бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте бесплатно рефераты

Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте

35

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Игра как средство изучения особенностей детского общения……………...5

2. Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка…………………………………………………………………………….9

3. Исследование использования детского рисунка для изучения межличностных отношений в группе…………………………………………..27

3.1. Цель, задачи исследования. Характеристика групп испытуемых……………………………………………………………….27

3.2. Проведение исследования. Анализ результатов…………………..28

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...35

Введение

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - методы межличностных отношений в группе.

Цель курсовой работы - изучить методы межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

Задачи курсовой работы:

Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме использования детского рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе

Изучить преимущества и недостатки основных методов детской психологии, используемых для изучения межличностных отношений в группе.

Изучить преимущества и недостатки рисунка как метода исследования межличностных отношений в группе.

Сравнить эффективность основных методов.

Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация, экспериментальный.

1. Игра как средство изучения особенностей детского общения

Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одно-временно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаи-моотношениях.

В нашем опыте система игровых ситуаций была исполь-зована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, что фиксировалась система приемов, которыми лидер реальных взаимоотношений добивался лидерской позиции в игровом сюжете.

В классе, с которым работала автор в качестве предметника и классного руководителя со второго класса (это экспериментальная школа с предметным обучением в на-чальных классах), она руководила «Клубом любознатель-ных». На занятиях клуба использовались различные игро-вые формы: защита фантастических проектов, конкурс «киностудий» (показ тематических рисованных фильмов), импровизации на тему сказок и т. д.

Хоментаускас Г. Т. « Использование детских рисунков для исследования семейных отношений ». Вопросы психологии. 2006 г. № 1В начале обучения в четвертом классе были организо-ваны следующие игровые занятия. Все ученики распреде-лялись на группы по 4 - 6 человек. Каждая группа, полу-чив название сказки, должна была распределить роли и показать сказку, как угодно изменяя сюжет.

Вот как это происходило в группе, где находился один из универсальных лидеров класса Лева -- мальчик высоко-го интеллектуального развития, остроумный, обладающий великолепной реакцией. Эта группа для игры получила сказку «Красная Шапочка». Лева предложил сыграть эту сказку «наоборот». Предложение было встречено с энтузи-азмом: принцип «наоборот» десятилетним детям представляется очень оригинальным. Итак, Лева своим предложе-нием сразу обеспечил себе роль режиссера. Но он, оказы-вается, смотрел намного дальше, на несколько «ходов» вперед. «Пусть в сказке все будет наоборот. Пусть Крас-ной Шапочкой будет тот, кто абсолютно непохож на нее». Этим предложением он закрепил за собой и главную роль, так как изо всей группы (три мальчика, две девочки) именно он -- высокий мальчик спортивного вида -- менее всего походил на Красную Шапочку, и все единодушно вы-двинули его на главную роль. Далее, реализуя условие «наоборот», ему ничего не стоило навязать сюжет: жил-был бедный волк в лесу, который всего боялся. Он попал в капкан. Храбрая девочка Красная Шапочка спасает вол-ка и ведет его к своей бабушке, где он и поселяется сто-рожить избушку. Так сказку и сыграли.

В следующей серии игр автор не только распределила сказки, но и сама закрепила за всеми участниками роли, а также точно обозначила сцены, которые надо в сказке изобразить, предельно ограничив возможности их выбора самими детьми (в целях эксперимента).

Данной группе была дана сказка «Морозко», Леве -- роль собачки Жучки, назначена последовательность сцен: первая сцена «В избе», вторая сцена «В лесу», третья сце-на «Возвращение из леса».

Эта группа была вызвана первой для показа (в первой же серии проводилась жеребьевка групп). Все действующие лица заняли свои места и объяснили, что они делают: Дед сидит, читает газету, Падчерица подметает пол, Ма-чеха готовит обед, Дочка глядит в окно, Жучка караулит дом у двери.

Мачеха (энергичная девочка с быстрой, развитой речью) говорит: «Дед, пошли Падчерицу в лес, дрова кон-чились».

Дед -- мальчик интеллектуальный, начитанный, разви-тый, но с замедленной реакцией. Пока Дед поворачивал голову в сторону Мачехи, Жучка опередила его: «Тяв-тяв, Мачеха, в лесу холодно, у Падчерицы обуви нет, иди сама в лес».

Между Мачехой и Жучкой начинается бурный диалог, из которого Жучка выходит победительницей. По ее на-стоянию все идут в лес. В лесу их ждал Морозко -- такой же универсальный лидер класса, как и Лева. Но так как Жучка уже захватила инициативу в первом действии, сформировав у действующих лиц установку на себя как на лидера, то Морозко не сумел даже на главной роли перехватить эту инициативу. В финале по настоянию Жучки Морозко замораживает Мачеху и одаривает Падчерицу.

Так игровые ситуации позволили выявить особенности стратегии поведения лидеров в детском возрасте. Уже в этот период дети могут обеспечить себе лидерские пози-ции, овладев любой игровой ситуацией, где действуют та-кие средства самоутверждения: развитая речь, способность предвидеть реакции партнеров на несколько ходов впе-ред, быстрая реакция в диалоге.

Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свобод-ных ролевых играх. Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть даже специальный тест, который так и называется -- «Тест игры в куклы». Он проводится так.

В игровой комнате детского учреждения образуется ку-кольный дом. В реалистической обстановке, соответству-ющей убранству современной квартиры, располагаются куклы -- члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также вхо-дят куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и дру-гие. Куклы в различных сочетаниях предлагаются детям для игры. Часто им предлагаются игрушки, из которых мо-жет быть составлен двор в городе или деревенской мест-ности, обстановка спортивного зала или школьного клас-са. Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода дейст-вий. Один из вариантов этого эксперимента назван «кар-тина мира», и, действительно, после нескольких игровых сеансов создается достаточно глубокое и полное представ-ление о том, каким представляется окружающий мир иг-рающим детям.

Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол го-ворят различные монологи, в которых отражаются реаль-ные переживания детей. Вот некоторые примеры их вы-сказываний, которые зафиксированы психологами: «Я люб-лю свою младшую сестренку», «У меня никудышный брат», «Моя мама самая красивая!», «Моя мама хорошая, толь-ко нервная!», «Если бы мой брат никогда не родился», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама -- коро-лева!», «Моя мама -- баба-яга!».

Группа детского сада -- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликт-ные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представле-ний детей о нормах морали.

2. Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка.

Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:

1.Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, ребенок как бы сам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.

3. Рисуночные методики - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других, какие чувства он переживает.

4. Процесс рисования особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом действии. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуаций. Практическое использование рисуночных методик требует детального изучения опыта их применения и главное критического осмысливания принципов интерпретаций рисунков. Проблемой интерпретаций рисунков занимались У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман.

В различных рисуночных методиках: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего в величине. Анализируется также и процесс рисования: паузы, стирание, комментарии. Интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследования.

Если интерпретировать последовательность, то ребенок начинает рисовать с более значимого лица и заканчивает менее значимым. Пространственное изображение является показателем эмоциональной близости, отсутствие какого-либо члена говорит о стремлении избавится от эмоционально неприемлемого человека. Несоответствия отношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем факторами реальности. Изображение других больше себя, говорит о восприятии их доминантности. Рисование большим себя - чувство своей доминантности.

Значительное место в интерпретационных схемах отводится интерпретация особенностей нарисованных членов группы. Ее основой является работа К.Маховер. В определенной смысле человек идентифицируется с каждым человеком, которого рисует, поэтому значимые для него функции, конфликты, связанные с конкретными частями тела, проявляются при изображении не только себя, но и других людей. Особенности графических презентаций членов группы выражают чувство ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает.

Степанов утверждает, что предложенные К.Маховером категории интерпретации рисунка могут быть использованы в практике. Однако он подчеркивает, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диапазона.

Интерпретация особенностей фигур. Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления. Даже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум, взрослые как-то связаны с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности. Нечеткое изображение головы - показатель застенчивости, робости. Если голова изображена в последнюю очередь, возникает подозрение в существовании каких-то межличностных конфликтов.

Шея - орган символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, приклеенную к туловищу, потому что в их жизни еще не заняло прочного места та функция, которую на рисунке символизирует шея.

Плечи и их размеры - признак физический силы и потребности во власти. Чрезмерно крупные плечи отражает ощущение большой силы, маленькие - малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи - свидетельство чрезмерной тревожности.

Туловище - сосредоточение жизненных сил. Угловатое или квадратное - мужественность; слишком крупное - наличие неудовлетворительных, остроопазнаваемых потребностей; ненормально маленькое - симптом униженности. Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности своим внешним видом, отношением с друзьями. Подчеркнутый подбородок - потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

Уши - орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые встречаются на рисунках у детей, склонных к слуховой галлюцинации, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или их отсутствие указывает на стремление ребенка не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные, свидетельствует о сильном стремлении избегать неприятных, визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - о тревожности, беспокойстве, потребности в защите. Лицо с глазами «точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражает потребность в зависимости.

Рот - символ агрессивности. Особый знак агрессивности - четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского - вынужденная приветливость, неадекватное чувство. Персонаж вообще без рта или со ртом «точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей. Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной. Конечности - руки и ноги - появляются на рисунке ребенка достаточно рано в виде палочек или сосисок. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным обнаружить в рисунке просто: у человека появляются кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно 5. Если пальцев больше, чем 5 то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке - то в сфере семейных отношений, если на правой руке - то за пределами семьи: в саду, во дворе), если меньше - то более слабым чем окружающие.

Руки изображены длинными и мускулистыми - значит, ребенок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях, очень короткие - об ограниченности стремлений, изображенные близко к телу - о напряжении, руки за спиной или в карманах - о чувстве вины, неуверенности в себе, неясно очерченные руки - о недостатке уверенности в себе, широкий размах рук - об интенсивном стремлении к действию. Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу в себе, непропорционально длинные ноги - сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног - тем тверже ощущение надежности. Если рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.

Видимые нарушения пропорций между правой и левой сторонами свидетельствует об отсутствии личного равновесия. Искажения имеющиеся на правой стороне изображенного человека отражают проблемы взаимоотношений социальных норм с теми людьми, которые их воплощают для ребенка. Искажения на левой стороне изображенного человека отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Анализ особенности нарисованных фигур при проведении методик «Рисунок семьи», «Рисунок группы» в целом совпадает с интерпретацией, описанной относительно отдельной человеческой фигуры. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисованием, что отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации.

Страницы: 1, 2, 3