бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:

1. продолжительность реакции до начала рисования,

2. паузы во время рисования,

3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.

Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистанционной» тенденцией. Некоторые субъекты сразу же приступают к занятию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.

Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым

цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение.

Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс. Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые продолжают рисовать, пока бумага не начнёт рваться.

Использование пространства и местоположения

При рисовании пальцем большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение».

Экспансия. Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об отрицательно эмоциональных неконтролируемых реакциях.

Отмечают, что дети, попадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью.

Ограничение. Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.

Цвет

Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета - это прямое выражение наших эмоций.

Светотени

Мазки

Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента - посредника, который бы тормозил момент экспрессии.

При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:

1 Направление мазков.

2 Ширина, нажим и многочисленность мазков.

3 Форма и длина мазков.

4 Фактура мазков.

5 Содержание.

К содержанию рисунка относятся:

1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе;

2 высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержанием можно назвать тогда, когда субъект занимается

бесцельной мазнёй и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций.

Возраст и другие факторы влияющие на содержание рисунка.

Организация содержания.

Другие диагностические аспекты содержания.

Процессуальный и последовательный анализ содержания.

Движения и жесты

Ритм

Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест».

Параметры негативных проявлений

Имя ребёнка

Виталя

Даша

Серёжа

Артём М.

Арина

Юля

Таня

Артём Д.

Настя

Яна

Поведение.

Дистанция

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Использование пространства

Экспансия.

-

+

+

-

-

-

-

-

+

-

Ограничения

-

-

-

-

+

+

-

+

-

+

Преобладание цвета

Преобладание чёрного

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

Зелёный

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

Красный

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

Оранжевый

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Мазки

Горизонтальные

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

Короткие

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Прерывистые

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

Сильный нажим

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

Итог

6

4

4

3

7

6

3

3

3

5

+ наличие факторов

отсутствие факторов

Нами составлена таблица на основе анализа детских рисунков. Для интерпретации данного теста нами также было составлено и использовано 11 показателей, по которым определяется степень негативных эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы видно, что дети: Виталя, Арина, Юля, Яна проявили в своих рисунках больше негативных внутренних переживаний в виде тревоги, беспокойства и др., чем другие дети.

Сразу по окончании детьми работы с ними проводилась беседа по содержанию рисунка. Некоторые дети стеснялись говорить, что нарисовали. Это говорит о том, что у ребёнка имеются некоторые проблемы в плане общения не только с сверстниками, но и со взрослыми. Ещё одно доказательство наличия такой проблемы у девочки это наблюдения за ней во время рисования. Юля рисовать начала не сразу, немного поморщив нос - дистанция. Во время рисования всё время смотрела на «грязную» руку, но при этом ничего не говорила. Рисунок у неё получился аккуратный. Она боялась капнуть на лист. Также в её рисунке присутствуют все прямые символы замкнутости, пугливости, напряжения.

В рисунке Витали можно сразу увидеть красные, оранжевые цветовые пятна, что говорит о его враждебности по отношению к другим, а так же присутствие тревожности. Короткие штрихи в его рисунке, говорят о импульсивности поведения ребёнка.

В работе Арины мы увидели ограничения, что говорит о замкнутости ребёнка. Рисуя, ребёнок использовал силовой приём рисования пальцем, что говорит о напряжении в поведении ребёнка.

Яна своим рисунком помогла нам разглядеть её эмоциональное состояние. У этого ребёнка присутствует замкнутость, тревога, напряжение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9