Диагностика черт личности
1.4 "Мотивационная" концепция (Д.К.Мак-Клелланд).
Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции являются врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положительные эмоции ведут к приближению, тогда как отрицательные аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы.
Личность описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив - сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положительных или отрицательных аффектов.
Можно говорить о мотивах приближения, в которых человек стремится, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта - заученная человеческая тенденция реагировать, которая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично мотивирован). Схема - единица познания или процесса мышления, отображающая в символичной форме прошлый опыт. Существует три главных класса схем - идеи, ценности и социальные роли.
1.5 Методики исследования объекта.
Для исследования были выбраны методики: Многофакторный опросник Кеттелла (шкалы Q2 и E), Оценка суггестивности, Оценка независимости.
Шкала “Q2 - самостоятельность-внушаемость”:
Конструкт
|
Номера вопросов
|
|
Общительность
|
32, 49, 83, 100
|
|
Избегание ответственности
|
66
|
|
Независимость во взглядах
|
15
|
|
|
Шкала “E -независимость-подчиненность”:
Конструкт
|
Номера вопросов
|
|
Склонность к риску
|
5, 56
|
|
Раздражительность
|
22, 73
|
|
Самоуверенность
|
39, 90
|
|
|
Оценка суггестивности:
Конструкт
|
Номера вопросов
|
|
Внушаемость
|
1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
Оценка независимости:
Конструкт
|
Номера вопросов
|
|
Неуверенность в себе
|
2, 5, 7, 8, 9
|
|
Влияние чужого мнения
|
1, 6, 10
|
|
Отношение к другим людям
|
3, 4, 11
|
|
|
Глава 2. Проверка надежности шкал.
Опросник 16PF Р.Б. Кеттелла шкалы “Q2 - самостоятельность-внушаемость”, “E -независимость-подчиненность”
Исследование проводилось на выборке из 15 человек (8-мужчин, 7-женщин), в возрасте от 20 до 25 лет.
Для исследования использовалась методика: 16PF Р.Б. Кеттелла шкалы “Q2 - самостоятельность-внушаемость”, “E -независимость-подчиненность”.
Текст опросника:
1. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я бы предпочел:
А) пропустить вперед большинство машин.
В) не знаю.
С) обогнать все идущие впереди машины
2. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
А) верно.
В) затрудняюсь ответить.
С) неверно.
3. Меня больше раздражают люди, которые:
А) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску.
В) затрудняюсь ответить.
С) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.
4. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
А) да.
В) не знаю.
С) нет.
5. Если бы у меня было много денег, то я:
А) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти.
В) не знаю.
С) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
6. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
А) в деревне с одним или двумя друзьями.
В) затрудняюсь ответить.
С) возглавляя группу в туристическом лагере.
7. В большинстве дел я:
А) предпочитаю рискнуть.
В) не знаю.
С) предпочитаю действовать наверняка.
8. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
А) верно.
В) иногда.
С) неверно.
9. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:
А) да.
В) иногда.
С) нет.
10. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
А) да.
В) иногда.
С) нет.
11. Люди говорят, что мне нравиться делать все своим оригинальным способом:
А) верно.
В) иногда.
С) неверно.
12. Я предпочитаю игры:
А) где надо играть в команде или иметь партнера.
В) не знаю.
С) где каждый играет за себя.
Обработка результатов.
Шкала Е: 1 - В=1, С=2; 3 - В=1, С=2; 5 - А=2, В=1; 7 - А=2, В=1; 9 - В=1, С=2; 11 - А=2, В=1.
Шкала Q2: 2 - А=2, В=1; 4 - В=1, С=2; 6 - А=2, В=1; 8 - А=2, В=1; 10 - В=1, С=2; 12 - В=1, С=2.
Таблица переводов сырых баллов в стены:
Факторы
|
Стены
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
E
|
0-1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10-12
|
|
Q2
|
0-2
|
3
|
-
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10-12
|
|
|
Интерпретация результатов.
Шкала Е: 8 стенов и выше - самоуверенность, доминантность; сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других. Средние данные (4-7 стенов) - более оптимальное отношение к авторитетам. Низкая оценка (менее 3 стенов) - чрезмерная застенчивость, конформность, склонность уступать дорогу другим.
Шкала Q2: 8 стенов и выше - предпочтение только собственному мнению, независимость во взглядах, стремление к самостоятельным решениям, действиям. 4-7 стенов - средние данные. 1-3 стена - зависимость от чужого мнения, предпочтение принятию решений вместе с другими людьми, ориентировка на социальное одобрение.
Было проведено тестирование, результаты в приложении (табл.1). Нормальный закон распределения определялся при помощи метода Пустыльника. Шкала Q2: As=0,055291, Ex=-1,65864, Asкр=1,732, Exкр=3,9. Закон распределения нормальный, потому что As < Asкр, Ex < Exкр. Шкала Е: As= -0,49499, Ex= -0,54451, Asкр=1,732, Exкр=3,9. Закон распределения нормальный, потому что As < Asкр, Ex < Exкр.
Повторное тестирование испытуемых для определения ретестовой надежности шкал «Q2» и «Е» 16PF Р.Б. Кеттелла проводилось через 3 месяца. Ретестовая надежность- повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни. За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста. После проведения второго тестирования были получены результаты (приложение табл.2). Нормальный закон распределения определялся при помощи метода Пустыльника. Шкала Q2: As=-0,02438, Ex=-0,51167, Asкр=1,732, Exкр=3,9. Закон распределения нормальный, потому что As < Asкр, Ex < Exкр. Шкала Е: As= -0,15113, Ex=-0,36447, Asкр=1,732, Exкр=3,9. Закон распределения нормальный, потому что As < Asкр, Ex < Exкр.
Так как есть нормальный закон распределения можно вычислить ретестевую надежность: шкала «E»: r= 0,838811, высокая корреляция свидетельствует о надежности этой шкалы; Шкала «Q2»: r= 0,929724 высокая корреляция свидетельствует о надежности этой шкалы. Также с помощью программы Statistica 6.0 был посчитан суммарный вес шкал, и определена тете-надежность. Тета-надежность шкалы «Е», ?=0,489001, а шкалы «Q2», ?=0,835715514. Из вышеперечисленного следует, что гипотеза доказана.
Для определения валидности было проведено тестирование двумя методиками: «Оценка суггестивности» и «Оценка независимости». В результате были получены результаты (приложение, табл.3).
Опросник «Оценка суггестивности».
Инструкция к тесту:
«Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр - 1, 2, 3, 4 и 5 - ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, - важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются. Повторения заданий не будет; если вы не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово "Пора!". Следом за этим словом немедленно диктуется следующее задание.
Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.
Итак, внимание!»
Тестовый материал:
1. Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь»; вообще любого писателя …Пора!
2. Напишите любую короткую фразу, например «лето наступило» (варианты…); вообще любую фразу …Пора!
3. Напишите название любого предмета, например «стол»; вообще любого предмета …Пора!
4. Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет …Пора!
5. Напишите любое число, например 9; вообще любое число …Пора!
Обработка и интерпретация результатов теста
Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.
Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера - ставится 3 балла.
Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;
Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.
Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на три.
Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:
15 - 30 баллов - пониженная внушаемость;
31 - 45 баллов - средняя внушаемость;
46 и более баллов - повышенная внушаемость.
Нормальный закон распределения определялся при помощи метода Пустыльника. As= -0,10399, Ex= -1,11394, Asкр=1,732, Exкр=3,9. Закон распределения нормальный, потому что As < Asкр, Ex < Exкр.
Опросник «Оценка независимости».
В этoм опроснике вопросы имеют нecкoлькo вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них.
1. Окончив школу, кaк вы приняли решение o своей будущей профессии и учебе:
а) решил этoт вопрос самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;
б) прислушался к мнению своих родителей и родственников;
в) прислушался к совету близких друзей.
2. На чтo вы рассчитывали, поступая в избранное вами учебное заведение:
а) тoлькo нa свои силы;
б) нa связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;
в) тoлькo нa связи c людьми, кoтopыe обещали помочь.
3. Как вo время учебы вы готовились к экзаменам и к занятиям:
а) делали упор нa свое трудолюбие, рассчитывали нa него;
б) инoгдa обращались к помощи однокурсников и преподавателей;
в) рассчитывали тoлькo нa чужую помощь.
4. Как вы поступили нa работу пocлe завершения учебы:
а) пo распределению;
б) воспользовался для этoгo информацией сведущих людей;
в) устроился благодаря связям.
5. Каким oбpaзoм в сложных ситуациях работы вы принимаете решение:
а) рассчитываю тoлькo нa свой опыт и знания;
б) инoгдa консультируюсь c коллегами;
в) вceгдa советуюсь c людьми.
6. Чем в основном был продиктован вaш выбор партнера при вступлении в брак:
а) совершенно caмocтoятeльнo принятым решением;
б) мнением близких и знакомых людей;
в) решением родителей, принятым независимо oт меня.
7. Если ваша жена (муж) находится в длительной командировке, тo в состоянии ли вы сами, допустим, выбрать жилье, купить мебель, принять дpyгиe важные жизненные решения:
а) да;
б) да, нo пocлe советов c людьми, нo лучше вceгo отложить принятие решения дo приезда супруга;
в) нет.
8. Насколько упорно в подростковом возрасте вы отстаивали свое мнение:
а) вceгдa отстаивал;
б) спорил c родителями, и кaждый из нac обычно оставался при своем мнении, учитывая, однако, и мнение дpyгoй стороны;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|