бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Долговременные программы бесплатно рефераты

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль “подсказки” может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Рефлексивные черты характера -- это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу -- уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой -- реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим.

Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного.

Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления. Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту.

И поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит в несколько этапов:

1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.

2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.

3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.

4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира» позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий - «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

2.3 Тест ММРІ

Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности теста в различных странах мира.

Адаптация и рестандартизация ММРІ в отечественных условиях проводилась Л.Н. Собчак (Собчак Л.Н., 2002). В результате создана методика Стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ.

Тест СМИЛ направлен в первую очередь на изучение личности и опирается на индивидуально-личностную типологию. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе человека, напрямую связанных с индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

Методика представляет собой опросник, содержащий 566 вопросов-утверждений. Сокращенный вариант содержит 398 вопросов- утверждений и позволяет получить личностный портрет по базисным шкалам. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Кроме того, опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты. Это отвечает задачам данной работы, поскольку объектом исследования являются исключительно женщины.

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в структуре оценочных шкал, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это шкала лжи, шкала достоверности и шкала коррекции.

ГЛАВА ІІІ. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ

История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины - психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.

Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.

3.1 Конверсионная модель Фрейда

Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела - соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущение кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Это происходило в большинстве описанных Фрейдом случаев. Однако некоторые психосоматические заболевания не несут с собой облегчения душевных состояний. Можно считать, что здесь задействованы другие механизмы.

Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации - активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами. Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

3.2 Теория Морено

Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль - это слияние частных и коллективных элементов». По мнению Морено, понятие роли - это мост между психиатрией и социологией.

Для Морено роли, которые мы принимаем в жизни (и которые определяют наше поведение), принадлежат к трем измерениям: социальные роли, психосоматические роли, психодраматические роли.

Психические и психосоматические расстройства, вызываются нарушением ролевого развития и выражаются также в нарушениях ролевого развития и поведения. В тоже время ролевое развитие и ролевое поведения тесно связаны с акциональным голодом и психосоциальным развитием человека.

С точки зрения Морено болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой среды. Согласно Морено, здоровье представляет собой направленное бытие или прогрессию, болезнь же - застой или регрессию.

Человеческое развитие - это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже в конце эмбрионального развития. В ходе нормального развития к каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные, уже существующие теряют свое значение или же исчезают вовсе. Как следствие нарушения ролевого развития, психопаталогические синдромы проявляются различными способами: перескакивая на другие ролевые уровни, минуя промежуточные; при неизменно поступательном направлении развития; в застое развития; в регрессии, т.е. в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме конфликта в рамках одной роли, существовать в виде конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. ( Лейтц, 1994).

3.3 Концепция структурно-дискретной

организации психики Семенова

Концепция разработана ленинградским психотерапевтом Семеновым. Согласно автору, многие психосоматические заболевания возникают на основе программы, заложенной воспитанием. В лечении этих расстройств одним рациональным подходом трудно достичь результата. Для получения эффекта необходимо перепрограммировать установки, роли, внести новую информацию в сознание пациента. Для этого автором разработан оригинальный метод односеансной терапии - Акупунктурное программирование - распоряжение (АК). Автор не случайно из десятка значений слова программирование (от греч.) взял «содержание, порядок деятельности» и пользуется им в своей методике, подчеркивая «изменение содержания и порядка деятельности» после сеанса.

Предпосылкой теоретического обоснования метода является высказанная автором гипотеза о структурно-дискретной организации жизни и психики, согласно которой, основными структурными элементами нервно-психической организации являются различного рода нервно-психические целостности меньшего порядка. Взаимодействие и взаимосвязь их друг с другом и образует собственно психику индивида. Эти подсистемы психической организации автор называет словом «ТОТы» (целое) и соотносит с именем древнеегипетского бога Тота. ТОТы - это те кирпичики, из которых слагается психика как целое. Они могут быть классифицированы по разным признакам, но самый важный - признак происхождения. По этому признаку все ТОТы можно разнести в две большие группы: врожденные и приобретенные.

Время, на протяжении которого какой-нибудь ТОТ господствует в психике, это особое состояние. Переход от одного состояния к другому всегда совершается скачком, например, человек либо спит, либо бодрствует; неподвижен, либо движется.

АП - это метод, специально рассчитанный на изменение состояния пациента. Клинический опыт показал, что большинство хронических заболеваний - это такая деформация жизни, при которой большую часть времени человек находится в каком-нибудь одном (патогенном) состоянии. На поведенческом уровне особые состояния души передаются той или иной ролью. Одним из факторов, поддерживающих патологическую аддикцию, по Семенову, является фиксация (застревание) в одной из ролей. Это перекликается с теорией Морено, где «затухающие» и «извращенные» роли препятствуют проявлениям спонтанности индивидуума, снижают поисковую активность. Таким образом, АП в его психотерапевтической части - это не только программирование, но и ролевая психотерапия, ибо, по существу, на сеансе АП происходит реорганизация и ослабление «патологической» роли, определяющей болезнь пациента. (Семенов, 2002).

Рассмотрев некоторые из многих существующих концепций происхождения психосоматических расстройств, мы можем сказать, что они различны по значению и направлению, по постановке проблем и методам исследования, однако на их основе можно выделить общее в формировании ВКБ.

3.4 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ЕЕ РОЛЬ В

ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ

Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает рассмотрение психологических аспектов не только болезни, но и здоровья. Составляя две стороны одного процесса жизни человека, они характеризуются как качественными различиями, так и многообразными переходными состояниями. А это выдвигает весьма актуальную задачу выяснения роли ощущений в формировании представлений о здоровье, что главным образом и определяет отношение человека к его заболеванию. Все это по существу составляет психологический аспект, как здоровья, так и болезни.

Известно, что существует много определений здоровья. ВОЗ дает такое определение: здоровье - это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.(ВОЗ. Основные документы, 1968)

Б.В. Петровский углубил понятие здоровья критерием трудовой деятельности, указывая, что здоровье - не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений, осуществлять общественную и прежде всего, трудовую деятельность (Петровский Б.В., 1973).

Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жизни, желании деятельности. Ряд исследователей рассматривают здоровье, как способность человеческого организма преломлять всю совокупность природных и социальных факторов, составляющих условия его жизни, без нарушения гармонии физиологических механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование человека (Телешевская М.Э, Погибко Н.И.,1978).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8