Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь
Сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций в обществе. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.
На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий [Приложение 2. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?
В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.
Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория социальной работы: Курс лекций. Автор составитель. - Г.А. Качан - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 243с.
2. Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д, 2001. - 576с.
3. www.mail.ru//sokrat.info реферат «Девиантное поведение».
4. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. - М., 1985. - 121с.
5. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. - Мн.; Аверсэв, 2004. - 365с.
6. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры //Социология преступности. М., 1966.
7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс, 1989. №5. С.61.
8. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9. C. 94.
9. Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодёжи // Социс. 1990., №9. С. 90 - 91.
10. www.mail.ru//5ka реферат «Девиантное поведение»
11. Стариков Е. Маргиналы, или размышление на тему: «Что с нами про
исходит?» //Знамя. 1989. №10. С. 133.
12. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - 2005. - 400с.
13. Социальная работа: Учебное пособие //В.И. Курбатов [и др.]. - 5-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 480с.
14. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. - 528с.
15. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. Мн.: Совершенство, 1997. - 176с.
16. Социально-психологический коррекционный инструментарий /Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России.1993. 116с.
17. Фигдор Г. «Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу» (О возможностях психоаналитической педагогики в работе с трудными детьми) //Психологическая наука и образование 1998. С. 59 - 74.
18. Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000, №3. С.9.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.. 2001.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
21. Смит Н. Психология. Психология. Современные системы: история, постулаты, практика/ Н. Смит. СПб., 2007.
22. 12. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук / Минск,2005
23. Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А. Фурманов// История психологии в Беларуси. Минск: Тесей.2004. С.301-306
Приложение 1
Сводная таблица по анкетированию
Название вопроса
|
Вариант ответа
|
% соотношение по полу
|
|
|
|
Ж
|
М
|
|
Что вы понимаете под девиантным (отклоняющимся) поведением?
|
Агрессивное поведение
|
60
|
10
|
|
|
Употребление спиртных напитков
|
15
|
10
|
|
|
Употребление наркотических веществ
|
30
|
5
|
|
|
Хорошие взаимоотношения с родителями, учителями
|
5
|
|
|
|
Вредные привычки
|
15
|
20
|
|
|
Уход из дома
|
15
|
|
|
Что, по вашему мнению, способствует формированию девиантного поведения у подростков?
|
Отрицательный пример взрослых
|
35
|
35
|
|
|
Конфликтность в общении с родителями
|
55
|
10
|
|
|
Отсутствие интересов
|
30
|
20
|
|
|
Неумение занять себя
|
25
|
5
|
|
|
Негативное влияние друзей
|
25
|
|
|
|
Плохие взаимоотношения с учителями
|
35
|
40
|
|
Какие типичные черты характерны, с вашей точки зрения, для подростков с девиантным поведением?
|
Агрессивность
|
40
|
5
|
|
|
Грубость
|
50
|
5
|
|
|
Конфликтность
|
30
|
5
|
|
|
Демонстративность
|
5
|
10
|
|
|
Лживость
|
15
|
30
|
|
|
Жестокость
|
45
|
10
|
|
|
Замкнутость
|
20
|
5
|
|
Кто из членов семьи больше уделяет вам внимание?
|
Мать
|
45
|
20
|
|
|
Отец
|
|
5
|
|
|
Оба родителя
|
25
|
20
|
|
|
Бабушка
|
10
|
|
|
|
Никто
|
15
|
|
|
Какие взаимоотношения преобладают в вашей семье?
|
Дружелюбие
|
30
|
25
|
|
|
Согласие
|
15
|
15
|
|
|
Сотрудничество
|
20
|
5
|
|
|
Взаимоподдержка
|
20
|
5
|
|
|
Враждебность
|
5
|
|
|
|
Равнодушие
|
20
|
|
|
|
Холодность
|
5
|
5
|
|
Имеет ли место в вашей семье следующее?
|
Частое употребление спиртных напитков родителями
|
|
5
|
|
|
Постоянные ссоры, скандалы
|
25
|
15
|
|
|
Оскорбительные и бранные слова в ваш адрес
|
35
|
15
|
|
|
Длительное нахождение посторонних людей в вашем доме
|
10
|
10
|
|
|
Драки между членами семьи
|
10
|
|
|
|
Нет
|
15
|
10
|
|
Нравится ли вам учиться?
|
Да, но некоторые предметы даются не легко
|
25
|
10
|
|
|
Да, несмотря на то, что испытываю трудности при изучении отдельных предметов
|
30
|
25
|
|
|
Нет, но некоторые предметы даются легко
|
20
|
10
|
|
|
Нет
|
25
|
10
|
|
Вступаете ли в конфликт с учителями?
|
Да
|
10
|
10
|
|
|
Иногда
|
50
|
35
|
|
|
Нет
|
20
|
|
|
|
Часто
|
15
|
10
|
|
Что чаще всего является причиной этих конфликтов?
|
Непонимание и неприязнь
|
25
|
10
|
|
|
Несправедливое отношение со стороны учителя
|
60
|
15
|
|
|
Предвзятое отношение
|
5
|
20
|
|
|
Неуважительное отношение учителя
|
20
|
10
|
|
С кем вы предпочитаете проводить свое свободное время?
|
С семьёй
|
10
|
|
|
|
С компанией друзей
|
65
|
40
|
|
|
Один
|
25
|
15
|
|
Своё свободное время вы проводите?
|
Посещая увеселительные заведения
|
35
|
5
|
|
|
Читая художественную или периодическую литературу
|
20
|
|
|
|
Занимаясь спортом
|
15
|
10
|
|
|
Употребляя спиртные напитки
|
5
|
10
|
|
|
Просматривая видео
|
20
|
15
|
|
|
Ничего не делаете
|
20
|
15
|
|
|
Гуляю
|
5
|
|
|
Если вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого?
|
Хочется быть взрослым
|
|
|
|
|
Для храбрости
|
515
|
|
|
|
Стесняюсь отказаться
|
25
|
|
|
|
Праздность обстановки
|
45
|
20
|
|
|
За компанию
|
30
|
20
|
|
|
Для поднятия настроения
|
25
|
|
|
|
Для улучшения самочувствия
|
|
5
|
|
В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны с этим?
|
Да
|
70
|
10
|
|
|
Нет
|
30
|
25
|
|
|
Затрудняюсь ответить
|
|
15
|
|
Что связывает вас с вашей компанией?
|
Возможность быть раскованным, свободным
|
25
|
5
|
|
|
Общие взгляды на жизнь
|
45
|
25
|
|
|
Интерес к определённому делу
|
25
|
15
|
|
|
Отсутствие норм и правил, принятых у взрослых
|
|
10
|
|
|
Общность судьбы
|
10
|
5
|
|
Совершали ли вы какие-либо проступки, правонарушения?
|
Пропуск учебных занятий
|
50
|
30
|
|
|
Употребление спиртных напитков
|
30
|
10
|
|
|
Сквернословие
|
50
|
15
|
|
|
Воровство
|
5
|
|
|
|
Нанесение телесных повреждений другому лицу
|
5
|
|
|
Как вы считаете, должны ли в школе проводиться работы по профилактике девиантного поведения?
|
Да
|
75
|
35
|
|
|
Нет
|
10
|
10
|
|
|
Не знаю
|
10
|
10
|
|
В каких формах, по вашему мнению, должна проводиться данная профилактическая деятельность?
|
Лекции
|
30
|
10
|
|
|
Беседы
|
35
|
15
|
|
|
Распространение специальной литературы и видеофильмов
|
10
|
25
|
|
|
Тренинги
|
|
|
|
|
Индивидуальные консультации
|
35
|
5
|
|
|
Ролевые игры
|
10
|
|
|
|
Приложение 2
Теория девиации
Подход в объяснении девиации
|
Теория
|
Автор
|
Основная идея
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Биологический
|
Физические черты связаны с преступными наклонностями
|
Ломброзо
|
Физические особенности тела человека являются при чиной девиации
|
|
|
Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов
|
Шелдон
|
|
|
Психологический
|
Психоаналитическая теория
|
Фрейд
|
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию
|
|
Социологический
|
Аномия (рассогласование)
|
Дюркгейм
|
Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствии нарушения или отсутствия ясных социальных норм
|
|
|
Социальная дезорганизация
|
Шоу и Маккей
|
Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают и становятся противоречивыми
|
|
|
Аномия
|
Мертон
|
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения
|
|
|
Культорологические теории
|
Селлин,
Миллер, Сутерленд,
Клауорди,
Оулин
|
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой
|
|
|
Теория стигматизации (клеймения)
|
Беккер
|
Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп
|
|
|
Радикальная криминология
|
Турк,
Квинни,
Тэйлор,
Уолтон и Янг
|
Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества
|
|
|
Приложение 3
Частота сочетания форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков
Формы девиантного поведения
|
Типы особенностей характера
|
|
|
Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев)
|
Сочетаются часто (до 50%)
|
Сочетаются редко (до 20%)
|
Практически не сочетаются
|
|
Пьянство
|
Эксплозивный, неустойчивый
|
Эпилептоидный, истероидный, гипертимный
|
Психастенический, эмоционально-лабильный
|
Шизоидный, сенситивный, астенический
|
|
Правонарушения
|
Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый
|
Гипертим-ный, истероидный
|
Шизоидный, эмоционально-лабильный
|
психастенический, сенситивный, астенический
|
|
Бродяжничество
|
Эпилептоидный, гипертимный
|
Эксплозивный, шизоидный, истероидный
|
Неустойчивый
|
Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный
|
|
Сексуальные девиации
|
Эпилептоидный
|
Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный
|
Эмоционально-лабильный
|
Психастенический, сенситивный, астенический
|
|
Суицидальные намерения
|
Истероидный
|
Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный
|
Эпилептоидный, астенический, сенситивный
|
Шизоидный, психостенический, гипертимный
|
|
Суицидальные демонстрации
|
Истероидный, эксплозивный
|
Астенический, эмоционально-лабильный
|
Неустойчивый
|
Шизоидный, эпилептоидный,психастенический, сенситивный, гипертимный
|
|
Покушения на самоубийство и убийство
|
Шизоидный, сенситивный
|
Эпилептоидный, психастенический
|
Эксплозивный, эмоционально-лабильный
|
Астенический,гипертимный, неустойчивый, иистероидный
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|