бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Деятельность как многомерная единица бесплатно рефераты

Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации - экстериоризации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта Психология. Словарь. Стр. 102./Под общ. ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990..

2.4 Деятельность и психические процессы

В деятельности…все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 436. / Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. . …Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр. 175./В. Г. Крысько. - Мн.: Харвест. 1999..

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человеку нужно представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Стр. 156./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенка объемными, близлежащими и удаленными предметами дает познание измерений предмета: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.

Воображение также связано с деятельностью. Только посредством опыта, практической деятельности человек в состоянии представить или вообразить что-либо. Воображение есть отражение опыта практической деятельности.

Память и ее два основные процесса - запоминание и воспроизведение непосредственно связано с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет деятельность, которая содержит действия и операции, направленную на подготовку материала к запоминанию - это структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами и т. п. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Причем воспроизведение деятельности облегчает процесс припоминания.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (т. н. «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность Немов Р.С. Психология. Кн.1. Стр. 157-158./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

3. Операционно-технические аспекты деятельности

Деятельность выступает как иерархически организованная, саморазвивающаяся, активная система взаимоотношений человека с окружающим миром, внутренняя регуляция которой осуществляется посредством сознания в соответствии со структурными взаимосвязями ее элементов Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. Стр.120-121./ А.М. Волков, Ю.В Микадзе, Г.Н. Солнцева. М.:Изд-во Московского Университета, 1987 г..Она состоит из нескольких неравновесных уровней, операционно-технических аспектов. Обычно в деятельности выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 83. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г..

3.1 Действия и цели

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.… Действие-это сознательное проявление активности человека Маклаков А.Г. Общая психология. Стр. 126 /Маклаков А.Г. СПб.: Питер. 2000..Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и удержания цели;

2. Действие-это одновременно и акт поведения… Основополагающий вывод теории деятельности - принцип неразрывности сознания и поведения.

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности) Маклаков А. Г. Общая психология. Стр. 126 /Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2000..

А.Н. Леонтьев считал действия основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей. Действием он называет процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели… Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность в трудовых действиях, учебная деятельность в учебных действиях и т.д Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 105./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977..Действие-это сложный элемент, который состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей. Вопрос о целеполагании - большая психологическая проблема. Осуществляющееся действие отвечает задаче; задача - это и есть цель, данная в определенных условиях. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев называет операциями Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 107./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977. .

Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение необходимо. Действия соотносимы целям, операции - условиям. Допустим, цель остается той же самой, условия изменяются; тогда меняется только операционный состав действия.

3.2 Операции

Следующий уровень структуры деятельности - операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 84. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г..Операция может состоять в зависимости от задачи из разнообразных действий, которые подразделяются на более частные, мелкие действия. Т. о., операция - это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действия, которые предполагают и сознаваемую цель и сознаваемый контроль за протеканием действий. Уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности; навыки становятся автоматическими в результате упражнений Маклаков А. Г. Общая психология. Стр. 126-128. /Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2000. .

3.3 Психофизиологические функции

Самый низкий уровень в структуре деятельности - психофизиологические функции. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности. Механизмы планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи - П.К. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа - своеобразной нейропсихологической модели Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 84-85. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г..

Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Т.к. человек-существо биосоциальное, протекание психических процессов неотделимо от физиологических процессов. Существует ряд возможностей, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям относятся: способности к ощущению, моторные способности, возможности фиксации следов прошлых воздействий, а также сюда относится ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы. Все эти механизмы и способности достаются человеку при его рождении, т.е. имеют генетическую обусловленность. Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки, средства деятельности. Например, мнемическая функция (способность к запоминанию) обеспечивает запоминание информации Маклаков А.Г. Общая психология. Стр. 128. /Маклаков А.Г. СПб.: Питер. 2000. .

Существует болезнь памяти (корсаковский синдром), заключающаяся в потере мнемической памяти - функции, при которой не запоминаются события, даже те которые случились несколько минут назад. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. Стр. 112-113. / Ю.Б. Гиппенрейнтер. - М.:ЧеРо, 1996..

3.4 Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают механизмы координационного управления двигательным актом (действием): рабочие точки объектов, рецепторы, сенсорный синтез, функционирование второй сигнальной системы, мышцы и др.

Деятельность человека осуществляется посредством действий и механизмов различных видов и уровней. К неосознаваемым механизмам сознательных действий можно отнести рефлекторные, инстинктивные, импульсивные действия. Рефлекторные действия вне инстинктивных не существуют: рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Стр. 445. / Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000.

Инстинктивные действия, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 447. / Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 .

В рамках неосознанных механизмов осознанное действие, например, движение человека, можно рассмотреть лишь физиологию двигательного аппарата. Физиологическая основа неосознанных механизмов заключается в изменении регулирования движений, которыми осуществляется действие, с высших центров на низшие.

Действия порождают мотивы, т.е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. Неосознаваемые мотивы представлены в сознании, но проявляются в особой форме - это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы. Еще одна из неосознаваемых форм мотивов - личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. Стр. 123-126./ Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1996..

Всякое сложное человеческое действие в процессе своего выполнения порождает новые, более сложные и лабильные автоматизмы. Автоматизация - это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе его движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности - умения, навыки, привычки Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 85./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

4. Основные виды деятельности

Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по разному признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов, именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 102./ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977. .

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 90./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г..

4.1 Игра

Игра - деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 91./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. . Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 482./ Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. . Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 486./ Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. . Определяющая сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности. В игре у ребенка формируются психологические процессы, основные психические функции и процессы. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка. Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс. Игра взрослого (шахматы, спортивные и другие игры) исходит из потребности и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Стр. 492./ Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. .

4.2 Учение

Учение - деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков Гамезо М.В. Атлас по психологии. Стр. 91./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г.. Учение следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания - уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества…Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Стр. 492./ Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. .

Целью учения является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она служит средством психологического развития индивида Немов Р.С. Психология. Кн.1. стр. 154./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Поскольку учение должно быть подготовкой к дальнейшей деятельности, естественно встает вопрос о взаимоотношении обучения и развития, об обучении как формирующем, т.е. образовательном, процессе Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 496./ Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. .

4.3 Труд

Труд - деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр.91./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

Труд в целом не психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения являются не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. Труд - сознательная, целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Труд - основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт, но и сам субъект в труде (развиваются способности человека, формируется его характер, установки, мировоззренческие принципы). Труд - это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. В трудовой деятельности все звенья подчинены ее итоговому результату - это придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. Труд является насущнейшей потребностью человека. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности… Труд - основной закон развития человека Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 472-475./ Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. .

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества Немов Р.С. Психология. Кн.1. стр. 154. / Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

5. Освоение деятельности

Основные структурные элементы деятельности - умения, навыки, привычки. Поэтому освоению деятельности в целом зависит от процесса формирования умений, навыков, привычек.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками Немов Р.С. Психология. Кн. 1. стр. 154-155./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

5.1 Умения

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 85./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какие-либо действия, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности Немов Р.С. Психология. Кн.1. Стр. 158-159./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

5.2 Навыки

Навыки - это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Это инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля, навыком можно назвать автоматизированный компонент действия. Автоматизированные действия и операций сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением Немов Р.С. Психология. Кн. 1. стр. 158-160./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Существуют такие навыки и умения, которые используются в различных видах деятельности, например:

двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т.д.;

В формировании навыка выделяют три этапа:

1.Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия.

2. Синтетический - объединение элементов в единое целостное действие.

3. Автоматизация - упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр.87-89./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

5.3 Привычки

Привычки - это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки) Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 90./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

Пути формирования привычек:

через подражание;

в результате многократного повторения действия;

через сознательные целенаправленные усилия Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 90./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. .

От умения и навыков привычка отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться Немов Р.С. Психология кн. 1. стр. 162./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Заключение

Деятельность действительно многомерная единица.

Многомерность данной категории можно объяснить сложностью объекта исследования, использованием различных подходов, схем анализа, приемов выделения структурных составляющих и их связей… Многозначность представлений о деятельности отражает общие закономерности развития психологической науки… Для современного этапа развития психологии характерно осознание важности построения целостного представления о деятельности, несмотря на многоаспектный характер деятельности (взаимосвязь субъекта и объекта, предмета, мотивов, целей, задач, результата и др.аспектов деятельности).

В виду многообразия проявлений, многомерности описания категории деятельности достаточно трудно воссоздать целостную картину деятельности в целом.

Рассмотрение деятельности именно как многомерной единицы является достаточно важным для студента, изучающего общую психологию; важным для меня, как будущего специалиста по социальной работе - многомерность, сложность данной категории, если можно так выразиться, является в некотором роде зародышем плюрализма в рассмотрении любых вопросов, явлений, проблем.

Возможно, знание содержания, структурных характеристик данной категории внесут элемент в последовательность, логику, эффективность технологий в решении социальных проблем, осознание социальных явлений и не только.

Литература

1. Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ./ А.М. Волков, Ю.В., Микадзе, Г.Н. Солнцева. М.: Изд-во Московского Университета, 1987 г.

2. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения/ Л.С. Выготский.

М.: Педагогика - Пресс. 1993 г.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии./ М.Б. Гамезо, Доношенко И.А.

Москва: Педагогическое общество России, 1999г.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций./

Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1996.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах/ Ж. Годфруа. 1-й том. М.: Мир. 1999.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах./В. Г. Крысько. - Мн.: Харвест. 1999.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977.

8. Маклаков А. Г. Общая психология./Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2000.

9. Немов Р.С. Психология. Кн.1./ Р.С. Немов. В 3-х книгах. М: Владос, 2000.

10. Пиаже Ж. Ж. Роль действия в формировании мышления./ «Вопросы психологии», 1995 г., №6.

11. Попов А.Л. Психология./ А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001.

12. Психология. Словарь./Под общ. Ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

13. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии./ Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000.

Страницы: 1, 2