бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы бесплатно рефераты

Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Тема: «Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы»

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические проблемы исследования межличностных отношений у людей

1.1 Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных

1.2 Содержательная характеристика определения межличностных отношений

1.3 Уровни развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Глава 2 Результаты и их обсуждение

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность тем исследования.

Актуальность темы «Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы» определяется тем, что в процессе общественной жизни каждый человек взаимодействует с окружающими его людьми, непосредственно через восприятие, определенное соотношение чувств и эмоций, испытываемых нами субъективно, которые могут быть как «положительными», так и «отрицательными». И изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизм этих взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие организации, но и на поведение личности в целом. На сегодняшний день для нас не является странным тот факт, что эта тема почти весь срок существования психологии, остается одной из самых исследованной. Нам известно, что ещё до появления каких-либо научных данных, многие проницательные исследователи осознавали всю важность установления взаимно положительных эмоций для развития социальных отношений. Перед нами встаёт вопрос, разве возможно всерьёз осуществлять попытки понимания человека и его взаимоотношения с окружающим миром, не основываясь на значении эмоций. Проблема изучения межличностных отношений порождает собой ряд вопросов, на которые требуется найти соответствующие ответы. Что же на самом деле представляют собой межличностные отношения? Каким образом они оказывают воздействие на нас и нашу жизнь? Каковы механизмы возникновения и развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы? На эти и многие другие вопросы пытались ответить психологи и учёные. Мы попробуем их разобрать, рассматривая наличие множества концепций с различных сторон.

Нам известно, что с возрастом, мы достигаем очень много, в умении налаживать взаимосвязь с окружающими нас людьми, однако проблема регуляций отношений остается для нас актуальной на протяжении всей нашей жизни. Способность конструктивно управлять своими эмоциями и чувствами значительно снижается в результате влияния таких факторов, как критические ситуации, ситуации конфликта, а также под влиянием неприятных событий, которые обрушиваются на человека одно за другим и так далее. Поэтому мы должны более тщательно изучить методики, которые позволят нам эффективно строить отношения с окружающим миром.

Разработанность проблемы

Анализ научной литературы показывает, что данной проблемой

Занимались ряд зарубежных и отечественных учёных, среди зарубежных исследователей следует отметить работы таких учёных: Берна, Эрика, Шибутани, Тамотсу, Джеральда, Джампольски, Мелибруда, Мюриел и многих других. Все эти ученые, в общем, склонны признавать важную, центральную роль взаимоотношений лидера и группы в социальной коммуникации, различного рода познаний и поведении, несмотря на то, что они имеют свои точки зрения и представляют различную структуру и динамику организаций и групп. Среди отечественных учёных данную проблему активно разрабатывают такие учёные: Н.Н.Обозов, С.С.Степанов, Р.С.Немов, Ю.П.Платонов, И.Р.Сушков, В.А.Сухарев, А.В.Петровский и многие другие. Особый интерес представляет совместная работа Ф.М.Бородкина и Н.М.Коряка. В своей книге: «Внимание конфликт!» они освещают межличностные отношения и конфликтные межгрупповые взаимодействия, которые возникают в коллективах предприятий и организаций. Причины возникновения конфликтов и общие принципы конфликтных взаимодействий рассматриваются на многочисленных конкретных ситуациях. Большое внимание он уделяет также тем определенным закономерностям возникновения конфликтных взаимодействий, которые должен знать руководитель коллектива, чтобы не только обходить конфликты, но и управлять ими, прогнозировать их возможное развитие. Однако, несмотря на большое количество научных исследований по данной проблеме, наше исследование внесёт в освящение изучаемой проблемы определённый материал, имеющий познавательную ценность. Мы вносим свой аспект в рассмотрении данной проблемы и вносим что-то своё, новое.

Цель исследования

Целью исследования являются методы изучения межличностных отношений у человека. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. рассмотреть исторические аспекты исследования межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных учёных

2. выявить содержательные характеристики проявлений межличностных отношений

3. определить уровни развития межличностных отношений среди персонала фирмы

4. использовать ряд методов изучения межличностных отношений

Объектом исследования являются методы изучения межличностных отношений среди сотрудников ОАО «Чебоксарский Агрегатный завод».

Предметом исследования - определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала.

Гипотеза исследования

Важным качеством людей, работающих в коллективе, является устойчивость к различного рода конфликтам. Есть предположение, что в ходе исследования межличностных отношений среди сотрудников фирмы, у них улучшится эмоциональный фон в группе, что повлечет собой повышение эффективности работы организации в целом, позволит работать на достижение ее целей, а это значительно отразится на деятельности всего коллектива.

Методы исследования

При изучении данной проблемы нами использовалась комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, беседы, тесты, опросники, анализ результатов деятельности. В ходе опроса 28 сотрудников, мы использовали следующие тесты и методики: диагностический опросник «Социально -психологический климат группы»; методика «Социометрия»

Практическая значимость исследования

Результаты данного исследования используются в практике организационной работы ОАО «Чебоксарский Агрегатный завод».

Апробация работы

С результатами данного исследования ознакомлены руководители управления по работе с персоналом, руководители по развитию персонала, психолог по производственным подразделениям, а ряд аспектов проведённой работы освящены в стенгазете.

Положения, выносимые на защиту

1. Характеристика проявлений межличностных отношений среди сотрудников фирмы

2. Уровни развития межличностных отношений

3. Методы изучения межличностных отношений

Глава 1 Теоретические проблемы исследования межличностных отношений у людей

1.1 Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных

Руководство коллективом представляет собой сложный многокомпонентный процесс. В социальной психологии данный процесс предстает в форме целостной системы как собственно психологических, так и экономических и логических проблем, для решения которых подчас оказываются недостаточными привычные теоретические и методические представления. Наряду с ролевыми отношениями в коллективе руководитель оказывается включенным и в систему межличностных отношений.

Положение руководителя коллектива в системе межличностных отношений оказывается двойственным: с одной стороны, он наравне с другими членами коллектива включен в межличностные отношения, с другой - в силу своего ролевого положения он обязан сам организовать эти отношения в целях их оптимизации.

Во многом именно личность руководителя оказывает решающее влияние на морально ­ нравственный климат в трудовом коллективе. Социально - психологический климат в коллективе оказывает существенное, а иногда и решающее влияние на совместную творческую деятельность, о чем свидетельствует история науки.

Наиболее продуктивными коллективами в советские времена являлись Кавендишская лаборатория Резерфорда, Институт теоретической физики н. Бора, школа И.П.Павлова, отдел теоретической физики Л.Д.Ландау. В каждом из этих коллективов устанавливался свой социально - психологический климат, который позволял сплотить научных сотрудников с самыми различными личностными особенностями и творческими интересами в творческий коллектив, давал возможность организовать совместную творческую деятельность по единой исследовательской программе.

На сегодняшний день существует множество примеров того, как межличностные разногласия между людьми оказывались непримиримыми, переносились в сферу предметных отношений, способствовали дезинтеграции трудовых коллективов, приводили к отказам от коллективного творчества. Особенностью является то, что во всех этих случаях определенный тон межличностным отношениям задавался именно от самих руководителей. И поэтому неудивительно, что такой принципиальный фактор, как морально - нравственный климат в трудовом коллективе вызывал неподдельный интерес социальных психологов.

Значение межличностных отношений в коллективном творчестве уже осознанно многими руководителями и сотрудниками коллективов. Они все чаще и чаще обращаются за консультациями к психологам, требуют конкретных рекомендаций. До настоящего времени довольно таки исследованной сферой является содержательный анализ межличностных отношений. Изучены с социально - психологической точки зрения причины возникновения межличностных конфликтов.

Исследование межличностных отношений в малых группах очень широко распространено в социальной психологии. В этой области исследования создано наибольшее количество концепций, имеются различные позиции и подходы.

Для исследования межличностных отношений в социальной психологии характерно разделение всей этой системы отношений на деловые и эмоциональные. При всех различиях в понимании деловых и эмоциональных отношений разными авторами, общим для них является представление о деловых отношениях как непосредственно связанных с трудовой деятельностью в отличие от эмоциональных, не связываемых непосредственно с совместной предметной деятельностью и описываемых обычно на уровне симпатий и антипатий членов группы. В зависимости от теоретической ориентации, которой придерживаются социальные психологи, они уделяют большее внимание исследованию того или иного вида межличностных отношений. Сейчас многими авторами признается важность двух этих видов, их тесная взаимосвязь.

А.В.Петровский и его сотрудники (Вайсман, Птичкина)(7) проводили исследование, в котором изучались деловые и эмоциональные отношения в малой группе в зависимости от уровня ее развития, проводились в учебных и производственных коллективах.

В мировой психологии одной из самых потрясающих догадок К.Юнга является факт рождения человека с психологическим наследством, которое во многом определяет дальнейшее поведение человека и опыт. По Юнгу, коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте.

В области анализа действий и установок людей в условиях групповой активности его теоретически осмыслил и практически испытал в психолого-педагогической практике А.С.Макаренко (). Хотя конечно, его принцип деятельности был несколько иным, в сравнении с западными исследованиями. Все это помогло созданию некой эмпирической предпосылки, с помощью которой изучались такие феномены как: коммуникация, установки, перцепция, малые группы и т.д.

Особое место в истории отечественной психологии должно быть отведено В.М.Бехтереву(31). Он являлся хорошим практиком и организатором узкопрофессиональных исследований. Его предположение о том, что каждая специфическая область науки не может не опираться на какие - то общие, хотя бы для ряда смежных наук, законы, справедлива. У него была своя собственная концепция - энергетическая. Она основывалась на утверждении энергетической природы психических явлений, которая имеет свою первопричину - «свободную энергию», которая дематериализует физические тела. Энергия в его понимании рассматривается в качестве базового, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека, в том числе и межличностных отношений, и общества в целом. В ходе взаимодействия человека с внешним миром, внешняя энергия («свободная»), по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно - психический процесс. Внешняя энергия проявляет конкретные формы социальной активности человека (или общества), которые, в свою очередь, превращают нервно - психическую энергию в свободную, тем самым, заполняя энергетическое пространство.

Развитие социально - психологической теории подтвердило правильность сделанного Бехтеревым вывода о зависимости социального восприятия от человеческого опыта, и личностных особенностей воспринимающего субъекта.

Еще один из известнейших социальных психологов А.А.Ухтомский внес огромный вклад в развитие психологии как науки. По его мнению, тип поведения человека определяется условиями воспитания. Но при этом сам человек является мощной воспитательной силой. Ухтомский говорил: «человек человеку - величайший секрет», и понять другое лицо до конца, «как оно есть, с его потребностями и исканиями», бывает непросто, ведь «понимаем мы вполне только то, что одинаково с нашим». Тогда в силу должно вступать доверие. В целом же, «когда мы активно не даем себе видеть в других дурное, и обращаем внимание только на хорошее», мы делаем добро и себе, и другим. Человек, «заграждая себе глаза на недостатки людей, побуждает их становиться лучше, и сам становится лучше, чем был». Другой должен стать «выше и ценнее или, по крайней мере, реально ровным по ценности».

Среди западных исследователей следует отметить В.Бенниса и Г.Шепарда. Они занимались изучением теории «группового функционирования». В их концепции рассматривался индивид в конкретной группе, которая в большинстве случаев возникала случайно. В каждом конкретном случае требовалось от индивида принятие определенных решений, изменения поведения вплоть до перестраивания своих психологических аттитюдов и свойств. Основные усилия сторонников этого направления в социальной психологии сосредоточены на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т - группах, или группах тренинга делового и межличностного общения, регулирования человеческих отношений, в группах самоанализа. Подобные социально - психологические тренинги имеют свою популярность и у нас в России, и в странах ближнего зарубежья.

Определенный вклад в изучение проблемы взаимоотношений людей внесли следующие зарубежные ученые: Г.Блумер, Н.Дензин, М.Кун, А.Роуз, А.Стросс, Т.Шибутани и др. Все они являются представителями известного направления «символический интеракционизм». Особое внимание уделяется проблемам «символической коммуникации», то есть общению, или по другому, взаимодействию, которое происходит на основе определенных символов. В последние годы к ряду этих психологов пришло пополнение со стороны сторонников НЛП - нейролингвистическое программирование. Сам процесс, в результате которого формируются значения, и когнитивные аспекты символической коммуникации имеет довольно таки большое место в трудах современных символических интеракционистов.

В этой теории имеется ориентация не на отдельного, пусть даже совокупного, индивида, который находится в группе или без нее, а на некий социальный процесс, который понимается как процесс взаимодействия индивидов в социуме, или общности. Здесь обычно выделяются следующие направления:

1) символический интеракционизм;

2) ролевые теории;

3) теории референтной группы.

Следует отдать должное внимание рассмотрению ролевых теорий, где предпринимается попытка дать социально - психологический анализ такого феномена, как социальная роль. Были предприняты попытки классифицировать роли и ролевые конфликты, а также попытки выявления социально - психологических факторов и механизмов ролевого поведения. Этой работой занимались ряд ученных, таких как Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс, и другие. Среди них имеются и философы, и филологи, и социологи, и психологи.

В советской же психологии на передний план выдвинулась проблематика коллектива, его строения, стадий и уровней развития, которые интерпретируются в контексте деятельностного подхода. А.В.Петровским («Психологическая теория коллектива», 1979)(7) была обоснована концепция, по которой главным стержнем, образующим коллектив является деятельность, и опосредование всех его форм. В первую очередь сюда относятся социально - психологическая общность, отличаемая от так называемых малых групп, и служащая главным объектом социально - психологического экспериментирования и теоретизирования в работах западных исследователей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7