Деятельность социального педагога с подростками, склонными к социально желательным ответам
Проблема выявления неискренности является чрезвычайно сложной из-за множественности факторов, которые подлежат анализу. Поэтому опытный человек может зачастую достаточно точно определить ложь, но окажется в затруднении, если его спросить, как он это сделал. Попытка систематизации признаков, свидетельствующих о возможности присутствия неискренности, позволяет более целенаправленно подойти к развитию коммуникативной компетентности людей. Проанализировав основные причины детской лжи, трудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с окружающим миром. Конечно, иногда дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Чаще всего ложь - это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства [22, 63].
Классификация лжи. Если рассматривать ложь как передаваемую информацию, то следует выделить:
- настоящую ложь;
- полуправду;
- ложь по умолчанию.
Если мы подойдем к этой проблеме со стороны морали, нравственности, то необходимо выделять ложь намеренную с обязательной выгодой и ложь альтруистическую, так называемую, морально оправданную ложь, используемую во благо другого человека [27, 67].
Применительно к современному обществу можно перечислить немало случаев, когда ложь считается социально оправданной. Если рассматривать ложь с позиции мотивов, то можно выделить ложь эгоистическую, ложь из озорства, ложь из хвастовства и т.д. [10, 71].
В результате изучения теоретических источников мы видим что, во-первых, нет одной и общепринятой типологии лжи, во-вторых, существует значительное количество различных видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на сущность проблемы. В результате анализа теоретического материала нами предпринята собственная попытка представить классификацию видов лжи, Особенности данной типологии в ее многокритериальности. Мы предлагаем классифицировать ложь по следующим критериям [13, 112]:
- по источнику происхождения лжи;
- по степени осознания ложности высказывания;
- по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи.
По источнику происхождения социальная желательность может быть: социальная и индивидуальная. Соответственно, индивидуальная желательность может выступать как сознательная - ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь которая не осознается и не приносит выгоды. Сознательная ложь по способу предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство), пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей [12, 112].
Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий:
- ложь с неприятными последствиями,
- ложь с приятными последствиями,
- ложь без последствий.
Последний критерий, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи [12, 113].
Таким образом, рассматривая социальную желательность можно сказать следующее: это искажение действительности, представление ее в «выгодном» для себя свете, и для этого подросток делает все, чтобы не выдать себя, отгородить от множества проблем и неудач. Причин, благодаря которым подросток совершает такие действия множество, наиболее распространенная - «самозащита». Такой подросток понимает, что ему не на кого больше надеяться кроме себя, вот почему он выбирает такой метод. Как известно, каждый человек индивидуален, вот благодаря этому, кто как может, так и защищает себя. Самое лучшее, что необходимо сделать социальному педагогу и психологу - это выявить такого подростка, выяснить у него причину, почему он так поступает, что этому способствует. Поработать не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей, референтной группой), разработать программу или использовать такие методы, чтобы он (подросток) в первую очередь поверил в свои силы и в то, что он может все делать самостоятельно, без помощи и контроля посторонних.
РАЗДЕЛ 2. ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ У ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ОТВЕТАМ
2.1 Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача - выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому.
Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1».
Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожности: это тревожность, которая побуждает человека действовать с целью лучшей адаптации к своему повседневному окружению, и тревожность, которая стимулирует созидательные процессы.
Тревожность становится негативной, патологической, когда она препятствует созидательной активности и искажает социо-профессиональную жизнь. Такая тревожность, есть чувство интеллектуализированного беспокойства, часто связанное с соматическими толкованиями категории сердечно-сосудистых (сердцебиения, тахикардия), пищеварительных (пищеварительные спазмы, гастроэнтерит), нервномышечных (судороги, необъяснимые мышечные боли в области груди), дыхательных (ощущение свинцового кожуха на плечах, стеснение в грудной клетке). Следует вспомнить, что дыхательный и пищеварительный аппарат - это те основные места, где в первую очередь проявляются выражения переживаний у подростка в процессе его взросления.
Астения и заторможенность также являются составляющими патологической тревожности. Тревожность может выражаться в острой и хронической формах и обладать разной степенью напряженности.
Одна острая форма тревожности, недавно описанная - это приступ паники, или пароксизмальный криз, сопровождающийся сильными соматическими симптомами.
Некоторые виды тревожности, не достигшие ещё патологических масштабов, внушают беспокойство, т.к. могут закрепиться, сформироваться в симптомы, которые затянувшись на долгое время, рискуют повлечь за собой мучительное состояние жестокой тревоги, угрожающее социо - профессиональной интеграции человека.
Наряду с такими видами тревожности, ещё не структурированными, существуют виды тревожности, организованные в специфические симптомы невротического состояния, даже психотического состояния, или пограничного состояния, а также виды тяжелой тревожности, близкой к депрессии.
Изучая, склонность подростков к социально желательным ответам и работая по проблеме исследования, нами был выбран следующий диагностический инструментарий для выявления социальной желательности:
1) Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со шкалой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Опросник состоит из 58 утверждений. Согласно инструкции, обследуемый должен ставить «+» напротив того утверждения, с которым он согласен и «-», напротив того утверждения с которым опрашиваемый не согласен.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача - набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
2) Основной этап:
Задача - проведение диагностического обследования;
3) Обработка и сравнительный анализ результатов:
Задача - сравнить результаты и сделать выводы.
Нами была выбрана именно эта методика потому, что причиной социально желательных ответов может быть их тревожное отношение к процессу учения.
Результаты теста предоставлены в таблицах, диаграммах и приложениях (см.. таблица 4 и 5, Диаграмма 1, Приложение 2 Диаграмма 1-32, Диаграмма 2, Приложение 3 Диаграмма 1-32.
2) Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность»
Цель: выявление у подростка определенного уровня мотивации и шкалы тревожности.
Методика состоит из 40 утверждений и предложенных 4 ответов, обследуемому, необходимо выбрать лишь один ответ на каждое утверждение. В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача - набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
2) Основной этап:
Задача - проведение диагностического обследования;
3) Обработка и сравнительный анализ результатов:
Задача - сравнить результаты и сделать выводы.
Результаты методики представлены в виде таблицы (см. таблица 1, 2, 3).
3) Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Цель: определение внутри семейных взаимоотношений между родителями и их детьми.
Данный опросник предназначен для родителей, благодаря результатам, которые мы получили от родителей обследуемых детей, можно выявить какие взаимоотношения в семье, существует ли нарушение семейного воспитания и какие причины этому способствуют.
Результаты опросника представлены в таблице и диаграмме (см. таблица 6, диаграмме 3).
2.2 Организация работы с подростками «дающими» социально желательные ответы и результаты исследования
Исследование по методике А. Прихожан «Мотивация и тревожность» показали следующие средне групповые результаты (см. таблица 1):
1. Учащиеся имеют низкий уровень познавательной активности.
2. Учащиеся имеют низкий уровень мотивации достижений.
3. Учащиеся имеют низкий уровень тревожности.
4. Учащиеся имеют низкий уровень гнева.
Таблица 1. Обработка и интерпретация результатов
№
|
Ф.И.О.
|
Факторы тревожности
|
|
|
|
Познавательная
активность
|
Мотивация достижений
|
Тревожность
|
Гнев
|
|
1.
|
Б. Е.
|
17
|
18
|
16
|
18
|
|
2.
|
Б. Е.
|
22
|
20
|
20
|
15
|
|
3.
|
Д. В.
|
24
|
24
|
20
|
15
|
|
4.
|
Д. А.
|
14
|
24
|
18
|
14
|
|
5.
|
К. А.
|
23
|
24
|
18
|
18
|
|
6.
|
К.Ю.
|
21
|
19
|
20
|
16
|
|
7.
|
М. А.
|
23
|
23
|
25
|
15
|
|
8.
|
П. М.
|
24
|
23
|
17
|
19
|
|
9.
|
П. Я.
|
21
|
17
|
20
|
18
|
|
10.
|
П. И.
|
25
|
23
|
15
|
16
|
|
11.
|
Ф. С.
|
21
|
18
|
21
|
22
|
|
12.
|
А.Ш.
|
24
|
23
|
24
|
12
|
|
13.
|
М.Х.
|
19
|
24
|
24
|
13
|
|
14.
|
У.Е.
|
24
|
20
|
24
|
15
|
|
15.
|
В.З.
|
18
|
18
|
25
|
24
|
|
16.
|
М.В.
|
22
|
25
|
20
|
19
|
|
17.
|
Е.Б.
|
22
|
25
|
25
|
16
|
|
18.
|
Н.Т.
|
25
|
26
|
25
|
18
|
|
19.
|
О.С.
|
22
|
25
|
18
|
18
|
|
20.
|
Е.В.
|
21
|
22
|
23
|
17
|
|
21.
|
А.Б.
|
22
|
24
|
27
|
20
|
|
22.
|
М.М.
|
18
|
24
|
23
|
17
|
|
23.
|
О.П.
|
21
|
20
|
19
|
16
|
|
24.
|
Ю.Н.
|
20
|
21
|
22
|
19
|
|
25.
|
С.С.
|
23
|
26
|
26
|
19
|
|
26.
|
В.М.
|
27
|
24
|
24
|
17
|
|
27.
|
Н.М.
|
22
|
23
|
23
|
18
|
|
28.
|
С.Ц.
|
20
|
22
|
26
|
12
|
|
29.
|
П.А.
|
21
|
24
|
19
|
16
|
|
30.
|
Г.Р.
|
20
|
20
|
22
|
17
|
|
31.
|
Э.С.
|
20
|
17
|
24
|
21
|
|
32.
|
И.Б.
|
25
|
18
|
23
|
15
|
|
|
Норма
|
31-40
|
45-60
|
10-19
|
10-14
|
|
|
Средний показатель
по группе
|
14,3
|
14,8
|
15,2
|
11,2
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|