бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика темперамента у подростков бесплатно рефераты

Обозначения:

1 - Предметная эргичность

2 - Социальная эргичность

3 - Пластичность

4 - Социальная пластичность

5 - Темп

6 - Социальный темп

7 - Эмоциональность

8 - Социальная эмоциональность

9 - Контроль

Результаты исследования по методике В.М. Русалова свидетельствуют о том, что у подростков с разным типом темперамента в разной степени выражены такие свойства, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Предметная эргичность отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Уровень предметной эргичности выше всего у подростков с сангвиническим и холерическим типом темперамента. То есть, подросток высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

У подростков с флегматическим типом темперамента уровень предметной эргичности соответствует среднему уровню. В этом случае можно сказать, что подросток избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Для подростков с меланхолическим типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это свидетельствует о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

Социальная эргичностъ связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвиническим (среднее значение 8,43) типом темперамента. Про такого подростка можно сказать, что он часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

У подростков с флегматическим типом темперамента преобладает средний уровень социальной эргичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с мелахолическим типом темперамента. Подросток испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

Пластичность предметная выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

Высокая предметная пластичность диагностирована у подростков с сангвиническим типом темперамента. Такой подросток предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих изменения или преобразования алгоритма действий. Быстро привыкает к новой системе организации работы. Часто меняет стиль действий, поведения. Необходимость отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.

Средний уровень предметной пластичности свойственен подросткам с холерическим, флегматическим и меланхолическим типом темперамента. Это означает, что в привычных для себя ситуациях подросток достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия. Необходимость освоения непривычной деятельности вызывает колебания и сомнения, требует достаточно длительной подготовки.

Социальная пластичность проявляется в количестве коммуникативных программ, в степени включенности в социальные связи, легкости или сложности вступления в контакты и в скорости переключения в процессе общения. Кроме того, она отражает количество социальных стереотипов и уровень развитости коммуникативной импульсивности.

Подростки с сангвиническим и холерическим типами темперамента обнаружили средний уровень социальной пластичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в общении. Контактов с окружающими людьми не избегает, но собственная активность в их установлении и поддержании недостаточно высока. Критические замечания в свой адрес сначала воспринимает с раздражением, но затем старается найти в них рациональные моменты. В привычных для себя коммуникативных ситуациях естествен и открыт, в новых сдержан и осторожен. Доверительные отношения возможны с близкими людьми. Другом считает того, с кем отношения проверены временем и жизненными обстоятельствами.

Для подростков с флегматическим и меланхолическим типом темперамента свойственен низкий уровень социальной пластичности. В этом случае подросток испытывает трудности в установлении новых и сохранении сложившихся контактов. Стремится к поддержанию узкого круга общения. В доверительные отношения вступает редко. Осторожен в выборе друзей, деловых партнеров. Сдержан в выражении отношения к другим людям, критических замечаний и комплиментов. Тщательно продумывает свой стиль общения, контролирует внешнее проявление эмоций (жестикуляцию, мимику, голос и т. п.). Нередко заранее планирует свое поведение с партнером по общению и пытается предугадать поведение партнера. Мнение о других людях складывается постепенно, и оно достаточно устойчиво.

Предметный темп проявляется в поведении и скорости выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, в скорости психических процессов при выполнении конкретных заданий, моторно-двигательной быстроте или медлительности.

Установлено, что у подростков с сангвиническим, холерическим и флегматическим типами темперамента наблюдается средний уровень предметного темпа. В этом случае подросток не отказывается от работы, требующей быстрых действий и быстрого принятия решений. Легко справляется с работой, когда она привычна и знакома. В случае изменения рабочей ситуации необходимо время, чтобы темп работы и качество стали достаточно высокими.

Низкий предметный темп свойственен подросткам с меланхолическим типом темперамента. Это говорит о том, что подросток выполняет работу медленно. Движения замедленные. Скорость реакций низкая. Избегает работы, требующей ловкости рук, высокой скорости действий. Легко справляется с монотонной работой. Скорость письма и чтения может быть невысокой. Походка обычно неторопливая, размеренная.

Социальный темп отражает индивидуальный темп в коммуникативной сфере, который ярко проявляется в скорости речи.

Обследованные подростки независимо от типа темперамента обнаружили средний уровень социального темпа (с более высокими значения у испытуемых с сангвиническим и холерическим типами темперамента). Это значит, что в обычной обстановке подросток говорит спокойно, аргументирует свои высказывания. Скорость речи может замедляться в присутствии эмоционально значимых лиц. На неожиданный вопрос может отвечать не сразу. Способен недолго пояснять и объяснять что-то другим.

Предметная эмоциональность демонстрирует чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и результатами реального действия. Проявления эмоциональности отражают степень эмоционального реагирования при неудачах, чувствительность к неуспеху дела, уровень уверенности в себе при выполнении задания.

Максимальную предметную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. На основании результатов исследования можно сказать, что такой подросток отличается избирательным отношением к результатам деятельности, к неудачам. В случае невысокой значимости выполняемых заданий он уверен в себе, в правильности своих решений и действий. Если задание высоко значимо, то чувствительность к собственным промахам возрастает.

Низкая предметная эмоциональная чувствительность диагностирована у подростков с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Это значит, что подросток безразличен к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым и реальным результатом. Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела. Нечувствительность к неудачам. Отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого исполнения работы.

Социальная эмоциональность отражает чувствительность к нюансам изменений в коммуникативной сфере, особенно к неудачам в общении.

Максимальную социальную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. Это свидетельствует о том, что в привычной ситуации общение не вызывает эмоционального напряжения, сопровождается преимущественно положительными переживаниями. Изменение стиля взаимодействия с окружающими, дистанции общения не вызывает ощущения неудачи. Чем выше значимость ситуации, чем более выражены эмоциональные реакции у данной категории подростков.

Низкая социальная эмоциональная чувствительность свойственна подросткам с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Подросток безразличен к неудачам в общении. Ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. Возможна эмоциональная «черствость» по отношению к людям, возникающая в связи с непониманием тонкостей межличностного взаимодействия, скрытых мотивов поведения окружающих людей.

Контроль отражает ориентацию на социально приемлемые способы поведения.

Наивысший уровень контроля обнаружен у подростков с меланхолическим типом темперамента. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки предпочитают закрытость, ориентацию на социально одобряемые формы поведения.

Средний уровень контроля свойственен подросткам с холерическим и флегматическим типом темперамента. Это означает умеренное проявление откровенности в оценке собственного поведения, избирательная ориентация на социально одобряемые нормы общения и поведения.

Низкий уровень контроля, открытость, откровенность в оценке собственного поведения диагностированы у подростков с сангвиническим типом темперамента.

Для проверки гипотезы бы применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (приложение 5 и таблица 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа (р ? 0,05)

Свойства темперамента

сангвинич

холерич

флегматич

меланхолич

предметная эргичность

0,863

-0,746

социальная эргичность

0,882

-0,769

предметная пластичность

0,843

социальная пластичность

0,859

предметный темп

0,857

социальный темп

0,896

предметная эмоциональность

социальная эмоциональность

контроль

Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.

Также установлено, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.

На основании полученных данных были сделаны такие выводы:

1. Сангвинический тип темперамента свойственен 17,5 % подростков. Холерический тип темперамента встречается у 32,5 % испытуемых. Флегматический тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков. Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 27,5 % случаев.

2. Степень выраженности свойств зависит от типа темперамента. Подростки холерического типа темперамента обладают выраженной предметной и социальной эргичностью, предметной и социальной пластичностью, предметным и социальным темпом. Подростки меланхолического типа темперамента не обладают выраженной предметной и социальной эргичностью.

То есть, гипотеза исследования подтвердилась для холерического типа темперамента и для таких свойств темперамента, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.

Заключение

Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы -- силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк).

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента. темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.

В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.

Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка и опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.

Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента.

Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6