Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников
Рассмотрим полученные графики. График ученика Максима Д. , показавшего лучшее результаты, говорит о хорошем развитии у него аналитика синтетической деятельности (3) и способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности (4). Достаточно высок уровень развития непроизвольной(1) и произвольной (2) памяти, тесно связанные с хорошо развитыми мыслительными процессами. Результаты Максима, имеющего балл успеваемости 3,25, находятся на одном уровне с результатами хорошо успевающих учащихся с баллом от 4,5 до 5,0. По - видимому, причиной низкой успеваемости является неумения точно выполнять действия по образцу, заданному в наглядном плане, по подражанию, не умение планировать свои действия и соотносить их с образцом (5). Зрительно - моторная координация, характеризующая степень самоконтроля на достаточно высоком уровне (одно касание).
И так, изучив отдельные стороны интеллектуальной деятельно си Максима Д., можно рекомендовать для индивидуальной работы с ним упражнение по точному копированию различных по сложности зрительных рисунков, требующих, кроме того, значительного произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации.
График ученика Кости О. Отражает хорошее развитие процессов анализа и синтеза (3), что само по себе очень важно и на что следует опираться при коррекционной работе с ним. Однако при таких хороших предпосылках у мальчика недостаточно продуктивно работает память (1,2). При запоминании основная нагрузка у Кости приходится на механическую память, которая не обеспечивает высокую эффективность процессов запоминания. Следовательно, коррекционная работа с ним должна состоять в развитии его мыслительной деятельности. Прежде всего в формировании умения пользоваться приемами опосредованного запоминания.
Кроме того, у Кости, судя по полученным результатам, слабо развиты регуляторные процессы, он не умеет подчинять свою деятельность поставленной задаче, следовать заданной инструкции, выполнять действия по образцу (4,5). Именно это должно быть содержанием формирующих и постепенно усложняющихся развивающих упражнений.
Наконец, третий испытуемый Захар С. имел средний бал успеваемости 2,25. У мальчика имелись определенные психологические причины, объективно приводящие к стойкой школьной неуспеваемости. Так, на графике отмечена недостаточность развития процессов анализа и особенно процессов синтеза (3), что отрицательно сказывается на продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания, на осмысливании учебного материала. Достаточно низкая степень саморегуляции как интеллектуальной (4), так и двигательной деятельности (6), неумение точно следовать инструкции учителя, анализировать и воспроизводить задания по образцу - вот тот комплекс психологических причин, который мешает учиться Захару. Коррекционная работа с этим учеником трудна, требует большого терпения и многих усилий. Основываясь на полученных результатах, можно рекомендовать начать её с формирования у него приемов самоконтроля.
Итак, психологическое изучение школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учителю и следует строить свою коррекционную работу с ним. Описанные методики помогут учителям в психодиагностической и коррекционной работе со своими учениками.
Эффективность коррекционной работы с детьми, возможность в полной мере осуществить психопрофилактику в это ответственное для школьников время во многом зависят от того, насколько учителя психологически грамотны, способны воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу. Следует обратить снимание на причины слабоуспевающих учащихся. Слабоуспевающие школьники, в отличие от хорошо успевающих характеризуются:
1) неравномерностью интеллектуальной и двигательной сфер;
2) недостаточностью сформированности процессов саморегуляции интеллектуальной деятельности, проявляющейся в умении анализировать и воспроизводить заданный образец, подчинять свою деятельность поставленной задаче, правилу, инструкции.
Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у данного учащегося.
Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности
(Рекомендации учителю).
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивный мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учение можно заниматься с увлечением, а не обязанности.
Задачи учителя:
- формировать интерес ребенка к учению;
- для развития познавательных процессов необходимо использовать в работе:
а) Элементы занимательности; (игры)
б) Элементы драматизации и театрализации
в) экскурсии, наблюдения; и многое другое.
- применять опыт творческой деятельности;
- создавать (воспринимать и осмысливать) проблемную ситуацию;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании;
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в развитие ребенка;
- развивать произвольную сферу ребенка (испытать метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). На основе этого метода можно формировать произвольное вне;
- умение действовать по плану, работать по образцу и т.д.
Выводы по третьему разделу
Психодиагностическое изучение школьников позволяет выявить не только слабые, но и сильные стороны в их развитии. Опираясь на полученные данные в констатирующем эксперименте, учитель может строить свою коррекционную работу с учащимися. Приведенные методики помогают учителям как в психодиагностической, так и в коррекционной работе с учениками.
Эффективность коррекционной работы с детьми, возможность в полной мере осуществить психопрофилактику в ответственное для школьников с точки зрения учебного процесса время зависит от методико-педагогической грамотности учителя, от того, насколько он способен воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу.
Основная цель коррекционных занятий учителя с учащимися в ликвидации причин слабой успеваемости учащихся.
Заключение
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
По мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостаёт следующих качеств для успешного обучения:
- плохо развита речь у учащихся;
- учащиеся плохо читают;
- плохо развита память у учащихся (этот недостаток назван 53% опрошенных учителей);
- не внимательны (на это указывают 33% опрошенных учителей);
- не самостоятельны (23% учителей среднего звена назвали это качество);
- не наблюдательны;
- не организованны;
- не могут сосредоточиться;
- не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;
- не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;
- отсутствие познавательного интереса (на это указывают 18% опрошенных учителей);
- нет трудолюбия, старания, ответственности за учебу;
- нет сочувствия и поддержки своих товарищей.
Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.
Предлагаемые теоретические материалы и диагностические методики помогут преподавателям начальной школы и родителям выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене.
Выводы: позитивное изменение в уровне познавательных процессов у учащихся подтверждают нашу гипотезу о том, что разработка психологом практических рекомендация для развития познавательных процессов младших школьников будет более эффективна, если соблюдены следующие условия:
1). Определена теоретическая модель развития познавательных процессов;
2). Осуществлен отбор диагностических методик;
3). Разработаны рекомендации для учителей начальных классов;
4). Соблюдение системы практических рекомендаций последующим направлениям:
а) диагностика;
б) коррекция;
в) развитие.
1. Для развития всех познавательных процессов младшего школьника необходимо соблюдать следующие условия:
а) учебная деятельность должна быть целенаправленной, вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся;
б) расширять и развивать познавательные интересы у детей;
в) формировать учебную направленность, ответственное отношение к учебе, высокие мотивы учения.
2. При организации и проведении диагностических исследований необходимо знать методы психодиагностики, его особенности проведения, сферы в которых психологически развиваются дети, - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Специально подобранные задания позволяют определить степень сформированности у ребенка различных психических функций, уровень его речевого развития и т.д.
3. Эффективность психологического изучения школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учителю и следует строить свою коррекционную работу с ним. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у данного учащегося. Развивающие упражнения надо подбирать индивидуально для каждого ученика с учётом его психического развития.
Список литературы
1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998
2 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995.
3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1986
4 Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. - Иркутск, 1989.
5 Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - М - 1988.
6 Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987
7 Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
9 Бондаревская Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания: Изв. Южного отделения РАО Вып. II. Личностно-ориентированное образование в контексте культуры. Ростов на/Д, 2000
10 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М., 1990.
11 Венгер А.Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 1-2
12 Возрастная психология. Курс лекций / под.ред. Добрынина Н.Ф. М., Просвещение, 1995
13 Возрастные особенности технического развития детей / Под ред. П.В.Дубровий, Т.И.Лисиной. - М., 1982.
14 Воронцов А Б. Практика развивающего обучения. М.: Рус. энциклопедия, 1998
15 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
16 Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. // Начальная школа. - № 1. - 2004. - с. 15-17
17 Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я Пилиповского. М.: Прогресс, 1991.
18 Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985.
19 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М.: Педагогика, 1992.
20 Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1922. - № 1.
21 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986
22 Джеймс У. Беседы с учителем о психологии. М.: Совершенство, 1998
23 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987.
24 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
25 Казанский О.А. Педагогика как любовь М.: Рос. пед. агентство, 1995.
26 Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников. // Педагогика. - 2000. - № 1
27 Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Вышэйшая школа, 1997
28 Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980
29 Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1989.
30 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т.1.
31 Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1990
32 Макарова К.В. Актуализация творческого потенциала личности. М., 2000
33 Макарова К.В. Развитие духовных способностей младших школьников. // Начальная школа. - № 9. - 2003. - с. 13-15
34 Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
35 Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М., 2001.
36 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1987.
37 Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982.
38 Перевозкина Н.Ю. Безотносительное и относительное в заблуждениях. Тюмень, 2001
39 Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - Санкт-Петербург. - 2002.
40 Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2000.
41 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1987.
42 Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. - Киев, 1985.
43 Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учеб.пос. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Моск.психол.-социальный ин-т, 1999
44 Психодиагностические методы / Под ред. Р.А.Бодалева, М.А.Дворяниной, И.М.Палея. - Л., 1976.
45 Психокоррекционные и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. П.В.Дубровина. - М., 1999.
46 Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. - М., 1981.
47 Психология развития человека: Учеб.пособ. / Под.ред. П.В.Дубровина. - 2000.
48 Развитие личности ребенка. - М., 1987.
49 Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М., 1983.
50 Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
51 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.
52 Рояк А.А. психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.
53 Селиванов Ф.А. Исследование общего в заблуждениях. Новосибирск, 1973
54 Ситаров В.А.. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000.
55 Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. - 1994. - № 5.
56 Страхов В.И. Психология внимания. Вып. I-II. Саратов, 1992
57 Субботский Е.В. Как рождается личность. - М., 1978.
58 Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: эксперимент, 1997
59 Тарасова Л.Е. Коллективное внимание младших школьников. // Начальная школа. - № 10. - 2003. - с. 95-98
60 Тарасова Л.Е. Психолого-педагогические условия и средства формирования коллективного внимания младших школьников. Саратов: Изд-во Саратовского пед.ин-та, 1999
61 Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников. // Народное образование. - 2003. - № 8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|