бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Деятельность психолога в МУП ООШ №165 бесплатно рефераты

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

Логические задачи. Эта методика используется, для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода. Эти два суждения и были представлены детям при проведении тестирования:

1 суждение с прямым утверждением: Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, а другая - с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила с клубничным вареньем?

2 задача с обратным утверждением: Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, а другой - шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками?

При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

1 ребенок. Решал задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживал его внимание на условии задачи, помогал «не соскальзывать с нужной мысли».

2 ребенок. Возникли стойкие затруднения в решении задач с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач прошел успешно. Ребенок охотно принял помощь и проявил заинтересованность в нахождении решения.

Диагностика сформированности учебной мотивации. Сформирован-ность «внутренней позиции школьника», а так же развитие мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной:

Ты хочешь идти в школу? Почему?

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

Какие занятия тебе больше нравились в детском саду (дома)? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Ты сам просишь, что бы тебе почитали книжку? Почему?

Какие у тебя любимые книжки?

Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

Тебе нравятся школьные принадлежности?

Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школы чтобы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

1 ребенок. У ребенка высокий уровень мотивационной готовности к обучению, т.к. он объяснил свое желание учиться тем, что хочет быть умным. Но на вопрос кем бы в процессе игры он хотел быть, ребенок ответил учителем, а это означает что он хочет поставить себя на более высокую позицию.

2 ребенок. Ребенок объясняет свое желание идти в школу тем, что там интересно. Так же от ребенка был получен ответ о том, что он боится не посещать к школу, так как он может получить двойку. А это показывает стремление ребенка учится только на хорошие оценки.

Методика «Исключение лишнего» (диагностика умственного развития). Данная методика направлена на распознавание способностей к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Ребенку следует ответить на вопросы:

Что здесь лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

1 ребенок. Ребенок справился с вербальным вариантом задания и сделал правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

2 ребенок. Для этого ребенка необходимо неоднократное повторение содержания для поддержания внимания. Ему требуется дополнительное разъяснение. Он с трудом припоминал название некоторых предметов, но сложнее всего ему дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

Вывод.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что:

1 ребенок стремился выполнить задание с полной отдачей. На протяжении всего обследования его показатели достаточно высоки. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма представления задания существенного значения не имеют. Он ситуационно не зависим, вследствие чего полностью готов к школе.

2 ребенок охотно принимался за выполнение задания, однако иногда отвлекался от него. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация опыта. Ребенок следовал указаниям экспериментатора, но самостоятельное выполнение заданий вызывает трудности. К выполнению задания он часто приступал импульсивно.

Следовательно, этот ребенок не достаточно готов к школе, нужно еще некоторое время его подготавливать.

2. Рисунок семьи

Дана методика предлагается для выявления особенностей семейных отношений в восприятии ребенка.

Проведение тестирования: Лист бумаги кладут перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуйте на этом листе всю свою семью".

1 ребенок. Психологический тонус: нормальный.

Искаженные формы линий означают импульсивность характера мальчика. По иерархическому статусу - главный отец. У мамы рот перекошен, а это означает, что мальчик видит негатив с её стороны. У папы руки заметно увеличены, это говорит о недостатке общения с отцом. Отсутствие бабушки на рисунке, может означать о её малой значимости для ребенка. На рисунке явно выраженный игнор со стороны родителей по отношению к ребенку, а так же эмоциональная близость между родителями. Важно заметить тот факт, что родители вместе не живут. Но все же в воображении ребенка, стоят рядом.

2 ребенок. В рисунке явно выраженная агрессия в сторону отца, это выражается отсутствием глаз, наличием искаженного рта и не желание общаться, выраженное плотно прижатыми руками. По иерархическому статусу в семье преобладает мать. Он хоть её и побаивается, но все же всячески пытается выставить на показ (шляпа, узоры на платье), так же ему не достает общения с ней. С братом у ребенка жесткая конкуренция, возможно из-за того, что он младше и больше внимания достается ему, так называемая ревность к любви матери. Ребенок на рисунке не изобразил бабушку и сестру, видимо они не так значимы для него. Так же нужно заметить, что каждый член семьи стоит последовательно (сначала отец, потом мать, он сам и затем его брат), и удаленно друг от друга, а это показывает нам, что в этой семье очень слабые эмоциональные контакты.

2. Проведена диагностика учебной мотивации учащихся 1-х классов по методике Н.Г.Лускановой. Результаты исследования в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Результаты диагностического исследования учебной мотивации учащихся 1А класса

ФИ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

У баллов

1

Дмитриенко Анна

+

27

2

Ларин Никита

+

26

3

Лебедев Захар

+

27

4

Малинин Егор

+

21

5

Старов Евгений

+

30

6

Стратов Дмитрий

+

27

7

Ферик Роман

+

28

8

Солодянкин Анатолий

+

28

9

Шинкарев Данил

+

21

Итого:

7

2

-

-

-

Семь испытуемых имеют первый уровень учебной мотивации. У таких детей высокий уровень учебной активности, развиты как социальные, так и познавательные мотивы учебной деятельности.

Двое испытуемых имеют второй уровень учебной мотивации. Данный уровень является средней нормой и характеризуется хорошей учебной активностью, а также равномерно развитыми познавательными и социальными мотивами учебной деятельности.

Никто из учащихся 1А класса не имеет 3,4, 5 уровней учебной мотивации.

В результате можно сказать, что большинство детей в классе имеют высокий уровень учебной мотивации (77,8%) и хороший уровень учебной мотивации (22,2%), что в принципе можно считать возрастной нормой, так как у первоклассников очень высок уровень социальных мотивов.

Рекомендации учителю:

1.Подкреплять и поддерживать имеющийся высокий уровень учебной мотивации посредством создания благоприятного микроклимата на учебных и внеклассных занятиях.

2.Развивать познавательные мотивы учебной деятельности.

3.В учебно-воспитательном процессе использовать методы положительного подкрепления деятельности учащихся.

4.Не устанавливать авторитарного отношения к учащимся.

Результаты диагностического исследования учебной мотивации учащихся 1А класса

1 - высокий уровень учебной мотивации;

2 - хороший уровень учебной мотивации (средняя норма);

3 - средний уровень учебной мотивации;

4 - низкий уровень учебной мотивации;

5 - негативное отношение к школе.

Таблица 2 - Результаты диагностического исследования учебной мотивации учащихся 1Б класса

ФИ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

У баллов

1

Бондаренко Анна

+

21

2

Гужавина Алена

+

24

3

Мановский Егор

+

19

4

Михайлов Евгений

+

27

5

Слоян Римма

+

18

6

Шадрина Арина

+

9

Итого:

1

2

2

-

1

Один испытуемый имеет первый уровень учебной мотивации. У таких детей высокий уровень учебной активности, а также хорошо развитые познавательные мотивы, что является очень хорошим показателем для ребенка 1 класса.

Двое испытуемых имеют второй уровень учебной мотивации. Данный уровень является средней нормой и характеризуется хорошей учебной активностью, а также равномерно развитыми познавательными и социальными мотивами учебной деятельности.

Двое испытуемых имеют третий уровень учебной мотивации. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Явное преобладание социальных мотивов над познавательными.

Четвертый уровень не имеет ни один из испытуемых данного класса.

Пятый уровень учебной мотивации имеет один испытуемый. Данный уровень свидетельствует о негативном отношении ребенка к школе, о возможном проявлении школьной дезадаптации. Для данного ребенка необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по формированию мотивов учебной деятельности.

В результате можно сказать, что только 50% учащихся имеют высокий и нормальный уровни учебной мотивации, что является достаточно низким показателем для учащихся 1Б класса, так как у детей, только что, поступивших в школу, должны быть хорошо развиты социальные мотивы учебной деятельности.

Результаты диагностического исследования учебной мотивации учащихся 1Б класса

1 - высокий уровень учебной мотивации;

2 - хороший уровень учебной мотивации (средняя норма);

3 - средний уровень учебной мотивации;

4 - низкий уровень учебной мотивации;

5 - негативное отношение к школе.

Рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации

Для повышения эффективности работы с детьми, имеющими низкий уровень учебной мотивации, необходимо:

- применение во время учебных занятий большого количества наглядного материала;

- применение методов положительного стимулирования учащихся;

- снижение частоты применения методов отрицательного стимулирования учащихся;

- придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);

- научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью;

- научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;

- вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;

- обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно - следственных связей;

- снижение значимости оценки.

Задание №3. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование в школе №165 проводится по следующим направлениям:

1) детей:

по вопросам школьной дезадаптации учащихся (проблемы обучения и поведения);

по особенностям психологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

профконсультирование учащихся старших классов;

семейное консультирование.

2) родителей: по вопросам взаимоотношений с ребенком и вопросам воспитания (обучения).

3) учителей:

Страницы: 1, 2, 3, 4