бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика мотивации достижения и самооценки личности бесплатно рефераты

Диагностика мотивации достижения и самооценки личности

43

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности

1.1 Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач

1.1.2 Понятие самооценки личности

1.1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний

1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

2.3. Описание психодиагностической процедуры

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке

3.2 Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ

3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности на примере обследуемой выборки

Заключение44

Список литературы

Введение

Темой данной курсовой работы является: «Диагностика мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов Уральского Государственного Лесотехнического Университета (УГЛТУ) и Российского Государственного Профессионально-Педагогического Университета (РГППУ)». Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на мой взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, из этого интереса возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, её самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций “образа Я” представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Исходя из этого, объектом обследования является мотивация достижения, а предметом - взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.

Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2. Подобрать методики для исследования;

3. Продиагностировать мотивацию достижения у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ;

4. Продиагностировать самооценку личности у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ;

5. Составить диагностическое заключение по мотивации достижения и самооценки личности на студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ;

6. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

7. Сравнить мотивацию достижения и самооценку личности у девушек и юношей на выборке студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ;

8. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценки личности на данной выборки.

Выборка, на которой проводилось исследование, представлена студентами РГППУ и УГЛТУ. Общее количество обследуемых - 50 человек, из них 26 девушек и 24 юноши, в возрасте от 17 - 21 года со средним возрастом 18,6 лет.

Для исследования были применены следующие методы:

1. Психологические методы: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.

2. Методы математической обработки: программа «Excel» и «SPSS».

Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен).

И работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности

1.1. Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования

1.1.1. Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач

Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. [Рубинштейн С. Л.,1999] А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед -- они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация -- «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» [Зейгарник Б.В,1989,].

Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность. [Данилова Н.Н., Крылова А. Л., 1999] По мнению Ж. Ньюттена «всякий объект потребности является чем-то, что будет, чего нужно достичь, и это образует поведенческое будущее. Таким образом, будущее является временным качеством мотивационного объекта» [Зейгарник Б.В,1989,].

А. Маслоу считал, что человек -- существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [Маслоу А. 1999]. Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т. д.

Иерархия потребностей, согласно А. Маслоу, выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности;

2) потребности безопасности и защиты;

3) потребности в принадлежности и любви;

4) потребности в признании;

5) потребности самоактуализации.

Маслоу предполагал, что стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье, определенные же типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…». Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. [Маслоу А. 1999]

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это -- потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. [Фопель К., 2000] Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:

1) эффекта или результата поведения;

2) способа осуществления поведения;

3)избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;

4) выражения конкретной эмоции или аффекта;

5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут. [Холл К.С., 2000]

Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо» [Изард К. Э.,2000].

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это -- мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избежания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» -- активность -- цель -- «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения. [Конюхов Н.И., 1999]

Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. [Хекхаузен Х., 2001]

Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии „субцелей“ к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов.» [Хекхаузен Х., 2001].

Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать -- в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [Холл К.С., 2000].

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

Страницы: 1, 2, 3, 4