Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков
Анализ табличных данных показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%);
Высокая вероятность зависимости - 6 человек (30%);
Средняя вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Низкая вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Очень низкая вероятность зависимости - 4 человека (20%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.
Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для подростков являются:
1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. Высокая зависимость от никотина.
Следовательно, в программу деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков.
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по профилактике психоактивных веществ и зависимости от никотина
Цель программы: понизить уровень зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Задачи программы
1. Подобрать формы и методы профилактики зависимости подростков от алкоголизма, наркомании и табакокурения.
2. Понизить уровень зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения.
Содержание программы: «Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма»
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
1
|
Образ жизни и здоровье
|
Занятия
Основы психогигиены. Эмоции и чувства. Культура чувств и их проявление. Этика взаимоотношений. Аэробные упражнения и закаливающие процедуры как способ повышения настроения.
Мышечные «зажимы», возникающие при нервно-
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
|
|
эмоциональном напряжении, способы их устранения.
Свободный выбор как признак взросления.
Центры доверия и психологической помощи подросткам и возможности разрешения конфликтных ситуаций. Способы психологической защиты.
|
|
|
2
|
Профилактика табакокурения
|
Экономические, социальные и биологические последствия табакокурения. Сигареты и семейный бюджет.
Курение и социальная адаптация личности. Курение и экология квартиры.
Конкурс антирекламы табака
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
3
|
Профилактика употребления алкоголя
|
Социальные и биологические последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и невыпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домов и интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр.
Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя.
Негативные последствия «питейных» обычаев.
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
|
|
Антиреклама алкогольных напитков.
|
|
|
4
|
Профилактика наркомании и токсикомании
|
Экономические и социальные последствия наркомании. Факторы, редопределяющие антисоциальность больных наркоманией. Искажение семейных связей, детородной функции. Особенности развития наркомании и токсикомании в подростково-юношеском возрасте.
Последствия наркотизации подростков для общества. Биологические последствия приема наркотиков.
Особенности биологических последствий при приеме наркотиков подростками и молодыми людьми. Наркотические и токсикоманические вещества как средство порабощения личности. Инстинкт самосохранения. Борьба с наркоманией за рубежом.
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
|
Примечание. Описание занятий, проведенных со школьниками см. Приложение 2.
Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента. Направление нашей деятельности было направлено на понижение уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения
Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали снижению уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика.
Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
0
|
нет з
|
|
2
|
Азат А.
|
0
|
нет з
|
|
3
|
Данил В.
|
0
|
нет з
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
0
|
нет з
|
|
5
|
Денис К.
|
0
|
нет з
|
|
6
|
Радмила К.
|
0
|
нет з
|
|
7
|
Юлия К.
|
1
|
нет з
|
|
8
|
Гульфия И.
|
0
|
нет з
|
|
9
|
Салават И.
|
0
|
нет з
|
|
10
|
Тимур Т.
|
0
|
нет з
|
|
11
|
Кристина П.
|
0
|
нет з
|
|
12
|
Ринат Г.
|
1
|
нет з
|
|
13
|
Снежана Я
|
1
|
нет з
|
|
14
|
Асель Б.
|
1
|
нет з
|
|
15
|
Арман Н.
|
0
|
нет з
|
|
16
|
Лиина Д.
|
0
|
нет з
|
|
17
|
Нияз Д.
|
1
|
нет з
|
|
18
|
Рияз Д.
|
2
|
нет з
|
|
19
|
Руслан А.
|
1
|
нет з
|
|
20
|
Радик Б.
|
0
|
нет з
|
|
|
Полученные результаты подтвердили выводы констатирующего эксперимента о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.
Таблица 6 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
3
|
н
|
|
2
|
Азат А.
|
5
|
н
|
|
3
|
Данил В.
|
14
|
н
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
17
|
с
|
|
5
|
Денис К.
|
9
|
н
|
|
6
|
Радмила К.
|
4
|
н
|
|
7
|
Юлия К.
|
28
|
с
|
|
8
|
Гульфия И.
|
16
|
с
|
|
9
|
Салават И.
|
13
|
н
|
|
10
|
Тимур Т.
|
8
|
н
|
|
11
|
Кристина П.
|
4
|
н
|
|
12
|
Ринат Г.
|
16
|
с
|
|
13
|
Снежана Я
|
27
|
с
|
|
14
|
Асель Б.
|
6
|
н
|
|
15
|
Арман Н.
|
2
|
н
|
|
16
|
Лиина Д.
|
7
|
н
|
|
17
|
Нияз Д.
|
31
|
в
|
|
18
|
Рияз Д.
|
32
|
в
|
|
19
|
Руслан А.
|
14
|
н
|
|
20
|
Радик Б.
|
8
|
н
|
|
|
Проанализировав табличные данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что:
Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости - 13 человек (65%).
После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Таблица 7 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
1
|
он
|
|
2
|
Азат А.
|
0
|
он
|
|
3
|
Данил В.
|
4
|
н
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
5
|
с
|
|
5
|
Денис К.
|
0
|
он
|
|
6
|
Радмила К.
|
2
|
он
|
|
7
|
Юлия К.
|
8
|
в
|
|
8
|
Гульфия И.
|
5
|
с
|
|
9
|
Салават И.
|
4
|
н
|
|
10
|
Тимур Т.
|
3
|
н
|
|
11
|
Кристина П.
|
0
|
он
|
|
12
|
Ринат Г.
|
5
|
с
|
|
13
|
Снежана Я
|
4
|
н
|
|
14
|
Асель Б.
|
5
|
с
|
|
15
|
Арман Н.
|
0
|
он
|
|
16
|
Лиина Д.
|
2
|
он
|
|
17
|
Нияз Д.
|
3
|
н
|
|
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
18
|
Рияз Д.
|
7
|
в
|
|
19
|
Руслан А.
|
5
|
с
|
|
20
|
Радик Б.
|
3
|
н
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|