бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Деятельность социального педагога с подростками, склонными к социально желательным ответам бесплатно рефераты

Таким образом, наиболее выявленными факторами тревожности для подростка являются: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет показывать (подать) себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Неблагоприятный психологический фон, не позволяет подростку развить свои способности в успехе и достичь высоких результатов. Страх самовыражения, это обуславливается следующим, подросток болезненно переживает различные формы включения его в деятельность школы, то есть, он либо не хочет, либо эмоционально не готов к активному проявлению себя, выражению своего «Я». Низкая сопротивляемость стрессу, говорит о том, что подросток из-за психофизиологической ориентации и не приспособленности к ситуации стресса может неадекватно отреагировать на тревожный фактор среды.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 4, 6, 7, 10, 11, 12):

Наиболее выраженными факторами тревожности для этого подростка являются: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет показывать (подать) себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Неблагоприятный психологический фон не позволяет подростку развить свои способности в успехе и достичь высоких результатов. Страх самовыражения, это обуславливается следующим, подросток болезненно переживает различные формы включения его в деятельность школы, то есть, он либо не хочет, либо эмоционально не готов к активному проявлению себя, выражению своего «Я». Низкая сопротивляемость стрессу, говорит о том, что подросток из-за психофизиологической ориентации и не приспособленности к ситуации стресса может неадекватно отреагировать на тревожный фактор среды. Также у подростка проявляется неблагоприятный психический тон, не позволяющий ему развить свои способности в полной мере. Эти отрицательные черты, негативное эмоциональное переживание, сопряженных с необходимостью самораскрытия, представления себя другим, вызывают у подростка неблагоприятные впечатления, от которых он долгое время не может избавиться.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 14, 26, 28, 31):

Факторами тревожности для этого подростка являются: страх самовыражения, это обуславливается следующим, подросток болезненно переживает различные формы включения его в деятельность школы, то есть, он либо не хочет, либо эмоционально не готов к активному проявлению себя, выражению своего «Я».

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 16, 17):

Что наиболее выявленными факторами тревожности для этого подростка являются: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет показывать (подать) себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Неблагоприятный психологический фон не позволяет подростку развить свои способности в успехе и достичь высоких результатов.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 18, 23, 28):

Таким образом, наиболее выявленными факторами тревожности для этого подростка являются: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет показывать (подать) себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Неблагоприятный психологический фон не позволяет подростку развить свои способности в успехе и достичь высоких результатов. Низкая сопротивляемость стрессу, говорит о том, что подросток из-за психофизиологической ориентации и не приспособленности к ситуации стресса может неадекватно отреагировать на тревожный фактор среды.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 27, 24):

Выявленными факторами тревожности для подростка являются: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет «подать» себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Неблагоприятный психологический фон не позволяет подростку развить свои способности в успехе и достичь высоких результатов.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод (см. Приложение 3 Диаграмма 20, 21, 22):

Ярко выявлены следующие факторы тревожности: общая тревожность в школе, это сопровождается тем, что подросток внутренне не готов или не умеет показывать себя на публике, в связи с этим у него и проявляется негативное эмоциональное состояние. Фактор - страх не соответствовать ожидания окружающих, можно объяснить тем, что подросток испытывает тревогу по поводу оценок, в большинстве случаев ориентируется на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей.

Исследование по опроснику для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) показали следующие результаты (см. таблица 6):

1. Уровень протекции проявился в 11 семьях, что составляет 34% от 100%.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка выявился у 30 семей, что составляет 93% от 100%, не удовлетворения потребностей, у 2х семей, что составляет 6%.

3. Уровень требований в семье, был выявлен у 3х семей, что составляет 9% от 100%, недостаточность требований было выявлено в 1й семье, что составило 3% от 100 %. Чрезмерность запретов, было выявлено в 5 семьях, что составляет 15% от 100%, а недостаточность запретов было выявлено в 5 семьях, что составляет 15% от 100%. Чрезмерность и недостаточность санкций было выявлено в 3х семьях, что составляет 9%.

4. Резкая смена стилей воспитания была выявлена в 3х семьях, что составило 9%.

5. Причины нарушений: РРЧ, было выявлено в 7 семьях, что составило 21% от 100%, ПДК было выявлено в 3х семьях, что составило 9% от 100%, ВН, выявлено в 1 семье, что составило 3% от 100%, ФУ выявлено в 4 семьях, что составило 12% от 100%, НРЧ выявлено в 1 семье, что составило 3% от 100%, ПНК выявлено в 5 семьях, что составило 15% от 100%, ПЖК выявлено в 4х семьях, что составило 12% от 100%, ПМК выявлено в 3х семьях, что составило 9% от 100%, ВК выявлено в 3х семьях, что составило 9% от 100%.

Таблица 6. Характеристика шкал семейного воспитания

Нарушения семейного воспитания

Кол-во семей

Интерпретация результатов

1) Уровень протекции

(сколько времени и сил уделяют родители воспитанию ребенка)

- гиперпротекция (Г+);

- гипопротекция (Г-)

11

-

Родители слишком много сил, времени и внимания уделяют ребенку, ребенок находится в центре их внимания и зависит от них.

2) Степень удовлетворения потребностей

( в какой мере, деятельность родителей направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей ребенка)

- потворствование (У+);

- игнорирование (У-)

30

2

Степень удовлетворенности потребностей, зависит от того, в какой мере, деятельность родителей направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей ребенка, это прослеживается в 30 опрошенных семьях, в 2х опрошенных семьях, происходит игнорирование, недостаточное стремление к удовлетворению основных потребностей ребенка в общении и эмоциональном контакте.

3) Уровень требований к ребенку в семье

(обязанности, запреты, наказания)

- чрезмерность требований и обязанностей (Т+);

- недостаточность требований и обязанностей (Т-);

- чрезмерность запретов (З+);

- недостаточность запретов (З-);

- чрезмерность санкций (С+);

- недостаточность санкций (С-)

3

1

5

5

3

3

В результате проведения опросника, выявилось следующее, в 3х опрошенных семьях прослеживается чрезмерное количество требований, которые не соответствуют возможностям детей, на детях лежит слишком много обязанностей и к ним предъявляются высокие требования, что в дальнейшем может привести к психотравматизму. Недостаточность же требований, прослеживается в 1 семье и ведет к тому, что у ребенка минимальное количество обязанностей, он предоставлен сам себе, такого ребенка трудно привлечь к какому-либо делу.

Чрезмерность запретов может привести тому, что у ребенка произойдет развитие черт тревожно-мнительной акцентуации, такому ребенку необходимо предоставить самому решать свои проблемы и трудности. Недостаточность же запретов, ведет к неустойчивости характера, родителям необходимо контролировать жизнедеятельность ребенка и устанавливать ему ограничения.

Благодаря результатам опроса, можно сказать следующее: чрезмерность санкций, может влиять на незначительные нарушения поведения ребенка, что и прослеживается в 3х семьях, также в 3х семьях прослеживается недостаточность введения санкций, то есть в семьях нет системы наказания, существует лишь система поощрения таких детей.

4) Резкая смена стилей воспитания

(неустойчивость стиля семейного воспитания) (Н)

3

Неустойчивость стиля воспитания, прослеживается в 3х семьях и зависит от резкой смены приемов воспитательных воздействий на ребенка, перехода от очень строгого воспитания к либеральному и наоборот, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению.

5) Причины нарушений

- расширение родительских чувств (РРЧ);

-предпочтение детских качеств (ПДК);

- воспитательная неуверенность (ВН);

- фобия утраты (ФУ);

- неразвитость родительских чувств (НРЧ);

- проекция нежелательных качеств (ПНК);

- предпочтение женских качеств (ПЖК);

- предпочтение мужских качеств (ПМК);

- вынесение конфликта между родителем и ребенком в сферу воспитания (ВК)

7

3

1

4

1

5

4

3

3

Расширение сферы родительских чувств, встречается, если ребенка воспитывают в одиночестве (одна мама или один папа) или отношения с супругом неудовлетворительные, в данном случае родитель стремиться отдать всю свою любовь ребенку, испытывает страх перед его самостоятельностью, не желает отпускать его от себя.

Родители не хотят, чтобы их дети взрослели, способствуют сохранению у них таких качеств, как (наивность, непосредственность, несамостоятельность).

Родитель во всем идет «на поводу» у ребенка, уступает ему, предоставляет ребенку максимум прав и минимум обязанностей.

Данная причина встречается в нескольких семьях, потому, что, ребенок трудно дается родителям или перенес тяжелую болезнь.

Неразвитость родительских чувств, проявляется, так как у родителей отсутствует потребность реализовать себя в детях, у него нет любви, либо чувства долга в отношении к ребенку.

Родитель видит в ребенке, те качества, которые не хочет и не желает признавать в самом себе, на этой почве возникает множество конфликтов и конфликтных ситуаций.

В семьях происходит неприятие ребенка мужского пола и потворствующее отношение к ребенку женского пола, то есть в данных семьях особое предпочтение отдается женским качествам.

В семьях происходит неприятие ребенка женского пола и потворствующее отношение к ребенку мужского пола, то есть отдается предпочтение мужским качествам.

Когда речь идет о воспитании ребенка, конфликтующие родители имеют возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, прикрываясь при этом заботой о благе ребенка, оба высказывают, недовольство воспитательными методами друг друга.

Рекомендации семьям:

1. Перераспределить обязанности ребенка, часть обязанностей переложить на других членов семьи.

2. Снизить количество запретов, предоставить ребенку самостоятельно решать свои проблемы.

3. Контролировать жизнедеятельность ребенка и устанавливать ограничения.

4. Внести в деятельность некоторые виды наказаний.

5. Снизить гиперопеку по отношению к ребенку.

6. Ввести (уменьшить) санкции по отношению к ребенку.

7. Выбрать в каждой семье определенный стиль воспитания ребенка.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать следующий вывод, что наиболее распространенными нарушениями семейного воспитания являются: чрезмерная удовлетворенность потребностей детей (в 30 семьях - 93%), то есть родители удовлетворяют все желания своих детей, в частности материальные и духовные, также потребности в общении, эмоциональном контакте, но в некоторых семьях (в 2х - 6%) выявлено игнорирование потребностей ребенка, родителям необходимо изменить уровень требовательности к ребенку. Можно выделить еще одно нарушение семейного воспитания - гиперпротекция (в 11 семьях - 34%), родители много времени, внимания уделяют своему ребенку, его воспитанию. В равной степени можно выделить чрезмерность и недостаточность запретов

(в 5+5 семьях - по 15%), таким семьям необходимо снизить (увеличить) количество запретов по отношению к ребенку. В 12 семьях присутствуют такие нарушения семейного воспитания, как: чрезмерность требований, санкций, недостаточность санкций, неустойчивость стиля воспитания (по 9%) родителям, необходимо снизить (внести) некоторые виды наказаний по отношению к ребенку. В 1 семье - 3% необходимо ввести систему требования по отношению к ребенку для того, чтобы тот знал, что существует не только поощрения, но и наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чаще всего ложь - это реакция подростка на травмирующие обстоятельства. Рассматривая социальную желательность - это искажение действительности, представление ее в «выгодном» для себя свете, и для этого подросток делает все, чтобы не выдать себя, отгородить от множества проблем и неудач. Причин благодаря которым подросток совершает такие действия множество, наиболее распространенная - «самозащита». Подросток понимает, что ему не на кого больше надеяться кроме себя, вот почему он выбирает такой метод. Самое лучшее, что необходимо сделать социальному педагогу и психологу - это выявить такого подростка, выяснить у него причину, почему он так поступает, что этому способствует. По отношению к подростку необходимо проявлять такт и терпение. Если ваши отношения с подростком построены на взаимном доверии, если подросток знает, что вы уважаете его права и готовы пойти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации подросток обязательно обратиться к вам потому, что именно вы - родители проявляете искренний интерес к нему и его проблемам.

Проанализировав основные причины социально желательных ответов трудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений подростка с окружающим его миром. Конечно, иногда подростки используют обман не только для того, чтобы защитить себя, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми). Поработать не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей, референтной группой), использовать такие методы, для того, что он (подросток) в первую очередь поверил в свои силы, в то, что он может все делать самостоятельно, без помощи и контроля посторонних. Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха. Во-первых, только при наличии прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей - М.: Дрофа-Плюс, 2007. с. - 227-243.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Большoй энциклопедический словарь. / под ред. А.П. Горкина - Санкт-Петербург,: «Норит», 2000.

4. Бронштейн М. Эффективное общение, Москва, изд дом Вильямс,2006

5. Вершловский В.Г. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. - СПб.: Петербургский гос. Университет пед. Мастерства, 1994.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1982.

7. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.

8. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей СПб Питер 2006

9. Еникеева М.И. Психологический энциклопедичекий словарь. - М.: проспект, 2009. с. - 191, 203.

10. И. Вагин «Психология выживания в современной России», Москва, 2004 год.

11. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

12. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). - Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

13. Конфликтология, под редакцией Леонова Н.И., Москва МПУ МОДЕК, 2005

14. Кравцова М.М. Если ребенок говорит неправду. - М.: Изд-во Эскимо, 2002. - с. - 7-31.

15. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176 с.

16. Науменко И.Л. Подросток в семье. - Мн.: Нар. Асвета, 1980.

17. Научно-методический журнал Воспитание школьников №1, 2006. с. - 23

18. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

19. Овчарова Н.В. «Справочная книга школьного психолога». - М:. просвещение, 1996. - 352 с.

20. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика,1988.

21. С.С. Степанов, «Психологическая мозаика», М.: «Академия», 1996.

22. Степанов С.С, «Психологическая мозаика», М.: «Академия», 1996. 23. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. / Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275

24. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) - М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386

25. Фалькович Т. Подростки 21 века, Москва ВАКО, 2006

26. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - с.73-90.

27. Экман П. Психология лжи. - Спб.: Питер, 2000. - с. - 12-235.

28. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961

Приложение 1

Схема 1. Взаимодействие специалистов с подростком в общеобразовательном учреждении

75

Приложение 2

Результаты диагностики уровня тревожности (констатирующий эксперимент)

Приложение 3

Результаты диагностики уровня тревожности

(контрольный эксперимент)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8