бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь бесплатно рефераты

Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Социальная сущность девиантного поведения

1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины

1.2 Виды и основные формы девиантного поведения молодежи

ГЛАВА 2. Подростковый возраст и его особенности

2.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

2.2 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков

Заключение

Список используемой литературы

ПриложениЕ 1

ПриложениЕ 2

ПриложениЕ 3

ВВЕДЕНИЕ

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее - презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?». Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля - бандитам убивать, ворам - воровать, интеллигентам - свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать».

Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель курсовой работы: изучить девиантное поведение у подростков, как проблему социальной работы в Республике Беларусь.

Задачи:

1) выявить причины девиантного поведения;

2) установить формы девиантного поведения;

3) описать предпосылки девиаций в подростковом возрасте;

4) разработать программу профилактики девиантного поведения.

Объект - социально-психологические причины девиантного поведения у подростков.

Предмет - девиантное поведение у подростков.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что профилактику

противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме девиантности школьников;

- определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватного поведения у старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательной работы с девиантными подростками.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы с девиантными детьми.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания специалистов по социальной работе.

Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой причине молодежи; расслоение общества на бедных и богатых; наличие в обществе безработных, лиц без определенного места жительства и др.; низкий уровень заработной платы и т.д.

Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушие общества ко многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения.

Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; негативное влияние СМИ; учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне.

Если рассматривать причины отклоняющегося поведения среди подростков, то в качестве причины можно рассматривать особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны: внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»; пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый; стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

Можно выделить также и группу биологических факторов, которые в той или иной мере могут выступать причинами девиаций. Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

а) генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, дефекты, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.

б) психофизиологические факторы. В последние время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

в) физиологические причины. Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка (да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.

Психологические факторы, связанные с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией, также могут рассматриваться в качестве причин отклоняющегося поведения. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Американский психолог Г. Кэплан своими исследованиями доказал, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Исследования показывают, что наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня - биологического, психологического и социального. В зависимости от того, какому из них в той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. В научной литературе выделяют три основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологические (антропологические) концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам). Согласно данной концепции - отклоняющееся поведение от принятых в обществе социальных норм связано с биологическим складом индивида. Значительную роль в развитии биологической концепции сыграла антропологическая школа уголовного права, основанная итальянским психиатром Чезаре Ломброза (1835-1909 гг.). Ч. Ломброзо обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением, ввел термин «врожденный преступник», которого можно определить по ряду анатомо-антропологических признаков: массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб.

В ХХ веке предпринимались новые попытки объяснять девиацию биологическими факторами. Так, У. Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения.

В 60-ые годы в результате генетических исследований (У.Пирс) ученые пришли к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию. Х. Айзенк (1970 г.) пришел к выводу, что экстроверты более склонны к нарушению поведения, чем интроверты, а это в свою очередь детерминировано на генетическом уровне.

Получили распространение разновидности биологической концепции: 1) теория наследственной предрасположенности к девиации (О. Ланге, О. Кинберг). Ее суть - поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это может быть характерным и для склонности к преступлению; 2) концепция конституциональной предрасположенности (Э. Кречмер).

В целом биологические концепции мало популярны в современном мире.

2. Социологические концепции. Исследования социологов конца ХIХ - начала ХХ веков (Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, М. Вебер и др.) выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Было доказано, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастает в периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного преступника» и указывало на социальные корни этого явления. Так, Дюркгейм считал, что нельзя представить общество без преступлений: оптимальный уровень дивиаций неизбежно присущ человеческому обществу. Необходимо заботиться не столько об искоренении девиаций, сколько о поддержании этого оптимального уровня, предупреждая его всплеск, рост различных форм девиантного поведения. Дюркгейм разработал теорию «аномии» (беззаконный, безнормный, неуправляемый), согласно которой распространение девиантного поведения, в решающей степени вызвано негативным, или амбивалентным отношением людей к официальным, узаконенным социальным нормам, а также отсутствием у них возможности, поступая в соответствии с этими нормами реализовать свои насущные потребности.

Лишенные идеала, смысла жизни люди оказываются подвержены стрессу, тревожности, что и приводит к разного рода отклонениям в поведении. Искажения в системе ценностей в большей степени ведут к разложению социальных институтов. Возникает двойная мораль, - при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом для разных целей и в разных ситуациях. Это проявляется сегодня в деятельности отдельных представителей власти, политиков и т.д.

В рамках социологического подхода выделяют:

1) интеракционистское направление (Г. Беккер, Э. Лемерт), согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки (стигмации, "клеймения") определенного поведения. Девиация обуславливается способностью влиятельных групп навязывать другим слоям определенные стандарты поведения;

2) структурный анализ, в рамках которого сложились следующие подходы к объяснению причин девиантного поведения: а) культурологическое, т.е. причина девиации конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры, так как индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные политические группы с несовпадающими ценностями; б) теория «социальной аномии» Р.Мертона. Девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институциолизированными средствами их достижения. (Так, не все могут в силу определенных социально-экономических причин получить высшее образование, престижную работу и т.д.).

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны; несоответствием требований жизни интересам данной личности- с другой стороны.

Психологические и психиатрические концепции (З. Фрейд, А. Адлер и др.) Согласно им девиация обуславливается личностными факторами: в частности, возможностями, овладеть наиболее значимыми для человека ролями и возможностями их выполнять; отношением самой личности к совершаемым ее нарушениям (зачастую это способ самозащиты); уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью; социальным статусом личности; чувствами и эмоциями негативного характера.

Помимо названных объективных причин появление девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций, которые и могут приводить к дефектам в поведении [1,137 - 141].

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями - они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. По теории Дюркгейма, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало.

Страницы: 1, 2, 3, 4