Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы
Подобная исследовательская программа представляет собой, с одной стороны, предметную сторону, а с другой, деятельностную. Где с помощью этих структур возникают следующие феномены в коллективах: мотивационная напряженность творческого климата, а также характер межличностных связей, ценностных ориентаций, динамических процессов, рефлексивных отношений и др.
Исполнение программы предполагает собой разделение и интеграцию ролевых функций, принимаемых на себя различными членами коллектива.
Существует ряд исследователей, которые считают и отводят инстинктам в понимании поведения человека и взаимодействия его с другими людьми, установлению определенных отношений одну из главных ролей. К таким исследователям можно отнести и Мак - Даугала(28), Г.Шнейдера, а также У.Джеймса(29).
Инстинктом называют некоторую наследственную предрасположенность к восприятию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, способности обращать на них внимание, «испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним».
У.Мак - Дауголл(28) выделяет виды сложных инстинктивных процессов:
1. Инстинктивные реакции, которые допускаются не только непосредственным восприятием стимульных объектов, но и представлением о них, а также объектами (представлениями) «другого рода».
2. Реакции, осуществляющие инстинктивный акт, могут до бесконечности видоизменяться и усложняться.
3. Так как человеческое поведение (инстинкты) может запускаться сложными представлениями, часто несколько инстинктов запускаются одновременно, образуя сложную структуру (когда несколько процессов тесно переплетаются один с другим).
4. Иногда инстинктивные стремления более или менее систематически группируются около некоторых объектов или представлений о них.
Мак - Даугол считает, что прямо или косвенно инстинкты являются первопричиной и основой деятельности человека. «Инстинктивные импульсы определяют цели всякой деятельности и составляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению этой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления». Импульсы не являются силами, которые поддерживают и формируют жизнь индивидов и групп.
Положительный вклад внес французский исследователь Жорж Герин («Взаимоотношения людей на предприятии» 1981)(24). Он рассматривал вопрос поведения индивидов и реализацию их поступков. «Главный интерес для индивида - это его потребности, то есть Нужда, нужда не только биологическая, но и социальная». Он также утверждал то, что «все инстинкты человека вообще и индивида в частности биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного стада и без них жить не может. Инстинкты являются врожденными и сопровождают человека - индивида всю его жизнь. Их всего пять, называются они глаголами, но охватывают почти все стороны жизни каждого из людей».
Далее Ж.Герин(24) приводит следующую таблицу:
Таблица 1.1
Основные социально - биологические инстинкты, определяющие жизнедеятельность и общественное поведение индивидов
№ п./п.
|
Название инстинкта
|
Характеристика содержания инстинкта
|
|
1
|
Существовать
|
Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров в соответствии с историческими условиями, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, наслаждаться, быть счастливым, ибо каждый рожден для счастья.
|
|
2
|
Расти
|
Физически, духовно, интеллектуально. Становиться сильнее, умнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения. Заводить семью, растить детей, внуков, добиваться собственной неповторимости. Воспитывать себе подобных, передавать им свой опыт, знания.
|
|
3
|
Утверждаться
|
Занять свое место под солнцем. Быть заметным, уважаемым, добиваться чина, признания, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, добиваться их уважения, обладать чувством собственного достоинства.
|
|
4
|
Защищаться
|
Не допускать вторжения других в свою жизнь, семью, собственную личность. Оберегать свое племя, Родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни. Избегать ударов судьбы, природы, людей.
|
|
5
|
Взаимодействовать
|
Сливать свою жизнь с другими. Создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь. Делиться знаниями и опытом не только со своими детьми, но и партнерами, соплеменниками, привязываться к ним, делиться радостями и горестями, быть патриотом, преданным своей вере, партии, посвящать себя любимому делу, сохранять верность идеалу и добру. Жертвовать собой ради других.
|
|
|
«Первые четыре группы инстинктов - эгоцентрические. В основе их - утверждение собственного «Я». Пятая группа - альтруистическая, включающая бескорыстие, доброжелательность и жертвенность, заботу о других, даже не близких индивиду людей. Обязательно надо видеть в каждом и то, и другое. Причем, говорит Жорж Герин, сегодня человек все более и более стремится присоединиться к другим, объединить свои усилия, действовать в содружестве, часто даже жертвуя собою для других».
На основе подобного рода инстинктивных побуждений и строятся межличностные связи, которая особенно проявляется в коллективе, или группе. На первый план выходят потребности человека и мотивы, основанные на наследственном, генетически заложенном от природы побуждении определенного рода инстинктов.
1.2 Содержательная характеристика определения межличностных отношений
Существует определенная трудность, с которой мы сталкиваемся, изучая взаимоотношения между человеческими группами. Межгрупповые отношения всегда реализуются конкретными личностями. Общество получает возможность организовать себя через личностей. Индивид способен принять социальные отношения, связанные с другим человеком, в том случае, если для этого есть общая основа, то есть если индивид считает другого индивида своим, принадлежащим той же социальной группе. Если этого не происходит, то у личности формируется отрицательное отношение к воздействиям другого.
Личность - это индивид, приобретший свойства элемента социальной системы (социальной группы).
По словам И.Сушкова(8), понимание личности сводится к тому, что личностью он называет способ, которым социальная группа производит другую социальную группу.
Для нас не является секретом тот факт, что на стремления и цели индивида оказывают существенное влияние социальные группы. Это подметили такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель, Курт Левин, Гордон Олпорт и др.
Так как личность является продуктом межгрупповых отношений, а также одновременно является и их носителем. Социальная система должна быть исследована не только снаружи, но и изнутри, с помощью тех психологических механизмов, которые реализуют отношения между социальными группами на уровне конкретного человека.
На основе вербальных ответов получают свои эмпирические данные о групповых феноменах большинство исследований по межгрупповым отношениям. Исследования показали, что человеческая культура накопила довольно таки точную базу понятий, с помощью которых личность может удовлетворительно дифференцировать персональное и групповое поведение личности и людей.
Несомненно, межгрупповые отношения не только принципиально важны и являются условием существования социальных групп как психологического феномена, но и также влияют на эффективность социальной системы.
Межличностные отношения, по мнению многих психологов, являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных проблем, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.
Психолог Л.Я.Гозман(26) в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный.
Таблица 1.2
С объективной стороны
|
С субъективной стороны
|
|
«Это … некая система взаимодействия, контактов, связей…(с.7).
«…Именно этот круг явлений обычно охватывается понятием «межличностные отношения» (там же).
«Межличностные отношения, в которых оценочный аспект объективно определяет состояние и развитие взаимодействия,… называются эмоциональными отношениями» (с.8.).
Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатии, и любовь.
|
Это оценка субъектом взаимодействия, контактов, связей.
«Эта… оценка может быть названа эмоциональным компонентом или аспектом межличностных отношений» (с.7).
«…Оценочный аспект присутствует не только собственно в межличностных отношениях, но и в межгрупповых… Оценочный аспект существенен даже и для общественных отношений…»(там же).
|
|
|
Л.Я.Гозман(26) считает межличностные отношения принципиально отличными от межгрупповых и, тем более, общественных отношений. Хотя последние, по словам автора, могут в какой - то степени осуществляться в процессе межличностного общения.
Другой отечественный психолог Н.Н.Обозов(2) в своей книге «Межличностные отношения» рассматривает психологические отношения в одном ряду с другими формами общественных отношений, такими как производственными, политическими, правовыми и прочими отношениями.
Он выделяет структуру психологических отношений.
Рис.1.
«В реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личными отношениями (симпатиями - антипатиями)» (с.4).
Здесь, по сравнению с предыдущей позицией разница во взглядах существенна.
Так как психологические отношения это довольно таки самостоятельная форма общественных отношений, то деловые отношения уже не рассматриваются, как пример межличностных отношений и с его позиции они дифференцированы от них.
Здесь, в этом случае межличностные отношения рассматриваются не только с точки зрения оценочного компонента, но также и предусматривается действенный компонент, что дает нам возможность определять состояние готовности субъектов к взаимодействию.
Если рассматривать общие положения в этих двух доктринах, то мы можем уловить в них одно - это то, что межличностные отношения в них рассматриваются с позиций отношений отдельных индивидов друг к другу, и они могут быть противопоставлены отношениям между социальными группами.
Позиция Г.М.Андреевой(17) показывает нам более отчетливую картину, где выделяет отношения общественные, межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения.
Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» (с.80).
Она утверждает о том, что человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличных, и личностных.
Таблица 1.3
Общественные отношения
|
Межличностные отношения
|
|
Носят безличный характер.
|
Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли» (с.83).
|
|
«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» (с.81).
|
«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей»
|
|
«Индивид встречается с индивидом как представители определенных общественных групп» (там же)
|
В них «сталкивается непосредственно социальное и психологическое» (с.85).
|
|
«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения» (с.84).
|
«Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа» (с.86).
|
|
|
«Деятельность в группе задает еще один ряд отношений (кроме межличностных): отношений, опосредованных совместной деятельностью (с.87).
Отношения между личностями в группе становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг с другом. Общество и человек становятся наиболее чувствительными к групповым взаимоотношениям, и наибольшее своё внимание концентрируют именно на них. Критерии выделения самостоятельных уровней организации человеческих взаимоотношений достаточно неопределенны и во многом зависят от проницательности исследователя, а также и от предмета его изучения. На сегодняшний день очевидными выделяются три формы существования межличностных отношений: 1) физические объединения; 2) биологические объединения; 3) социологические объединения.
Попробуем графически представить это на рисунке.
Цели взаимодействия:
Группа как Уровни организации
объект воздействия Физический
?
Биологический
?
Группа как субъект Социологический
воздействия
Рис.2
Такие уровни организации взаимодействия групп как физический, биологический и социологический должны быть выделены до первоначального их разбора. Наличие знаков вопроса говорит о возможности выделения и других уровней.
Существует предположение, что отношения проходят эволюционный путь развития, который характеризуется сменой одного уровня на другой. Каждый новый уровень не просто надстраивается и подчиняет себе все предыдущие, но и становится новой сущностью этой вещи.
Наша задача - оценить то, какую роль играет каждая из трёх сторон в изучении закономерностей развития отношений в группе.
Эмпирические исследования.
Физический уровень анализа наиболее привычен человеческому познанию. Отношения между людьми легче всего склоняют исследователя к анализу с использованием физических понятий. Практика показывает, что физическое всегда присутствует в нашем социальном поведении.
К ним следует отнести предсказания астрологии, хронобиологии, которые всегда ориентировались на сочетание физических и биологических закономерностей. Также поведение спасающейся толпы, которая одержима паническим страхом хорошо может быть выражена с помощью законов, близких к физическим.
В одних случаях физический уровень будет играть решающую роль для развития межличностных отношений, в других - его влияние его будет ничтожно.
Рассматривая биологический уровень. Мы должны учесть тот факт, что по сравнению с физическим и социологическим уровнем развития отношений, он остается наименее освоенным.
Этот уровень представляет собой новый, по сравнению с физическим, и предусматривает собой скачок в развитии и организации отношений. Необходимое условие самосохранения - появление приспособительных механизмов. Простое уравновешивание как это происходит в физической среде, становятся невозможным, т.к. слишком коротка была бы жизнь в резко меняющихся условиях окружающей среды. Поэтому глубинная цель любого живого организма в акте межгруппового взаимодействия - приспособления себя и/или подчинение других к факторам окружающей среды. Материальной основой достижения такой цели - появление нервной системы, и способности к психическому отражению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|