Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Выбор конкретных методик диагностического исследования в период прохождения практики, осуществлялся под руководством психолога МДОУ и зависел от темы практического задания, а именно диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. С помощью методов диагностики было доказано, что своевременная диагностика позволяет выявить те показатели психологической готовности к обучению в школе, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе и развивать, создавая для этого необходимые условия.
Значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог-психолог должен не только квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития для повышения уровня готовности к школьному обучению.
Кроме того, в течение всей практики принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.
Работая по программе практики, я пришла к выводам:
- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;
- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
Приложение 1
СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»» Ю.В. Кутузова
«»2007 г.
|
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ
«Детский сад № 18 «Сказка»
Г.И. Орликова
« » 2007 г
|
|
|
Должностная инструкция педагогу-психологу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка»
1. Общие положения.
1.1.Педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» (далее по тексту МДОУ) относится к категории специалистов, принимается на должность и увольняется приказом заведующего МДОУ.
На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специализацией «Психология» или высшее профессиональное (психологическое) образование.
Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему МДОУ.
1.4.Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги детского сада по вопросам психологической поддержки воспитанников.
1.5.В своей деятельности педагог-психолог руководствуется
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
Семейным кодексом РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
приказами, инструкциями и другими нормативными документами органов управления образования всех уровней;
нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной практической деятельности;
программно-методической литературой по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
-Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Уставом и локальными правовыми актами МДОУ;
Правилами внутреннего трудового распорядка МДОУ;
распоряжениями заведующего МДОУ;
трудовым договором;
настоящей должностной инструкцией.
1.6.Педагог-психолог должен знать:
-Конвенцию ООН о правах ребенка;
-общую психологию, педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, патопсихологию, психосоматику, психодиагностику, психопрофилактику;
-дошкольную педагогику;
основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, психологии труда, психологического консультирования;
современные методы и приемы по оказанию различных видов психологической помощи;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга;
базисную программу воспитания дошкольников;
нормативные документы в рамках компетенции;
Инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
основы дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии и гигиены;
методы диагностики познавательного и личностного развития детей;
основы доврачебной медицинской помощи;
-образовательные программы и авторские технологии дошкольного воспитания;
-культуру труда и служебную этику;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.7. Педагог-психолог обязан соблюдать Конвенцию ООН о защите прав детей.
2.Функции.
На педагога-психолога возлагаются функции:
2.1.Осуществление деятельности по обеспечению психологического, соматического и социального благополучия воспитанников ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении.
2.2.Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности воспитанника и ее микросреды, условий жизни.
2.3.Формирование психологической культуры воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников.
Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения.
Контроль за психическим развитием воспитанников, определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников, и принятие мер по оказанию им психокоррекционной и консультативной психологической помощи.
2.5. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о защите прав ребенка.
2.6.Установление сотрудничества с органами психолого-медико-педагогической поддержки.
3.Должностные обязанности.
Для выполнения возложенных на него функций педагог-психолог обязан:
3.1 Проводить:
-индивидуальную и групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;
-наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определять особенности их развития;
-анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
-индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к детскому саду;
-индивидуальную и групповую диагностику с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;
-психологическое обследование ребенка при переходе в новую возрастную категорию с целью определения динамики его психического развития;
-специальные обучающие развивающие занятия и игры для детей, по результатам диагностики;
- тренинги и другие методы активного обучения для педагогов и родителей по изменению стиля воспитательных воздействий;
-определение умственной, личностной и социально-психологической готовности детей к школьному обучению и учебной деятельности для оптимального выбора учебного заведения.
3.2.Выявлять:
факторы, препятствующие личностному развитию воспитанников;
психологические причины и степень отклонений в интеллектуальном, физическом и личностно-эмоциональном развитии детей, а также, различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении, проводить их психолого-педагогическую коррекцию.
Направлять проблемных детей (в случаях необходимости) на консультации к специалистам (врачам, дефектологам, логопедам и другим).
Составлять психолого-педагогические заключения по материалам наблюдений и диагностики и доводить до сведения педагогов и родителей в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах личностного и социального развития дошкольника.
Разрабатывать и использовать:
-коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы развивающих занятий, направленных на формирование личности с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;
-рекомендации для воспитателей, специалистов и родителей:
а) по работе с детьми, имеющими проблемы в умственном, эмоциональном и социальном развитии;
б) при возможных отставаниях и пробелах в учебной деятельности при подготовке детей к школе, по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению;
в) по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников.
3.6.Осуществлять:
психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;
психологическую поддержку творчески одаренным детям.
3.7.Формировать психологическую культуру воспитанников, воспитателей, специалистов и родителей.
3.8. Консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального и личностного развития детей, в том числе:
по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условия жизни;
в случаях неадекватного поведения и дезадаптации со стороны ребенка в домашних условиях и в МДОУ;
- о возрастных психофизиологических особенностях развития дошкольников;
по максимизации комфортности пребывания ребенка в МДОУ;
другим вопросам, возникающим в процессе воспитания и обучения детей.
3.9. Участвовать:
в опытно-экспериментальной деятельности по «психологизации» воспитательно-образовательного процесса в рамках научного эксперимента, проводимого в МДОУ;
в заседаниях педагогического совета и психолого- медико-педагогического консилиума МДОУ;
в методической работе в МДОУ, на уровне города, края;
в работе городских методических объединений педагогов-психологов;
в родительских собраниях, конференциях ( и других формах работы с семьей).
Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
Вести:
-методическую и аналитико-статистическую работу;
-заполнять медицинскую документацию по своему разделу по эпикризным периодам;
-следующую документацию:
а) журнал взаимодействия с семьями воспитанников;
б) журнал взаимодействия с воспитателями и специалистами МДОУ;
в) журнал взаимодействия со специалистами Городского Центра диагностики и консультирования;
г) перспективный план работы на месяц;
д) календарные планы работы;
е) перспективный план работы на учебный год, утвержденный заведующим МДОУ;
ж) график работы, утвержденный заведующим МДОУ;
з) протоколы психологических исследований и наблюдений;
и) заключения по результатам психологической диагностики на всех
обследованных детей;
к) по самообразованию;
л) по творческой теме по установленному образцу.
4. Права
Педагог-психолог в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать участие:
-в разработке психологической политики и стратегии развития МДОУ, в создании соответствующих стратегических и нормативных документов;
в разработке управленческих решений, касающихся психолого-педагогических аспектов деятельности МДОУ;
в ведении переговоров с партнерами МДОУ по образовательной деятельности.
4.2.Устанавливать:
-от имени МДОУ деловые контакты с лицами и организациями, которые могут способствовать развитию психологической службы МДОУ.
4.3.Проводить:
-диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и с подготовкой их к школе.
4.4. Давать рекомендации по решению проблем психолого-педагогической и воспитательно-образовательной работы педагогов МДОУ.
4.5. Получать от администрации МДОУ, специалистов Городского методического центра информацию, документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.6. Требовать от руководства МДОУ оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.7. Повышать свою квалификацию.
5. Взаимосвязь. Педагог-психолог:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36- часовой рабочей недели и утвержденному заведующим МДОУ.
5.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и ежемесячно. План работы утверждается заведующим МДОУ.
5.3. Представляет заведующему МДОУ письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти печатных страниц по итогам полугодия и по окончании года.
Получает от заведующего МДОУ, методиста Городского методического центра информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическим коллективом МДОУ.
5.6. Информирует заведующего МДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
5.7. Передает заведующему МДОУ информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
6. Ответственность. Педагог-психолог несет ответственность:
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка МДОУ, законных распоряжений руководителя МДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию воспитательно-образовательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании» Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.3. За нарушения правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
6.4. За виновное причинение МДОУ или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей, а также прав предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым или гражданских законодательством РФ.
СОГЛАСОВАНО:
Юристконсульт ______________________ Ю.С.Калакина
С инструкцией ознакомлен ______________ «»____________200_г.
Приложение 2
Алгоритм организации деятельности психолога в МДОУ
«Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» г.Зеленогорска
1. Встреча с заведующей МДОУ. Обсуждаются:
- Особенности работы данного учреждения.
- Социальный заказ МДОУ на работу педагога-психолога.
- Обязанности педагога-психолога (сборник «Нормативно-правовые документы педагога-психолога в образования»).
- График работы педагога-психолога.
2. Встреча со старшим воспитателем. Обсуждаются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|