бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Динамика развития внутреннего "Я" личности бесплатно рефераты

Динамика развития внутреннего "Я" личности

Введение

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются человеком сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о собственном Я - Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами.

Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением; законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.

Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом - в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.

С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются, прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

1. История развития Я-концепции

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, но это не означает, что описываемая им реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. Труды У. Джемса говорят об этом с достаточной убедительностью. Но если взять западную психологию в целом, то интерес к этой проблематике долгие годы был ослаблен из-за преобладания в ней бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению. Однако в 50-х гг. внимание западной научной общественности к проблематике человеческого Я и его уникальности резко возросло. Эти проблемы заняли центральное место в так называемом гуманистическом, или феноменалистическом, направлении западной психологии. Основополагающими в нем стали работы А. Маслоу, К. Роджерса, А. Комбса, некоторых других американских психологов и педагогов. Они выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.). В их понимании человеческое Я не является фатально приговоренным к антисоциальным побуждениям, как считают фрейдисты, приписывая бессознательным и необузданным влечениям главенствующую роль в жизни человека. Психологи и педагоги этого направления отклоняют и бихевиористский подход к человеку, согласно которому его поведение можно адекватно изучать по аналогии с реакциями животных. Порицая подобные взгляды, А. Комбс пишет: «На протяжении 50 лет мы формулировали наше мышление исходя из статической концепции личности. Мы определили психологию как «поведенческую науку» и сосредоточили внимание на методах контроля и управления путем манипуляции стимулами и последствиями поведения. Мы рассматривали мотивацию не с точки зрения устремлений людей, но как вопрос о том, насколько можно вынудить их исполнять чужие желания, Мы были сторонниками слишком узкого взгляда на природу человека».

Объявив себя «третьей силой», сторонники феноменалистического направления подчеркивают отличие своих идей от бихевиоризма и фрейдизма, обратившись к целостному человеческому Я и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Они считают, что поведение человека следует рассматривать как внешнее проявление его внутреннего мира, что основные причины поведения заключены в свойственных людям эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, надеждах, восприятиях и устремлениях.

Такой подход к проблеме человека, безусловно, более обоснован по сравнению с бихевиористскими взглядами и ортодоксальной фрейдистской концепцией. Но гуманистическая теория личности оторвана от факторов, определяющих общественную жизнь людей, а в конечном счете и жизнь каждого индивида в отдельности. Общество рассматривается как сумма самодовлеющих межличностных взаимосвязей Я и Ты. Изменяющиеся социальные условия формирования и бытия личности упускаются из виду, и на первый план выступает внесоциальный абстрактный индивид.

Интеракционистов отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека. Они считают, что личность, как и общество в целом, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми. «Интеракцпонистский подход характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации»,- пишет известный представитель интеракционистской теории Т. Шибутани (США). С этим нельзя согласиться, поскольку именно общественная система определяет как всю совокупность «разыгрываемых» людьми социальных ролей, так и их объективный смысл. Сущность межличностной коммуникации людей предстает в искаженном свете, будучи оторвана от социальных отношений, которыми изначально определяется ее глубинное содержание. Но интеракционисты правильно указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. «Подобно тому как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду,- писал один из основоположников интеракционизма, Ч. Кули,- и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам... так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас».

В интеракцпонистском подходе подчеркивается значение реального взаимодействия развивающейся личности с другими людьми в практической жизни. Под действием механизма взаимного общения происходит становление Я-концепции индивида. Она приобретается в процессе усвоения ребенком ожиданий других, различных возможностей и ограничений, определяемых той или иной ролевой позицией данного индивида в социокультурной среде - половой принадлежностью, положением в семье, нормами, обязанностями и т.п. Формирование личности в процессе социализации обусловлено именно человеческим общением, то есть социально-психологическим фактором, поскольку «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей».

Применительно к развитию Я-концепции у человека интеракционистам удалось выявить существенную, но далеко не достаточную для понимания этого исключительно сложного процесса долю истины. Их интересует лишь микросоциальная динамика, а макросоциальные факторы развития личности оказываются в их теории незамеченными. К тому же, как справедливо отмечает И.С. Кон, они оставляют в тени «биологические основы индивидуальности».

Рассматривая развитие Я-концепции как явление индивидуально-психологического порядка, Р. Бернс избрал обоснованную «точку отсчета», опираясь на значительный вклад, сделанный в психологическую науку американским философом и психологом У. Джемсом еще на заре ее становления. Выступив как теоретик личности, он выразительно охарактеризовал основную психоструктуру человеческого Я - в его социальном, материальном, духовном измерениях.

Э. Эриксон является одним из основоположников так называемой эго-психологии, в которой исследуется становление сознательного Я индивида как биосоциального существа и преодолевается чисто «организмическая» трактовка человека, даваемая фрейдизмом,- проблематика, по своему содержанию тесно связанная с. рассмотрением роли воспитательного процесса, социокультурного влияния на личность. Как исследователь процессов психосоциального развития человека в течение всего жизненного цикла, Э. Эриксон оказал заметное влияние на педагогику, психотерапию, практику психологического консультирования в сфере образования в англоязычных странах. Э. Эриксон рассматривает развитие личности, ее самосознания как последовательную смену стадий, имеющих не только свои соматические, но и качественные эмоциональные особенности. На каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Воспитательные рекомендации Э. Эриксона отражают большой профессиональный опыт работы клинициста, тонкие наблюдения за развитием Я-концепции у детей и подростков. Но в конечном счете взгляды Э. Эриксона определяются фрейдистской традицией. Он отстаивает узкий взгляд на воспитание, рассматривая его как процесс переключения антисоциально окрашенных импульсов в направлении цивилизующих социальных ограничений этих импульсов, не касаясь вопроса о содержательной ценностной ориентации личности в современном мире как подлинной задаче воспитания. Э, Эриксон отбрасывает не социальную обусловленность личности, о чем он говорит с достаточной определенностью, а само социальное содержание Я-концепции человека на каждом возрастном этапе, которое служит обратной связью для последующего мировоззренческого, морально-психологического развития личности. С этих позиций невозможно осмыслить реальные закономерности жизненного проявления человека как частицы социального целого в тех или иных конкретно-исторических условиях. По сути дела, теория Э. Эриксона раскрывает процесс становления самосознания человека в индивидуально-психологическом, но не в личностном плане. То, что одни и те же индивидуально-психологические качества могут быть присущи людям с разной, порой противоположной социально-ценностной ориентацией, выпадает из поля зрения американского ученого. Как и Э. Эриксон, он не стремится осмыслить феномен общественных отношений, стоящих за отношениями межличностными, в том числе в семье - в той степени, в какой семья выступает как часть общественной системы, подчиняется ее нормам и требованиям.

В советской науке проблеме человеческого Я и самосознания личности уделяется большое внимание. В работах И.С. Кона («Открытие «Я», «В поисках себя»), В.В. Столина («Самосознание личности»), а ранее А.Г. Спиркина («Сознание и самосознание»), И.И. Чесноковой («Проблема самосознания в личности») диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов, связанных с рассмотрением самосознания и образа Я в различных его аспектах, исходя из социальной обусловленности становления человека как человека.

Конкретно-научный, интегративный подход преодолевает узкую специализацию и неизбежную ограниченность разных областей знания о человеке как участнике социальных процессов, то есть личности.

2. Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»

Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качестве интегратора, фильтра и медиатора человеческого поведения. Они считают, что люди склонны к поведению, которое согласуется с их пониманием себя. Обладая Я-концепцией, взрослые в моменты кризиса или смерти любимого человека могут критически пересмотреть историю своей жизни и попытаться осознать свое положение в меняющихся обстоятельствах.

Цель гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» - создать представление о человеческой природе как можно ближе к человеческому опыту. С точки зрения гуманистической психологии люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений.

Роберт Кеган является автором теории, основанной на Я-концепцию,- теории развивающегося «Я».

Большие массивы данных, с которыми трудно иметь дело, с помощью теорий приводятся в порядок. Ученые, занимающиеся социальными науками, пользуются теориями для формулирования важных вопросов, для отбора и организации полученных в ходе исследований данных и их истолкования с более общих позиций. Извлекаемая в результате информация, вместе с более широкой теорией, позволяет ученым предсказывать будущее поведение.

Ясное понимание теорий развития человека позволяет перепроверить предположения, стоящие за бытующими убеждениями, и определить степень их соответствия реальному положению вещей. Знакомясь с различными теориями, также можем анализировать поведение с нескольких точек зрения и оценивать другие объяснения.

Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структуру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит наблюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом, не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким образом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории нацелены на объяснение разрозненных аспектов развития.

Как в любом научном поиске, не все ученые, разрабатывающие теории, соглашаются друг с другом. Кроме того, они выбирают для изучения различные области развития. Одни теоретики, такие как Э. Эриксон, сосредоточиваются на развитии личности в течение всей жизни; другие, подобно Ж. Пиаже, исследуют развитие мышления у детей. Каждый теоретик обладает неповторимой научной биографией и интересами, которые, хочет он того или нет, влияют на его исследования. Эти личные данные затем неявно включаются в основные предпосылки теорий. Таким образом, теории служат отражением личностей, мыслей и ценностей тех, кто их разработал. Многие специалисты по развитию придерживаются эклектической ориентации. Они выбирают из многочисленных теорий те конкретные аспекты, которые помогают им в их работе. Почти все исследователи находятся под влиянием теорий других ученых.

3. Современное развитие понимания становления внутреннего «Я»

Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности. Она явилась реакцией против внешнего детерминизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенциализма. Экзистенциализм - это направление современной философии, в центре внимания которого - стремление человека найти смысл своего личного существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами. Поэтому психологи гуманистического направления отвергают детерминизм влечений, инстинктов или средового программирования. Они считают, что люди сами выбирают, как им жить, психологи гуманистического направления выше всего ставят человеческий потенциал.

Как биологический вид человек отличается от других животных более развитой способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно. По этой причине психологи гуманистического направления считают, что многочисленные эксперименты на животных дают мало информации о людях. Крыса в лабиринте не может теоретически осмыслить стоящую перед ней задачу, как это сделал бы человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4