Дифференциальная психология и структура индивидуальности
- нейротизм: высокий - 60 % (3 чел.), средний - 40 % (2 чел.);
- потребность в ощущениях: высокая - 80 % (4 чел.), средняя - 20 % (1 чел.);
- потребность в одобрении: средняя - 60 % (3 чел.), низкая - 40 % (2 чел.);
- эргичность: низкая - 60 % (3 чел.), средняя - 40 % (2 чел.);
- социальная эргичность: высокая - 40 % (2 чел.), средняя - 40 % (2 чел.), низкая - 20 % (1 чел.);
- пластичность: высокая - 40 % (2 чел.), средняя - 40 % (2 чел.), низкая - 20 % (1 чел.);
- социальная пластичность: средняя - 60 % (3 чел.), высокая - 40 % (2 чел.);
- темп: средний - 60 % (3 чел.), высокий - 40 % (2 чел.);
- социальный темп: высокий - 60 % (3 чел.), средний - 40 % (2 чел.);
- эмоциональная чувствительность: средняя - 40 % (2 чел.), низкая - 40 % (2 чел.), высокая - 20 % (1 чел.);
- социальная эмоциональная чувствительность: средняя - 60 % (3 чел.), высокая - 40 % (2 чел.);
- сила нервной системы: слабая - 60 % (3 чел.), средней силы - 40 % (2 чел.).
Ориентация на процесс преобладает у 60 % (3 чел.).
Таким образом, испытуемые с низкими значениями силы торможения характеризуются: экстравертированностью, эмоциональной неустойчивостью, высокой потребностью в ощущениях, пассивностью, нежеланием умственного физического напряжения, легкостью и плавностью речи, высоким темпом поведения.
По всем группам по каждому показателю были найдены средние значения. Сравнение средних значений попарно по группам отражено на диаграммах.
А. Сравнение групп с высокими и низкими показателями по силе торможения (диаграмма 1, см. Приложение).
Из диаграммы 1 видно, что между вышеобозначенными группами существуют различия: 1) по силе возбуждения - сила возбуждения больше в группе с высокими значениями силы торможения.
2) по показателю общей активности различий не выявлено вообще, что может указывать на отсутствие связи между силой - слабостью тормозного процесса и активность.
В. Сравнение групп с высокими и низкими показателями по силе возбуждения (диаграмма 2, см. Приложение).
Из диаграммы 2 видно, что между группами существуют различия по параметрам:
1) сила торможения - большее значение по этому параметру в группе с высокими показателями по силе возбуждения;
2) большее значение экстраверсии отмечено в группе с высокими значенями по силе возбуждения;
3) для группы с низкой силой возбуждения характерен более высокий нейротизм;
4) предметная эргичность выше у лиц с высокой силой возбуждения;
5) для этой же группы отмечены более высокие значения по показателям темпа и общей активности.
Не выявлено различий в показателях ориентации на процесс и социальной пластичности.
Таким образом, можно предположить, что сила возбуждения связана с показателями темперамента. Индивиды, хорошо реализующие на кратковременную интенсивную стимуляцию, более активны, эмоционально устойчивы, обладают быстротой реакции.
В. Сравнение групп с низкими значениями по силе возбуждения и торможения (диаграмма 3, см. Приложение).
Из диаграммы 3 видно, что
1) более высокая экстраверсия отмечена в группе с низкими значениями силы торможения;
2) потребность в ощущениях выше у той же группы индивидов;
3) также в группе с низкой силой торможения более высокая общая активность.
Не выявлено различий между группами по показателям: ориентация на процесс, ориентация на результат, потребность в одобрении, социальная эргичность, социальная эмоциональная чувствительность.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что низкое значение силы торможения связано с некоторыми показателями темперамента и мотивационной сферы. Индивидам, плохо выдерживающим длительную стимуляцию, свойственны: высокая экстраверсия, постоянный поиск новых ощущений и, вследствие этого более высокая активность.
Г. Сравнение групп с высокими значениями силы возбуждения и силы торможения. (диаграмма 4, см. Приложение). Из диаграммы 4 видно, что:
1) в группе с высокой силой торможения выявлен более высокий нейротизм;
2) в этой же группе отмечено большее значение общей эмоциональности;
3) общая активность выше в группе с высокой силой возбуждения.
Не выявлено различий по параметрам: ориентация на результат, потребность в ощущениях, потребность в одобрении, пластичность.
Таким образом, можно предположить, что высокие показатели по силе торможения связаны с некоторыми свойствами темперамента. Следовательно, индивидам, хорошо выдерживающим длительную стимуляцию, свойственны: меньшая активность, неадекватно сильные реакции на раздражители, эмоциональность.
2.4.3 Описание и анализ результатов методики «теппинг - тест»
Проведение методики выявило различия в силе нервной системе. Исходя из этого, мы разделили испытуемых на три группы по степени выраженности силы - слабости нервной системы.
Изначально анализ данных проводился в каждой группе отдельно.
Таблица 5.
Полученные результаты в группе испытуемых с сильной нервной системой.
Испытуемые
|
Сила возбуждения
|
Сила торможения
|
Тест Айзенка
|
Ориентация на процесс
|
Ориентация на результат
|
Потребность в ощущениях
|
Потребность в одобрении
|
Тест Русалова
|
|
|
|
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
|
|
|
|
Эргичность
|
Социальная эргичность
|
Тактичность
|
Социальная тактичность
|
Темп
|
Социальный темп
|
Эмоциональная чувствительность
|
Социальная эмоц. чувствит-ть
|
Индекс общей эмоциональности
|
Индекс общей активности
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
1
|
56
|
61
|
14
|
10
|
4
|
8
|
8
|
9
|
2
|
10
|
6
|
7
|
7
|
9
|
2
|
6
|
8
|
41
|
|
2
|
69
|
60
|
15
|
5
|
5
|
8
|
9
|
12
|
12
|
11
|
11
|
5
|
8
|
8
|
10
|
6
|
16
|
55
|
|
3
|
43
|
52
|
18
|
12
|
8
|
6
|
10
|
11
|
4
|
12
|
7
|
7
|
12
|
6
|
2
|
4
|
6
|
48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
56
|
58
|
16
|
11
|
6
|
7
|
9
|
11
|
6
|
11
|
8
|
6
|
9
|
8
|
5
|
5
|
10
|
48
|
|
|
Из таблицы 5 видно, что в группе испытуемых с сильной нервной системой получены следующие результаты:
- экстраверсия: высокая - 33 % (1 чел.), средняя - 67 % (2 чел.);
- нейротизм: средний - 67 % (2 чел.), низкий - 33 % (1 чел.);
- потребность в ощущениях: средняя - 100 % (3 чел.);
- потребность в одобрении: средняя - 67 % (2 чел.), низкая - 33 % (1 чел.);
- эргичность: высокая - 33,3 % (1 чел.), средняя - 33,3 % (1 чел.), низкая - 33,3 % (1 чел.);
- социальная эргичность: высокая - 100 % (3 чел.);
- пластичность: средняя - 67 % (2 чел.), высокая - 33 % (1 чел.);
- социальная пластичность: средняя - 100 % (3 чел.);
- темп: средний - 67 % (2 чел.), высокий - 33 % (1 чел.);
-социальный темп: средний - 67 % (2 чел.), высокий - 33 % (1 чел.);
- эмоциональная чувствительность: низкая - 67 % (2 чел.), высокая - 33 % (1 чел.);
- социальная эмоциональная чувствительность: средняя - 100 % (3 чел.);
- высокая сила возбуждения и торможения - 100 % (3 чел.);
- ориентация на результат преобладает у 67 % (2 чел.).
Таким образом, у испытуемых с сильной нервной системой можно предположить следующие особенности: открытость, тягу к людям, общительность, уверенность в себе при выполнении любого дела.
Таблица 6.
Полученные результаты в группе испытуемых с нервной системой средней силы.
Испытуемые
|
Сила возбуждения
|
Сила торможения
|
Тест Айзенка
|
Ориентация на процесс
|
Ориентация на результат
|
Потребность в ощущениях
|
Потребность в одобрении
|
Тест Русалова
|
|
|
|
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
|
|
|
|
Эргичность
|
Социальная эргичность
|
Тактичность
|
Социальная тактичность
|
Темп
|
Социальный темп
|
Эмоциональная чувствительность
|
Социальная эмоц. чувствит-ть
|
Индекс общей эмоциональности
|
Индекс общей активности
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
1
|
34
|
49
|
17
|
22
|
10
|
7
|
7
|
12
|
7
|
7
|
3
|
6
|
4
|
7
|
11
|
11
|
22
|
34
|
|
2
|
41
|
66
|
14
|
17
|
6
|
4
|
8
|
14
|
3
|
10
|
6
|
5
|
10
|
5
|
12
|
10
|
22
|
39
|
|
3
|
52
|
68
|
16
|
18
|
7
|
7
|
7
|
14
|
3
|
10
|
6
|
4
|
4
|
6
|
5
|
11
|
16
|
33
|
|
4
|
38
|
50
|
12
|
21
|
6
|
6
|
11
|
5
|
1
|
9
|
7
|
6
|
9
|
11
|
7
|
10
|
17
|
43
|
|
5
|
72
|
32
|
20
|
13
|
6
|
6
|
11
|
2
|
8
|
12
|
11
|
11
|
10
|
11
|
4
|
9
|
13
|
63
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
47
|
53
|
16
|
18
|
7
|
6
|
8
|
9
|
4
|
10
|
7
|
6
|
7
|
8
|
8
|
10
|
18
|
42
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|