бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Долговременные программы бесплатно рефераты

Адаптация и рестандартизация ММРІ в отечественных условиях проводилась Л.Н. Собчак (Собчак Л.Н., 2002). В результате создана методика Стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ.

Тест СМИЛ направлен в первую очередь на изучение личности и опирается на индивидуально-личностную типологию. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе человека, напрямую связанных с индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

Методика представляет собой опросник, содержащий 566 вопросов-утверждений. Сокращенный вариант содержит 398 вопросов- утверждений и позволяет получить личностный портрет по базисным шкалам. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Кроме того, опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты. Это отвечает задачам данной работы, поскольку объектом исследования являются исключительно женщины.

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в структуре оценочных шкал, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это шкала лжи, шкала достоверности и шкала коррекции.

Определение профиля личности. По методике ММРІ были обследованы категории больных с бесплодием, воспалительными заболеваниями, абортами и условно-здоровая группа.

Бесплодие . Для этой группы обследуемых характерно повышение по 6,9,4, и снижение 5 шкалы. Профиль личности достоверен. Пик по 6 шкале (70Т и выше), характерен для акцентуированных личностей с личной дисгармонией и дезадаптивным состоянием. Также при данном пике проявляется аффективная захваченность доминирующей идеей, касающаяся, как правило, межличностной конфликтной ситуацией. Это может быть переживание, связанное со сверхнежным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию с чувством ревности или соперничества, с тенденцией к построению жесткой и субъективной логической схемы, не поддающейся коррекции из вне. В сочетании с низким показателем по 5 шкале (ниже 40Т), что свидетельствует о фригидности. Такого рода переживания, как чувство обиды, подавление враждебности, лишний раз подчеркивает между соматическими и психологическими факторами.

Мания с бредом величия, одновременно проявляющимися тенденциями к вражде и преследованию окружающих, отражается в профиле пиками по 6, в сочетании с 9 шкалой. Граница между самонадеянностью и не имеющего жизненного опыта юнца или эйфории пьяного, с одной стороны, и психическим заболеванием, проявляющимся неадекватно завышенной самооценкой и неупорядоченной речевой и двигательной активности - с другой стороны. Пики по 6 и 9 шкале характеризуется дезадаптивным состоянием. В сочетании с низким показателем по 5 шкале свидетельствует о сублимации бредово-маниакальной активности на физиологическое здоровье женских органов.

Пики по 4 и 6 шкалам при высоких показателях выявляют экспозитивный (вспыльчивый) тип реагирования. Высота пиков в пределах 70Т и 75Т отражают акцентуацию характера по взрывному типу, выраженным чувством соперничества, лидерскими чертами, агрессивностью и упрямством. Высокий пик по 4 шкале (выше 75Т) в сочетании с низким показателем (ниже 40Т), по 5 шкале свидетельствует о трансформации подавленной враждебности в физическое функционирование женских органов.

Аборт. Данная группа характеризуется пиками по 7 и 1 шкале (выше 70Т) и низким показателем по 5 шкале. Все остальные показатели разбросаны в пределах нормы.

7 шкала - шкала тревожности, повышение профиля по 7 шкале при нормативном разбросе выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и стабильности ситуации, высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. При данных обстоятельствах, связанных с предшествующим абортом, можно предположить, что повышение 7 шкалы выше 75Т, определяется как состояние выраженной тревоги, а не как характерные особенности личности. Сочетание пика по 7 шкале с низким показателем по 5, отражает тенденцию к сублимации сексуальной потребности в том виде деятельности, который является замещающим, заменяющим, по отношению к прямой реализации этой потребности.

Первая шкала - сверхконтроль. Повышение показателя по данной шкале определяет акцентуацию характера по типу сенситивно-тревожной (мнительной) личности. При избыточной эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация проявляется в повышенной сосредоточенности на отклонениях от нормы, как в плане межличностных отношений (где лиц этого круга раздражает безответственность и недостаточная, на их взгляд, нравственность поступков окружающих), так и в сфере самочувствия ( где чрезмерное внимание к функциям собственного организма может перерасти в ипохондричность).

Соматически здоровая группа. Данная группа характеризуется нормативным разбросом (от 50Т до 70Т) и индивидуальной типологией характера, так как в условно здоровую группу входят женщины от 20 до 30 лет ( плюс, минус 2 года) не имеющих детей.

Низкий показатель по 5 шкале (ниже 50Т) отражает ортодоксально женственный стиль полоролевого поведения: стремление быть опекаемой и найти опору в муже, мягкость, сентиментальность, любовь к детям, приверженность к семейным интересам, неискушенность и стыдливость в вопросах секса.

2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического функционирования являются показателями функционирования адаптационного процесса в целом и могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных.

Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов ХХ века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии развития в личности в психологию жизненного пути, такого, что, «основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью». ( Кон И.С. ,1987).

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» ( Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но, несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно отличается от них. Так, в отличие от каузометрической методики

(Головаха Е., Кроник А. или ее компьютерный вариант life line), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования; параметры обработки и интерпретации данных.

2.2 КАРТИНА МИРА

Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу - картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю - описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психологических комплексов.

Сенсорное пространство становится патогенной системой с того момента, когда человек начинает в нем жить. Когда он абсолютизирует, жестко закрепляет плоскость своего восприятия, приписывая всем формам определенные значения. В патогенной системе каждая форма соответствует определенному смыслу. Сенсорное пространство становится жесткой системой верований, незыблемой и соответственно неуправляемой. В этой ситуации действует закон: ' Практика - критерий истины'. Потому, что нет никакой другой истины, кроме той, которая существует в данной плоскости. Просто ничего другого нет. Тогда человек, попадая в определенную систему, в этой системе начинает лечиться, получать информацию, обучаться, болеть, воевать, умирать, защищаться. Он начинает в ней жить.

Если человек помнит и осознает, что его восприятие иллюзорно, не забывает, что это описание мира - лишь один из вариантов, который он выбрал для какой-то конкретной работы, только тогда он работает с инструментом. Сознание должно на что-то опираться. А индивидуальное сознание, отделенное от целого, традиционно опирается на ощущения, которые как раз в точности и являются нашей иллюзией по той простой причине, что наше восприятие всегда опосредовано нашим же описанием мира. Картина мира всегда опосредована описанием. Между миром и картиной мира всегда находится описание. Если бы все пространства восприятия были инструментальны, т.е. человек мог бы растождествиться с этим своим процессом, не нужно было бы воевать и спорить, кто правильно воспринимает, а кто нет. Нет никакого правильного и неправильного восприятия. В этом смысле существует колоссальное многообразие.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе -- жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе -- жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями -- событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности -- это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью -- жизнью

“Клеточкой” внутренней жизни является переживание. В “Основах общей психологии” С. Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. “Переживание, -- отмечает С. Л. Рубинштейн, -- это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер... Переживания человека -- это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности” (С.Л. Рубинштейн, 1946). В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти -- воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. “Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный “урок жизни”. Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед” (Б.Г.Ананьев, 1940). Это давнее предположение Б. Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П. В. Симонова. “Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой... категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент” (П.В. Симонов, 1981).

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще 3. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую “ткань” ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. “Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности. доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, “исторического” ее аспекта” (С.Л. Рубинштейн, 1946). Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни. овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь -- в мечтах, надеждах, предвидениях -- имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл “защиты”. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. “Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость -- соответствие жизни” (Б.Г. Ананьев, 1945).

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни -- творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8