Дифференциальная психология и структура индивидуальности
1) по критерию выраженности силы - слабости процессов возбуждения и торможения - на 4 группы;
2) по критерию выраженности силы - слабости нервной системы - на 3 группы.
Каждая группа имеет следующий состав:
1) с высокими показателями по параметру силы - слабости процесса возбуждения - 8 человек;
2) с низкими показателями по параметру силы - слабости процесса возбуждения - 8 человек;
3) с высокими показателями по параметру силы - слабости процесса торможения - 5 человек;
4) с низкими показателями по параметру силы - слабости процесса торможения - 5 человек;
5) группа испытуемых с сильной нервной системой - 3 человека;
6) группа испытуемых с нервной системой средней силы - 5 человек;
7) группа испытуемых со слабой нервной системой - 21 человек.
2.3 Методы и методики исследования
Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:
1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.
Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона - ключа.
Опросник включает следующие шкалы:
1) предметная эргичность - характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;
2) социальная эргичность - характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;
3) предметная пластичность - характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;
4) социальная пластичность - показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;
5) предметный темп - характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;
6) социальный темп - характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;
7) предметная эмоциональная чувствительность - показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;
8) социальная эмоциональная чувствительность - характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;
9) контрольная шкала - показывает адекватность восприятия своего поведения.
Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 - 3 балла - низкое значение, 9 - 12 баллов - высокие значения свойства.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:
1) индекс общей эмоциональности,
2) индекс эмоционального дисбаланса,
3) индекс общего темпа,
4) индекс уровня готовности к предметной деятельности,
5) индекс уровня готовности к социальной деятельности,
6) индекс предметной активности,
7) индекс социальной активности,
8) индекс общей активности,
9) индекс активности дисбаланса,
10) индекс адаптивности. [33]
2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».
Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]
3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.
Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. [27, с. 79-81]
4) Методика «Оценка потребности в одобрении». Разработана американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Для выявления потребности в одобрении ими была разработана шкала мотивации одобрения, позволяющая определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.
В нашей работе был использован русский вариант опросника, разработанный Ю.Л. Ханиным (1974). Методика содержит 20 вопросов, на которые предлагается отвечать «да», либо «нет». За совпадение полученных данных с ключом проставляются баллы. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении.
5) Методика Г. Айзенка EPQ. Представляет собой опросник, предназначенный для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра - интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет».
Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. Полученные баллы суммируются.
Методика содержит четыре шкалы:
1. экстраверсия - интроверсия - характеризует общительность и обращенность индивида внутрь себя или вовне, необходимость в контактах, импульсивность, эмоциональность.
2. нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
3. психотизм- эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоистичности, равнодушию.
4. шкала искренности-показывает, насколько адекватно человек оценивает свое поведение.
Сочетание результатов по параметрам экстраверсия - интроверсия и нейротизм позволяют выделить четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. [27, с. 121-131]
6) Методика экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильича (теппинг - тест). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 сек. Стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. И по шести получаемым точкам строится кривая изменения темпа движений кистью.
Вначале обследуемому дается возможность выявить, какой у него максимальный темп движений кистью. Для этого он 5-10 сек. Старается максимально часто стучать карандашом на бумаге. Затем начинается эксперимент. Испытуемому дается лист бумаги, разделенный на шесть расположенных в два ряда квадратов. Он должен карандашом или шариковой ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное на каждый квадрат время (5 сек) как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего по секундомеру, через каждые 5 сек., не прерывая работы. Обследуемому дается задание работать обязательно с максимальной частотой в течение 30 сек., даже если он заметит, что рука устала.
На основании полученных данных строится кривая, в которой за исходную (нулевую) точку берется темп движения за первые 5 сек. По типу кривой можно делать вывод о выраженности силы нервной системы. Выделено четыре типа кривых:
- выпуклый тип, присущ индивидам с сильной нервной системой;
- ровный тип, свидетельствует о наличии у испытуемого средней силы нервной системы;
- нисходящий тип, свидетельствует о слабости нервной системы;
- вогнутый тип, говорит о слабости нервной системы.
Таким образом, данную методику возможно использовать для диагностики силы - слабости нервной системы.
7) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Используется для выявления степени выраженности социально - психологических установок. Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей:
1. методика выявления социально - психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»;
2. методика выявления социально - психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».
Каждая часть состоит из 40 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». При обработке каждой из методик подсчитывается количество баллов, совпавших с ключом (к каждой методике прилагается свой ключ) и выявляется социально - психологическая установка обследуемого.
Основным методом математико - статистической обработки полученных данных стал метод анализа средних.
2.4 Описание и анализ результатов, полученных в экспериментальном исследовании
2.4.1 Описание и анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики темперамента Я. Стреляу
При проведении методики обнаружились различия в показателях силы возбуждения и силы торможения. По каждому параметру было найдено среднее значение. Для силы возбуждения оно равно 51, для силы торможения - 57. Далее, для обоих показателей была определена дисперсия, которая составила:
а) по параметру силы возбуждения - 13;
б) по параметру силы торможения - 10.
На основании дисперсии признаков были сформулированы четыре группы:
а) с высокими показателями по силе возбуждения (СВ+);
б) с высокими показателями по силе торможения (СТ+);
в) с низкими показателями по силе возбуждения (СВ-);
б) с низкими показателями по силе торможения (СТ-);
При этом в группы с низкими показателями по обоим параметрам были определены испытуемые с результатами, удовлетворяющими условию: х = М - 10, - а в группы с высокими показателями - х = М + 10. Это связано с тем, что в группах с краткими показателями больше вероятность обнаружить связи с другими характеристиками личности.
В каждой из групп были найдены средние:
а) в группе СВ+: по силе возбуждения - 68, по силе торможения - 58;
б) в группе СВ-: по силе возбуждения - 35, по силе торможения - 54;
в) в группе СТ+: по силе возбуждения - 61, по силе торможения - 70;
г) в группе СТ-: по силе возбуждения - 45, по силе торможения - 41;
2.4.2 Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личности
В нашей работе исследовались следующие характеристики личности: экстраверсия - интроверсия, нейротизм, активность, эмоциональность, потребность в ощущениях, потребность в одобрении, направленность на процесс - на результат.
Анализ данных по этим параметрам проводился отдельно в каждой из выделенных ранее групп с высокими и низкими значениями силы возбуждения и торможения.
В группе с высокими показателями по силе возбуждения обнаружены следующие моменты:
- по показателю экстраверсии для групп отмечены высокие значения 50 % (4 чел.) и средние значения 50 % (4 чел.);
- по показателю нейротизма преобладают средние значения 88 % (7 чел.), низкие значения 12 % (1 чел.);
- по показателю потребности в ощущениях - высокие значения 38 % (3 чел.), и средние значения 62 % (5 чел.);
- по показателю потребности в одобрении: средние значения 75 % (6 чел.), низкие значения 25 % (2 чел.).
Анализируя составляющие активности и эмоциональности, можно отметить следующее:
- по показателю эргичности: высокие значения 38 % (3 чел.), средние значения 50 % (4 чел.), низкие значения 12 % (1 чел.);
- по показателю социальной зргичности: высокие значения 75 % (6 чел.), средние - 25 % (2 чел.);
- по показателю пластичности: высокие - 63 % (5 чел.), средние - 37 % (3 чел.);
- по показателю социальной пластичности: высокие - 13 % (1 чел.), низкие - 13 % (1 чел.), средние - 74 % (6 чел.);
- по показателю темпа: средние - 62 % (5 чел.), высокие - 38 % (3 чел.);
- по показателю социального темпа: высокие - 50 % (4 чел.), средние - 37 % (3 чел.), низкие - 13 % (1 чел.);
- по показателю эмоциональной чувствительности: средние - 63 % (5 чел.), низкие - 26 % (2 чел.), высокие - 11 % (1 чел.);
- по показателю социальной эмоциональной чувствительности: средние - 87 % (7 чел.), высокие - 13 % (1 чел.).
Ориентация на процесс преобладает у 50 % испытуемых (4 чел.).
Кроме того, исследовалась сила нервной системы. В данной группе соотношение получилось следующее: слабая нервная система - у 75 % (6 чел.) испытуемых, сильная и средней силы - одинаково у 12,5 % (1 чел.).
Таким образом, можно отметить, что для испытуемых с высокими значениями силы возбуждения характерно следующее:
- им свойственны только высокие или средние значения по экстраверсии,
- средняя или высокая эмоциональная стабильность,
- для них важно получать новые ощущения,
- одобрение окружающих для них не очень значило,
- им свойственна жажда деятельности, высокая или средняя работоспособность, они общительны, легко заводят контакты, открыты, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, речь, как правило, легкая и плавная, достаточно уверены в себе, чувствительны к неудачам в общении.
Таблица 2.
Полученные результаты в группе с низкой силой возбуждения.
Испытуемые
|
Сила возбуждения
|
Сила торможения
|
Тест Айзенка
|
Ориентация на процесс
|
Ориентация на результат
|
Потребность в ощущениях
|
Потребность в одобрении
|
Тест Русалова
|
Сила нервной системы
|
|
|
|
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
|
|
|
|
Эргичность
|
Социальная эргичность
|
Тактичность
|
Социальная тактичность
|
Темп
|
Социальный темп
|
Эмоциональная чувствительность
|
Социальная эмоц. чувствит-ть
|
Индекс общей эмоциональности
|
Индекс общей активности
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
1
|
40
|
56
|
14
|
13
|
6
|
6
|
8
|
6
|
3
|
8
|
8
|
7
|
7
|
8
|
3
|
7
|
10
|
41
|
сл
|
|
2
|
34
|
47
|
17
|
22
|
10
|
7
|
7
|
12
|
7
|
7
|
3
|
6
|
4
|
7
|
11
|
11
|
22
|
34
|
ср
|
|
3
|
34
|
66
|
8
|
3
|
4
|
3
|
9
|
13
|
0
|
5
|
3
|
7
|
2
|
4
|
0
|
0
|
0
|
21
|
сл
|
|
4
|
30
|
51
|
8
|
19
|
6
|
7
|
4
|
3
|
3
|
7
|
1
|
6
|
8
|
7
|
12
|
9
|
21
|
32
|
сл
|
|
5
|
41
|
66
|
14
|
17
|
6
|
4
|
8
|
14
|
3
|
10
|
6
|
5
|
10
|
5
|
12
|
10
|
22
|
39
|
ср
|
|
6
|
38
|
50
|
12
|
21
|
6
|
6
|
11
|
5
|
1
|
9
|
7
|
6
|
9
|
11
|
7
|
10
|
17
|
43
|
ср
|
|
7
|
32
|
42
|
13
|
18
|
8
|
2
|
14
|
11
|
3
|
3
|
11
|
8
|
6
|
8
|
2
|
8
|
10
|
39
|
сл
|
|
8
|
32
|
51
|
20
|
20
|
9
|
7
|
6
|
10
|
4
|
12
|
6
|
6
|
5
|
4
|
6
|
9
|
15
|
37
|
сл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
35
|
54
|
13
|
17
|
7
|
5
|
8
|
9
|
3
|
8
|
7
|
6
|
6
|
7
|
7
|
8
|
15
|
36
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|