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимистичной - преувеличивается. Оптимизм рассматривается, как устойчивая способность переносить любые неприятности, не теряя при этом способности к активным действиям. Во втором упомянутом направлении эмоциональное мироощущение сводится к пониманию двух психических реальностей: человека и мира. Мир ощущается как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя всю совокупность отношений с ним связанных. В результате, эмоциональное мироощущение рассматривается как сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка в результате взаимодействия множественно ситуативно возникающих эмоциональных переживаний [26].

Оба направления тесно связаны с концепциями эмоционального развития детей. Их рассмотрение и анализ показал, что в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание. Это особая интегральная единица сознания, изначально сопряженная с социальными обстоятельствами развития личности по Л.С.Выготскому; непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, которая протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания согласно А.Н. Леонтьеву, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреевой. Переживания, возникающие у ребёнка, непосредственно связаны с его настроением.

Л.С. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. [26].

Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Фактически С.Л. Рубинштейн расширяет понятие самосознания до мироощущения. В дальнейшем он более подробно раскрывает основные свойства мироощущения [58, с. 9-10].

Г.М. Андреева связывает мироощущение с «образом мира» в сознании человека. Говоря о мироощущении, она ссылается на авторитет Тэшфела. Тэшфел подчеркивает зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором существует человек. Так, в обществах со строгой стратификацией, где переход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощущение человека, так же как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте». Это, по мнению Тэшфела, объясняется тем, что «вне группы» у человека вообще достаточно мало шансов на успех. В такой ситуации как-то изменить свое положение, если оно не удовлетворяет человека, он может, скорее всего, «с помощью своей группы» или действуя как «член группы». Такая жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового. Таким образом, определенный вид, характер социальной идентичности действительно выступает компонентом данного типа социального мира и способствует его специфическому пониманию.

Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение.

В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230].

Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13].

Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации - коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы.

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии.

Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека - стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру - способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком.

Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей.

В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7