бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы бесплатно рефераты

Подобная исследовательская программа представляет собой, с одной стороны, предметную сторону, а с другой, деятельностную. Где с помощью этих структур возникают следующие феномены в коллективах: мотивационная напряженность творческого климата, а также характер межличностных связей, ценностных ориентаций, динамических процессов, рефлексивных отношений и др.

Исполнение программы предполагает собой разделение и интеграцию ролевых функций, принимаемых на себя различными членами коллектива.

Существует ряд исследователей, которые считают и отводят инстинктам в понимании поведения человека и взаимодействия его с другими людьми, установлению определенных отношений одну из главных ролей. К таким исследователям можно отнести и Мак - Даугала(28), Г.Шнейдера, а также У.Джеймса(29).

Инстинктом называют некоторую наследственную предрасположенность к восприятию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, способности обращать на них внимание, «испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним».

У.Мак - Дауголл(28) выделяет виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, которые допускаются не только непосредственным восприятием стимульных объектов, но и представлением о них, а также объектами (представлениями) «другого рода».

2. Реакции, осуществляющие инстинктивный акт, могут до бесконечности видоизменяться и усложняться.

3. Так как человеческое поведение (инстинкты) может запускаться сложными представлениями, часто несколько инстинктов запускаются одновременно, образуя сложную структуру (когда несколько процессов тесно переплетаются один с другим).

4. Иногда инстинктивные стремления более или менее систематически группируются около некоторых объектов или представлений о них.

Мак - Даугол считает, что прямо или косвенно инстинкты являются первопричиной и основой деятельности человека. «Инстинктивные импульсы определяют цели всякой деятельности и составляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению этой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления». Импульсы не являются силами, которые поддерживают и формируют жизнь индивидов и групп.

Положительный вклад внес французский исследователь Жорж Герин («Взаимоотношения людей на предприятии» 1981)(24). Он рассматривал вопрос поведения индивидов и реализацию их поступков. «Главный интерес для индивида - это его потребности, то есть Нужда, нужда не только биологическая, но и социальная». Он также утверждал то, что «все инстинкты человека вообще и индивида в частности биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного стада и без них жить не может. Инстинкты являются врожденными и сопровождают человека - индивида всю его жизнь. Их всего пять, называются они глаголами, но охватывают почти все стороны жизни каждого из людей».

Далее Ж.Герин(24) приводит следующую таблицу:

Таблица 1.1

Основные социально - биологические инстинкты, определяющие жизнедеятельность и общественное поведение индивидов

№ п./п.

Название инстинкта

Характеристика содержания инстинкта

1

Существовать

Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров в соответствии с историческими условиями, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, наслаждаться, быть счастливым, ибо каждый рожден для счастья.

2

Расти

Физически, духовно, интеллектуально. Становиться сильнее, умнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения. Заводить семью, растить детей, внуков, добиваться собственной неповторимости. Воспитывать себе подобных, передавать им свой опыт, знания.

3

Утверждаться

Занять свое место под солнцем. Быть заметным, уважаемым, добиваться чина, признания, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, добиваться их уважения, обладать чувством собственного достоинства.

4

Защищаться

Не допускать вторжения других в свою жизнь, семью, собственную личность. Оберегать свое племя, Родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни. Избегать ударов судьбы, природы, людей.

5

Взаимодействовать

Сливать свою жизнь с другими. Создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь. Делиться знаниями и опытом не только со своими детьми, но и партнерами, соплеменниками, привязываться к ним, делиться радостями и горестями, быть патриотом, преданным своей вере, партии, посвящать себя любимому делу, сохранять верность идеалу и добру. Жертвовать собой ради других.

«Первые четыре группы инстинктов - эгоцентрические. В основе их - утверждение собственного «Я». Пятая группа - альтруистическая, включающая бескорыстие, доброжелательность и жертвенность, заботу о других, даже не близких индивиду людей. Обязательно надо видеть в каждом и то, и другое. Причем, говорит Жорж Герин, сегодня человек все более и более стремится присоединиться к другим, объединить свои усилия, действовать в содружестве, часто даже жертвуя собою для других».

На основе подобного рода инстинктивных побуждений и строятся межличностные связи, которая особенно проявляется в коллективе, или группе. На первый план выходят потребности человека и мотивы, основанные на наследственном, генетически заложенном от природы побуждении определенного рода инстинктов.

1.2 Содержательная характеристика определения межличностных отношений

Существует определенная трудность, с которой мы сталкиваемся, изучая взаимоотношения между человеческими группами. Межгрупповые отношения всегда реализуются конкретными личностями. Общество получает возможность организовать себя через личностей. Индивид способен принять социальные отношения, связанные с другим человеком, в том случае, если для этого есть общая основа, то есть если индивид считает другого индивида своим, принадлежащим той же социальной группе. Если этого не происходит, то у личности формируется отрицательное отношение к воздействиям другого.

Личность - это индивид, приобретший свойства элемента социальной системы (социальной группы).

По словам И.Сушкова(8), понимание личности сводится к тому, что личностью он называет способ, которым социальная группа производит другую социальную группу.

Для нас не является секретом тот факт, что на стремления и цели индивида оказывают существенное влияние социальные группы. Это подметили такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель, Курт Левин, Гордон Олпорт и др.

Так как личность является продуктом межгрупповых отношений, а также одновременно является и их носителем. Социальная система должна быть исследована не только снаружи, но и изнутри, с помощью тех психологических механизмов, которые реализуют отношения между социальными группами на уровне конкретного человека.

На основе вербальных ответов получают свои эмпирические данные о групповых феноменах большинство исследований по межгрупповым отношениям. Исследования показали, что человеческая культура накопила довольно таки точную базу понятий, с помощью которых личность может удовлетворительно дифференцировать персональное и групповое поведение личности и людей.

Несомненно, межгрупповые отношения не только принципиально важны и являются условием существования социальных групп как психологического феномена, но и также влияют на эффективность социальной системы.

Межличностные отношения, по мнению многих психологов, являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных проблем, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

Психолог Л.Я.Гозман(26) в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный.

Таблица 1.2

С объективной стороны

С субъективной стороны

«Это … некая система взаимодействия, контактов, связей…(с.7).

«…Именно этот круг явлений обычно охватывается понятием «межличностные отношения» (там же).

«Межличностные отношения, в которых оценочный аспект объективно определяет состояние и развитие взаимодействия,… называются эмоциональными отношениями» (с.8.).

Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатии, и любовь.

Это оценка субъектом взаимодействия, контактов, связей.

«Эта… оценка может быть названа эмоциональным компонентом или аспектом межличностных отношений» (с.7).

«…Оценочный аспект присутствует не только собственно в межличностных отношениях, но и в межгрупповых… Оценочный аспект существенен даже и для общественных отношений…»(там же).

Л.Я.Гозман(26) считает межличностные отношения принципиально отличными от межгрупповых и, тем более, общественных отношений. Хотя последние, по словам автора, могут в какой - то степени осуществляться в процессе межличностного общения.

Другой отечественный психолог Н.Н.Обозов(2) в своей книге «Межличностные отношения» рассматривает психологические отношения в одном ряду с другими формами общественных отношений, такими как производственными, политическими, правовыми и прочими отношениями.

Он выделяет структуру психологических отношений.

Рис.1.

«В реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личными отношениями (симпатиями - антипатиями)» (с.4).

Здесь, по сравнению с предыдущей позицией разница во взглядах существенна.

Так как психологические отношения это довольно таки самостоятельная форма общественных отношений, то деловые отношения уже не рассматриваются, как пример межличностных отношений и с его позиции они дифференцированы от них.

Здесь, в этом случае межличностные отношения рассматриваются не только с точки зрения оценочного компонента, но также и предусматривается действенный компонент, что дает нам возможность определять состояние готовности субъектов к взаимодействию.

Если рассматривать общие положения в этих двух доктринах, то мы можем уловить в них одно - это то, что межличностные отношения в них рассматриваются с позиций отношений отдельных индивидов друг к другу, и они могут быть противопоставлены отношениям между социальными группами.

Позиция Г.М.Андреевой(17) показывает нам более отчетливую картину, где выделяет отношения общественные, межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения.

Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» (с.80).

Она утверждает о том, что человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличных, и личностных.

Таблица 1.3

Общественные отношения

Межличностные отношения

Носят безличный характер.

Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли» (с.83).

«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» (с.81).

«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей»

«Индивид встречается с индивидом как представители определенных общественных групп» (там же)

В них «сталкивается непосредственно социальное и психологическое» (с.85).

«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения» (с.84).

«Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа» (с.86).

«Деятельность в группе задает еще один ряд отношений (кроме межличностных): отношений, опосредованных совместной деятельностью (с.87).

Отношения между личностями в группе становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг с другом. Общество и человек становятся наиболее чувствительными к групповым взаимоотношениям, и наибольшее своё внимание концентрируют именно на них. Критерии выделения самостоятельных уровней организации человеческих взаимоотношений достаточно неопределенны и во многом зависят от проницательности исследователя, а также и от предмета его изучения. На сегодняшний день очевидными выделяются три формы существования межличностных отношений: 1) физические объединения; 2) биологические объединения; 3) социологические объединения.

Попробуем графически представить это на рисунке.

Цели взаимодействия:

Группа как Уровни организации

объект воздействия Физический

?

Биологический

?

Группа как субъект Социологический

воздействия

Рис.2

Такие уровни организации взаимодействия групп как физический, биологический и социологический должны быть выделены до первоначального их разбора. Наличие знаков вопроса говорит о возможности выделения и других уровней.

Существует предположение, что отношения проходят эволюционный путь развития, который характеризуется сменой одного уровня на другой. Каждый новый уровень не просто надстраивается и подчиняет себе все предыдущие, но и становится новой сущностью этой вещи.

Наша задача - оценить то, какую роль играет каждая из трёх сторон в изучении закономерностей развития отношений в группе.

Эмпирические исследования.

Физический уровень анализа наиболее привычен человеческому познанию. Отношения между людьми легче всего склоняют исследователя к анализу с использованием физических понятий. Практика показывает, что физическое всегда присутствует в нашем социальном поведении.

К ним следует отнести предсказания астрологии, хронобиологии, которые всегда ориентировались на сочетание физических и биологических закономерностей. Также поведение спасающейся толпы, которая одержима паническим страхом хорошо может быть выражена с помощью законов, близких к физическим.

В одних случаях физический уровень будет играть решающую роль для развития межличностных отношений, в других - его влияние его будет ничтожно.

Рассматривая биологический уровень. Мы должны учесть тот факт, что по сравнению с физическим и социологическим уровнем развития отношений, он остается наименее освоенным.

Этот уровень представляет собой новый, по сравнению с физическим, и предусматривает собой скачок в развитии и организации отношений. Необходимое условие самосохранения - появление приспособительных механизмов. Простое уравновешивание как это происходит в физической среде, становятся невозможным, т.к. слишком коротка была бы жизнь в резко меняющихся условиях окружающей среды. Поэтому глубинная цель любого живого организма в акте межгруппового взаимодействия - приспособления себя и/или подчинение других к факторам окружающей среды. Материальной основой достижения такой цели - появление нервной системы, и способности к психическому отражению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7