Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Приложение 2
Таблицы для методики «Цветовая социометрия»
Синий цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Жалеет себя,
часто обижается
на мелочи.
Мечтатель,
склонен к
фантазированию.
Миролюбивый,
печальный.
|
Нежелание
конфликта с этим
человеком.
Совместные игры,
интересы.
|
Привлекательны
интересы данного
лица. Дистанция в
межличностных
отношениях.
|
Почтительно-
негативное
отношение.
Внутреннее
состояние
беспокойства.
|
|
|
Желтый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Свободный от
комплексов,
оптимистичный,
кокетливый.
Предпочитает
перемены ради
перемен. Свои
фантазии
стремится
воплотить в жизнь.
|
Значимый человек,
авторитет, на
которого хочется
быть похожим.
Стремление быть
ближе к человеку.
Ощущение
приятного
возбуждения от
общения с ним.
|
Признание таланта
и особенных,
положительных
черт характера.
|
Зависть по
отношению к
заслугам данного
человека, и (или)
легко попадает под
его влияние,
увлекают его
интересные идеи.
|
|
|
Зеленый цвет
1
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Желание
самоутвердиться,
понравиться
окружающим.
Стремление к
реальному
удовлетворению
потребностей.
Склонность к
депрессии.
|
Ощущение
спокойствия,
расслабленности,
удовлетворенности от общения
с этим человеком.
|
Мечтательный
человек,
переоценивающий
значимость
отношения к себе
со стороны
окружающих.
|
Наличие страха,
который служит
причиной частого
уединения в
коллективе;
неоправданные
ожидания.
Энергичный.
|
|
|
Серый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества
|
Признание
достоинств
человека,
одновременно
недовольство
характерными
особенностями:
занудливостью,
мелочностью,
излишней опекой
|
Человек
незаурядный,
способный к
плодотворной
деятельности это
привлекает, но
отталкивает его
непостоянство,
изворотливость.
Слабость
контактов.
|
Угнетающе
действует на
окружающих.
Неискренний
человек. Часто его
поведение
демонстративное.
Тревожный,
ранимый
|
|
|
Черный цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки.
|
Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет.
|
Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева.
|
Действует
безрассудно,
отрицает
положительные
стороны
окружающих.
Высокая степень
агрессивности.
Эгоистичность.
Тревожность.
|
|
|
Оранжевый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий.
Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник.
|
Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам.
|
Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе.
Неопределенное отношение.
|
Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность.
|
|
|
Фиолетовый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к спокойствию,
пониманию со
стороны
окружающих.
Незащищен от
неблагоприятных
эмоциональных
влияний.
Неустойчивое
настроение.
|
Состояние,
близкое к
игнорированию
данного лица:
«Терплю, потому
что нуждаюсь».
|
Болтлив. Дает
множество
обещаний и не
выполняет их.
Часто является
причиной
страданий
ребенка.
|
Некритичное
отношение к себе
мешает адекватно
оценить
собственное
поведение.
|
|
|
Коричневый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Усталость,
наличие
множества
проблем,
переживание
обиды, огорчения,
попытка
разобраться в
себе.
Напряженность.
Стремление к
уединению.Часто
непонимание со
стороны
окружающих.
|
Немного
флегматичен.
Предпочитает
покой. Стремление
избавиться от
проблем, но
предпочитает
пассивно ждать,
чем активно
действовать.
|
Стремление к
четкому контролю
над собой, вплоть
до расписания
режима, плана
действия, но не
доводит начатое
дело до конца,
активное
стремление к
эмоциональной
разрядке.
|
Нетерпим к
окружающим.
Предъявляет
завышенную
требовательность
к людям, часто
проявляет злобу.
|
|
|
Сиреневый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление.
|
Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми.
|
Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей.
|
Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим.
|
|
|
Малиновый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление произвести впечатление на
окружающих.
Авторитарность в
социальных
отношениях.
|
Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.
|
Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы.
|
Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения».
|
|
|
Розовый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.
|
Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним.
|
Любит, чтобы им
восхищались.
«Нарциссизм»
|
Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими.
|
|
|
Красный цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности.
|
Олицетворение человека
действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка.
|
Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам.
|
Агрессивный, придирчивый, не признающий за
собой недостатков.
Авторитарен.
Хвастлив.
Стремление
любыми
средствами
|
|
|
Белый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение.
|
Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.
|
Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.
|
Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.
|
|
|
Приложение 3
Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений.
Протокол и инструкция
Возраст
|
Пол ребенка
|
Ребенок в семье по старшинству
|
Структура семьи (полная/неполная)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:
Шкала
5
|
абсолютно верно
|
|
4
|
скорее всего, это так
|
|
3
|
в некоторых случаях верно
|
|
2
|
не совсем верно
|
|
1
|
абсолютно неверно
|
|
|
Приложение 4
Вопросы анкеты
Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока кой причине.
Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его,
Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.
Я редко повышаю голос.
Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить.
Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
Я легко могу успокоить моего ребенка.
Чувства моего ребенка для меня загадка.
Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|