бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Долговременные программы бесплатно рефераты

Если человек помнит и осознает, что его восприятие иллюзорно, не забывает, что это описание мира - лишь один из вариантов, который он выбрал для какой-то конкретной работы, только тогда он работает с инструментом. Сознание должно на что-то опираться. А индивидуальное сознание, отделенное от целого, традиционно опирается на ощущения, которые как раз в точности и являются нашей иллюзией по той простой причине, что наше восприятие всегда опосредовано нашим же описанием мира. Картина мира всегда опосредована описанием. Между миром и картиной мира всегда находится описание. Если бы все пространства восприятия были инструментальны, т.е. человек мог бы растождествиться с этим своим процессом, не нужно было бы воевать и спорить, кто правильно воспринимает, а кто нет. Нет никакого правильного и неправильного восприятия. В этом смысле существует колоссальное многообразие.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе -- жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе -- жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями -- событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности -- это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью -- жизнью

“Клеточкой” внутренней жизни является переживание. В “Основах общей психологии” С. Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. “Переживание, -- отмечает С. Л. Рубинштейн, -- это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер... Переживания человека -- это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности” (С.Л. Рубинштейн, 1946). В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти -- воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. “Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный “урок жизни”. Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед” (Б.Г.Ананьев, 1940). Это давнее предположение Б. Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П. В. Симонова. “Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой... категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент” (П.В. Симонов, 1981).

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще 3. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую “ткань” ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. “Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности. доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, “исторического” ее аспекта” (С.Л. Рубинштейн, 1946). Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни. овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь -- в мечтах, надеждах, предвидениях -- имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл “защиты”. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. “Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость -- соответствие жизни” (Б.Г. Ананьев, 1945).

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни -- творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль “подсказки” может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Рефлексивные черты характера -- это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу -- уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой -- реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим.

Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного.

Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления. Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту.

И поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит в несколько этапов:

1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.

2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.

3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.

4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира» позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий - «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

Результат исследования

По опроснику «Картина мира» было опрошено 40 человек, разделенных на 4 группы (по 10 чел.). Все женщины в репродуктивном возрасте от 20 до 30 лет (плюс, минус 2года), бездетные.

Бесплодные. Опрос данной группы показал несформированность жизненного пути. В первом пункте опросника (ваша картина мира в 10 утверждениях), испытуемые в большинстве случаев не назвали ни одного утверждения. Лишь в одном было названо утверждение «мир многообразен», что определяет отсутствие личной картины мира в мировоззрении человека.

Во втором и третьем пункте выделяется абсолютная и относительная истина и личная правда, которая используется в жизни человека, как упорядоченность жизненного пути. У бесплодной группы по результатам опрошенных отсутствует их правда, а также абсолютная и относительная истина.

В четвертом пункте (в чем заключается, с вашей точки зрения, предназначение человека на земле), было указано то, что жизнь одна и нужно успеть посадить дерево, построить дом, родить ребенка. Женщины с данной патологией считают таковым свое предназначение на земле.

Пятый пункт (напишите, пожалуйста, ваши любимые крылатые фразы), позволяющий выявить тезисы, которые возможно, влияют на программирование жизненного пути. В данной группе испытуемых выявляется защитный механизм - вытеснение, проявляющееся - в незнании или отсутствии крылатых фраз.

Шестой пункт (незаконченные предложения), позволяет выявить отношение человека к любви, пониманию, духовности, помощи и др. Для женщин с бесплодием, понимать, значит выслушивать, поддерживать, давать советы, т.е. поверхностное отношение к проблемам других. По мнению данной группы, быть духовным человеком, значит открытым и в тоже время, что касается личной проблемы, в большинстве результатов, испытуемые проявляли закрытость. Такое противоречие свидетельствует о внутреннем конфликте и недоверии к окружающим. Что касается отношения к счастью и любви, выявляется тенденция - получать, но при этом не отдавать

Седьмой пункт помогает определить человека к себе и своему «Я». По результатам опрошенных было выявлено отрицание себя как личности.

Воспалительные заболевания. Опрошенная группа характеризуется противоречивостью мировоззрения и формальным отношение к миру. В отношении абсолютной истины указывают, что добро побеждает зло. Данная формулировка подтверждает предположение о противоречивости взглядов на мир и приверженности социальным нормам. Женщины с данным заболеванием стремятся соответствовать референтной группе людей, относиться к людям с тем теплом и расположением, настолько, насколько они рассчитывают получить взамен.

В формулировке крылатых фраз, часто упоминается частица НЕ, что свидетельствует о страхе сделать ошибку, которая не соответствует социальным нормам, т.е. страх перейти на сторону зла, попробовать запретный плод. Законченные предложения позволяют определить тенденцию хорошего отношения к близким, стремление сочувствовать, понимать, уважать; быть честным, справедливым, воспитанным. Эти понятия характеризуют личность, как внешне доброжелательного и внутренне дистанцированного человека. В отношении себя, своего «Я» используются выражения эталонного человека, что подтверждает предположение о стремлении соответствовать социальным нормам референтной группы.

Аборт. Данная группа характеризуется преобладанием серых тонов « не очень хорошо - не очень плохо». Женщины чувствуют свою несостоятельность и неумение адаптироваться к реалиям жизни, при этом испытывают чувства несправедливости и не знают, как с этим бороться. Тенденция к вытеснению агрессивности и подавлению своей спонтанности. Живут не так , как хочется, а так, как нужно, чтобы быть хорошей дочкой, внучкой, сестрой, любовницей, подругой и т.д. Другими словами - ориентация на социальные догмы, которые не способствуют адаптации личности, потому что существует внутренний конфликт между тем как хочется и тем, как вынужден жить.

По результатам опроса можно сделать предположение, что молодые женщины, девушки, идущие на аборт, делают это неосознанно, а по уговорам близких, родных людей, к которым они испытывают нежные чувства, доверие. Картина мира, мировоззрение этих женщин, говорит о внутреннем конфликте, нагнетении негативных переживаний, связанных с несоответствием внутреннего мира и реалиями жизни.

Условно здоровая группа. Картина мира у данной группы разнообразна. Это связано с образованием человека и его социальным положением в обществе. У одних поверхностное отношение к миру, среде, своему «Я». У других проявляется тенденция к зависимости от социальной среды, окружающих. У третьих зрелое мировоззрение, осознанный подход к тому, что они делают или собираются сделать. Картина мира условно здоровой группы значительно отличается от мировоззрения женщин, имеющих гинекологическую патологию. Отличие заключается в том, что у женщин с бесплодием, выраженная потребность к одностороннему восприятию любви, своего рода проявление женского эгоизма. У женщин с воспалительными заболеваниями проявляется потребность в соответствии социальным нормам. Абортная группа отражает подавление агрессивности по отношению к окружающим из-за несоответствия внутренних потребностей с требованиями социальной среды.

2.3 ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (МЕТОДИКА MMPI)

Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности теста в различных странах мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8