бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов бесплатно рефераты

Подведем итоги по первому этапу исследования:

1. шкала Включение I:

ѕ "Ie - высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать - 36,7% (11 испытуемых);

ѕ "Ie - низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать - 16,7% (5 испытуемых);

ѕ "Iw - низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей - 6,7% (2 испытуемых);

ѕ "Iw - высокое" - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним - 40% (12 испытуемых).

2. шкала Контроль С:

ѕ "Се - высокое" - означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью - 56,7% (17 испытуемых);

ѕ "Се - низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности - 33,3% (10 испытуемых);

ѕ "Cw - высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений - 10% (3 испытуемых).

3. шкала Аффект А:

ѕ "Aw - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 23,3% (7 испытуемых);

ѕ "Ае - высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения - 43,3% (13 испытуемых);

ѕ "Ае - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений - 33,4% (10 испытуемых).

Вывод по первому этапу исследования: низкие показатели шкал в основном у студентов-психологов с возрастом от 18 до 21 года, т.е. у первокурсников и второкурсников, которые еще не смогли в полной мере адаптироваться к своему социальному окружению.

Второй этап исследования был введен для проверки нашей гипотезы, т.к. мы считаем, что у студентов психологического факультета степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.

Была произведена диагностика студентов экономического факультета с помощью опросника (приложение №1). Приводим полученные данные по второму этапу практического исследования:

данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Се - низкое

Aw - низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№3 (муж., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Aw - низкое

№5 (муж., 21 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№6 (муж., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№7 (жен., 19 лет)

Ie - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№9 (муж., 24 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Ае - низкое

№10 (жен., 23 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№11 (жен., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№12 (муж., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№13 (жен., 26 лет)

Ie - высокое

Cw - высокое

Aw - низкое

№14 (жен., 23 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№15 (муж., 21 лет)

Iw - низкое

Се - низкое

Ае - низкое

№16 (жен., 19 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№17 (жен., 22 лет)

Ie - высокое

Се - низкое

Aw - низкое

№18 (муж., 24 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie - высокое

Се - низкое

Aw - низкое

№20 (муж., 45 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№22 (жен., 20 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№23 (муж., 34 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Ае - высокое

№24 (жен., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№25 (муж., 27 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№26 (муж., 19 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie - высокое

Cw - высокое

Ае - низкое

№28 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№29 (муж., 20 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№30 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

Мы получили следующие данные:

4. шкала Включение I:

ѕ "Ie - высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать - 23,3% (7 испытуемых);

ѕ "Ie - низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать - 20% (6 испытуемых);

ѕ "Iw - низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей - 56,7% (17 испытуемых);

5. шкала Контроль С:

ѕ "Cw - низкое" - предполагает, что индивид не принимает контроля над собой - 33,3% (10 испытуемых);

ѕ "Се - низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности - 13,3% (4 испытуемых);

ѕ "Cw - высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений - 53,3% (16 испытуемых).

6. шкала Аффект А:

ѕ "Aw - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 56,7% (17 испытуемых);

ѕ "Ае - высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения - 16,7% (5 испытуемых);

ѕ "Ае - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений - 26,7% (8 испытуемых).

Вывод по второму этапу исследования: как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.

Заключение

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы - Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы в исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Исследование было разделено на два основных этапа:

1. на первом этапе - мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2. на втором этапе - мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов - экономического факультета.

Как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.

3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С.3-17.

4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. //Психологический журнал, 1996, С.60-71

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92-100.

6. Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. - Т.1, С. 6-8.

7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

8. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование - Л., 1973.- С. 92-97.

9. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.

10. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.- С. 238-263.

11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсаль-ный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.

12. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обу-чения // Психол.журн. - 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131-135.

14. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.

16. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологи-ческих и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.

17. Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. - Т. 3. С. 96-99.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7