бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь бесплатно рефераты

Бродяжничество сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Лица БОМЖ являются также разносчиками инфекционных заболеваний. Общество вынуждено тратить значительные средства ни их содержание в спецучреждениях, социальную помощь, медицинское обслуживание. Кроме того, бродяжничество наносит ущерб морально-психологический и самой личности. Причины бродяжничества можно разделить на объективные (потеря жилья, безработица, стихийные бедствия ит.д.) и субъективные (нежелание работать, завышенные требования, семейные неурядицы, уклонение от уголовной ответственности).

3) Вандализм, граффити. Вандализм - форма разрушительного поведения человека. Определяется как «бессмысленное уничтожение культурно-материальных ценностей». Сегодня говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. По данным исследований вандализм в основном мужской феномен Исследования не выявляют корреляционной связи между склонностью к вандализму у подростков и их принадлежностью к определенному социальному слою. Вместе с тем по результатам исследования большинство вандалов находятся в кризисной ситуации.

Граффити. В переводе с итальянского - нацарапанный, проводить линию, писать каракули. Сейчас обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, символ, сделанные любым способам на объектах общественной и частной собственности. В современном мире граффити является распространенной формой вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде.

4) Проституция. Вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении, или, систематическое (в виде промысла) вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни [1,141 - 144].

Исследования последних десятилетий (А.Е. Личко, 1983, А. А. Александров, 1981, В. В. Ковалёв, 1981, 1995 и др.) и клинические наблюдения позволили выявить определённую зависимость между ситуационно-личностными, и реакциями и основными формами девиантного поведения, с одной стороны, и типами особенностей (акцентуации) характера - с другой.

Поэтому больший интерес представляет взаимосвязь типов особенностей характера и форм девиантного поведения [5,89] (Таблица. Приложение 1.2).

ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

2.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам [6]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное [7, 61]. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся в 1990 году (возраст 14-17 лет, половина - девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % - токсические вещества. [9, 90 - 94] . Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок социальных отношений в обществе.

Нами было проведено исследование целью выявления причин девиантного поведения в молодёжной среде. В анкетировании приняло 30 респондентов в возрасте от 15 до 20 лет , 11юношей и 19 девушек. (Таблица. Приложение 2. 3).

В ходе анализа анкеты были получены следующие данные.

Под девиантным поведением понимают - агрессивное поведение, вредные привычки, употребление наркотических веществ. Способствует формированию девиантного поведения: конфликтность в общении с родителями, отрицательный пример взрослых, отсутствие интересов, плохие взаимоотношения с учителями. Типичными чертами характера являются: грубость, жестокость и агрессивность. Больше внимание уделяют мать и отец. В семье преобладает дружелюбие, сотрудничество и взаимоподдержка. В семье имеет место постоянные ссоры, скандалы, оскорбительные и бранные слова в адрес респондентов. Девушкам и юношам нравится учиться, несмотря на то, что испытывают трудности при изучении отдельных предметов. Респонденты иногда вступали в конфликт с учителями. Чаще всего причиной этих конфликтов является несправедливое отношение со стороны учителя. Своё свободное время проводят с компанией друзей. Своё свободное время респонденты проводят, посещая увеселительные заведения. Спиртные напитки употребляют из-за праздности обстановки, за компанию. Также огромное значение имеет компания друзей. С компанией связывают общие взгляды на жизнь. Имеет место в компании употребление спиртных напитков. Избавиться от вредных привычек и изменить взаимоотношения с родителями решило большинство респондентов. Девушки и юноши пропускали учебные занятия и сквернословили. В школе должны проводиться работы по профилактике девиантного поведения, так ответило большинство респондентов. Данная профилактическая работа должна проводиться следующих формах: лекции, беседы, индивидуальные консультации.

2.2 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у молодежи

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут, носит вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, пьянство способствует усилению преступности.

Общество всегда прилагало большие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения в целях сохранения порядка и поддержания стабильности и безопасности. Для этого использовались и используются технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, а также технологии социального контроля.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

1) Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

2) Информирование. Это направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

3) Активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

4) Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.

5) Организация здорового образа жизни.

6) Активизация личностных ресурсов. Активные занятия индивида спортом, его творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

7) Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Отличительной чертой современной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.

Социальный контроль - совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами. К субъектам, осуществляющим социальный контроль относят практически все социальные институты, однако особая роль принадлежи семье, школе, государству и его учреждениям (Инспекциям по делам несовершеннолетних, Комиссиям по делам несовершеннолетних, органам внутренних дел). Социальный контроль может быть формальным, т.е. осуществляется компетентными организациями и неформальным (неофициальный). Факторами, способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могут выступать: снижение репрессивных мер воздействия; создание эффективной системы превентивно-профилактических мер; повышение социокультурного и воспитательного уровня общества; контроль за СМИ; подготовка специалистов для работы с девиантами; методы и средства социального контроля должны быть адекватными конкретным видам девиантного поведения; создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями; совершенствование законодательной базы [1, 143 - 145].

Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля. Власть - форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия.

Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.

Так же социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей, регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что одни свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; другие говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека.

Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками.

Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени. Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Санкции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами потому, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля.

Можно выделить четыре типа санкций: 1. Формальные (позитивные санкции) - публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений. 2. Неформальные (позитивные санкции) - публичное одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава, почет. 3. Формальные (негативные санкции) - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами. 4. Неформальные (негативные санкции) - порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба. Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом - авторитарного режима.

Страницы: 1, 2, 3, 4