бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика темперамента у подростков бесплатно рефераты

Опросник Я. Стреляу позволяет выявить объективные количественные оценки свойств ВНД и на этой основе отнести индивидов к тому или иному типу темперамента:

1) Сангвиник - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип;

2) Флегматик - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип;

3) Холерик - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный;

4) Меланхолик - слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип.

По результатам тестирования испытуемых выявляется количественная оценка силы процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, производится расчет степени уравновешенности нервной системы.

Опросник Г. Айзенка основан на идее экстравертированности и нейротизма.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по И.П. Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии предполагается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра - интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации И.П. Павлова.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Опросник состоит из 9 шкал: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль.

Еще одна методика - теппинг-тест Е.П. Ильина - направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям

Данный тест основан на утверждении, что сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Эта методика основывается на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый, среднесильный.

2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков

Цель - исследовать тип и свойства темперамента у подростков.

Достижению данной цели отвечают следующие задачи:

1. Подобрать методики, сформировать выборку.

2. Изучить тип и свойства темперамента у подростков

3. Обработать данные, сделать выводы.

Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.

Испытуемые: в исследовании принимали участие 40 испытуемых в возрасте 13-14 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек.

Методы исследования:

1) сбора данных:

- тестирование;

2) обработки данных:

- коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Методики исследования:

1) тест диагностики темперамента Г.Ю.Айзенка (приложение 1). Указанная методика позволяет выявить тип темперамента, исходя из данных об уровне психотизма, нейротизма и экстраверсии-интроверсии [1, с. 206-216].

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.

Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («.да»), если нет -- знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из шкал.

За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла, за ответ «не знаю» - 1 балл, за ответ, не совпадающий с ключом - 1 балл. Полученные баллы суммируются. Показателем интроверсии является сумма до 11 баллов, экстраверсии - свыше 12 до 24 баллов. Об эмоциональной устойчивости (психотизме) свидетельствует сумма до 14 баллов, о неустойчивости (нейротизме) - свыше 15 баллов;

2) опросник структуры темперамента В.М.Русалова (приложение 2). Данный опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной жизнедеятельности человека [17, с. 341-358]. Среди них: предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Опросник включает 105 вопросов.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, которым приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «согласен», то в бланке для ответов, соответственно Номеру вопроса поставьте знак «+», если выбрали ответ «не согласен», поставьте значок «-» в клетке рядом с номером вопроса. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться».

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Эргичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (-), также приписывается один балл.

2.3. Результаты исследования

Для диагностики типа темперамента был применен тест-опросник Г.Ю.Айзенка. По результатам методики был сделан вывод о типе темперамента испытуемых, данные отображены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Интровертивные, экстравертивные качества, нейротизм и эмоциональная устойчивость в личности испытуемых (по результатам методики Г.Ю. Айзенка)

Параметры

Человек

В %

экстраверсия

20

50

интроверсия

20

50

нейротизм

24

60

эмоциональная устойчивость

16

40

Охарактеризуем результаты исследования.

Шкал «экстраверсия -- интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 50 % обследованных подростков.

Типичный интроверт -- это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 50 % обследованных подростков.

Шкала «нейротизм -- эмоциональная устойчивость» характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость -- черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков.

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная устойчивость» позволяют сделать вывод о типе темперамента подростков на основании опросника Г.Ю. Айзенка (таблица 3).

Таблица 2

Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)

Типы

Человек

В %

сангвинический

7

17,5

холерический

13

32,5

флегматический

9

22,5

меланхолический

11

27,5

Результаты исследования представлены также в графическом виде (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка, %)

Из данных таблицы 2 и диаграммы 1 следует, что в выборке сангвинический тип темперамента встречается в 17,5 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерический тип темперамента встречается в 32,5 % случаев. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Флегматический тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т. д., в других -- вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 27,5 % случаев. У подростка с таким типом темперамента реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик -- человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Характеристика свойств темперамента испытуемых была получена в ходе применения опросника структуры темперамента В.М. Русалова.

При сопоставлении данных методики Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова, были получены такие данные о степени выраженности у подростков с разным типом темперамента таких параметров, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль (таблица 3).

Таблица 3

Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

Свойства темперамента

сангвинич

холерич

флегматич

меланхолич

предметная эргичность

7,85

7,31

3,87

2,54

социальная эргичность

8,42

8,69

4,62

3,09

пластичность

8,43

6,83

4,37

3,63

социальная пластичность

7,57

70,07

3,74

3,72

темп

7

7,38

4,12

5

социальный темп

8

8

4,12

4,64

эмоциональность

2,85

6,76

2,27

7,18

социальная эмоциональность

2,28

8

2,37

8,18

контроль

1,58

4,77

6,5

8,54

Данные отображены также на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6