бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детские страхи у детей младшего возраста - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности ; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного ; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6–7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха–это собственно страх как воспринима- емая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте– это страх “ быть не тем ”, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха“ быть не тем ”являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т. е. обо всём том, что объединено в понятие“ совесть ”, которое является центральным психологическим образованием данного возраста. И, так, первый раз в 1 класс.

Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров… И вот, наконец, долгожданный день наступил–ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу–серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать–внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо– он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет –интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слиш- ком сложная. Второй попытки не будет и т. д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных оши- бок (“Вдруг будет неправильно”), а иногда из-за бояз- ни критики или насмешек со стороны учителей, роди –телей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким обра - зом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.

    Контрольная работа.

Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хоро- шие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контроль- ной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Конт-рольные–это типичный случай запугивания себя, ког- да в голове постоянно крутятся мысли типа : “Я недос таточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку”. Волнение от этого усиливает - ся, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запуги- вания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

    Упражнение.

Как избавиться от страха перед контрольной работой. ( Возраст : 8 –10 лет ) Глубоко вдохни и выдохни.

2. Скажи себе : “Я постараюсь сделать это как можно лучше”. 3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время конт- рольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хоро шо вдохни и выдохни напряжение. Учитель не может гарантировать, что ученик полу –чит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.

Дети, которые не приобрели до школы необходимо-го опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испыты- вают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это проис ходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка- не просто оцен- ка конкретного результата деятельности. Она субъекти вно воспринимается ребёнком как оценка всей его лич ности.

“Ты плохой, потому что ты плохо учишься”, - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой выз ван конфликтом со сверстниками, боязнью проявле - ний физической агрессии с их стороны. Чаще всего по- добные страхи с возрастом меняют свой характер, иног да исчезают совсем. Но, принимая длительный харак–тер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспо- собность справиться со своими чувствами, контролиро вать их.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности : “боязнь быть не тем”, страх сделать ошибку, боязнь получить пло- хую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психоло- гического комфорта, радости учения, но и способст– вуют развитию детских неврозов.

    Преодоление страха и тревожности у детей.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооцен-ки и представления о себе, забота о“личностном росте” человека.

Для преодоления школьной тревожности у учащих- ся 1 класса, необходимо : Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Развить и обогатить оперативные навыки повед –ния, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся спосо- бов реализации мотива, чтобы дети могли свобод-но выбрать продуктивные формы. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях. Для снятия тревожности у младших школьников существыют целые комплексы приёмов, упражн-ний. Однако центральную роль играют 2 метода.

Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету. Метод “отреагирования” страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации “в очень страшную, страшилищную школу”, где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все“пугающие” моменты должны быть доведены до крайней степени (“так чтобы зрителям было очень страшно”). Кроме того, можно применять приёмы “рисование страхов”, “рассказы о страхах”, причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряют ся попытки юмористического, карикатурного изо- бражения ситуации. Работая с тревожными детьми, используются специ- альные оценки : максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновремен но предельно сужается и конкретизируется сфера дейст вия оценочного суждения ( оценивается не вся деятель- ность сразу, а её отдельные элементы, особенно успеш- ные. ) При этом большое внимание уделяется поддержа нию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимос ти от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу–к любому результа ту, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать ишуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребён ка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приё- ма“Школа клоунов”. Детям читают отрывки из книги Э. Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для“Школы клоунов” будет выполнят-ся, и оно включается в ход “учебных”игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относи- тельность рамок“хорошо-плохо”, а с другой –помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начи нают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам. Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной“не- полноценностью”. Для развития указанных мотивов следует использо вать ряд специальных приёмов. Один из них“Я не могу- я могу- я сумею”. Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выпол–нить другого ребёнка, который знает меньше и не мо- жет справиться с заданием, и изобразить такого ребён- ка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произ носят“волшебное заклинание” : “Я не могу…”- и каж- дый по очереди говорит, чем ему трудно это задание ; “Я могу…” – дети по очереди говорят что они могут сделать ; “Я сумею…”- каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не ком ментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других. Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессив ность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Это приём можно приме– нять в зависимости от условий. Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные мето- ды и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при соз-дании благоприятных условий семье и школе, где хоро шие отношения будут поддерживать ребёнка.

    Выявление страхов у детей.

2. 1 Методика выявления страхов у детей с помо – щью рисования страхов. Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увле- чения детей, особенности их темперамента, пережива ний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы : “В школе”, “На улице, во дворе”, “Семья”, “Что мне снится страш ное или чего я боюсь днём”, “Что было со мной самое плохое или самое хорошее”, “Кем я хочу стать”. Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисова нию дома, за месяц до этого, детей попросила принес–ти свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисо вали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т. д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы. Анализ рисунков.

    Рисунки на тему “В школе”

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.

    Таблица N1.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    В центре внимания
    Мало друзей среди
    Нет друзей среди
    сам ученик
    сверстников
    сверстников
    20%
    45%
    35%

В рисунках на тему “В школе”самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает прблемы взаимопони– мания со сверстниками. То же самое относится к рисун кам на тему “На улице, во дворе”. Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруд- нения в приобретении дружеских, устойчивых контак- тов и чрезмерную опёку в семье.

    Рисунки на тему “Семья”.
    Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
    Таблица N2.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Ребёнок между
    Ребёнок ближе к
    родителями
    маме или к папе
    35%
    65%

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребён ка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”. Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каж дый ребёнок должен выбрать его сам.

    Таблица N3.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Не нарисовали
    Нарисовали
    страх
    страх
    30%
    70%

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Дру- гие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ; остаётся меньше недоказанного, неяс ного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффек тивно-травмирующее звучание страха и психике ребён ка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова–ние происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему “Самое хорошее или самое плохое” Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Таблица N4.

    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Хорошие, радостные
    Неприятные
    эпизоды
    события
    80%
    20%

Большинство детей предпочитают отображать в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.

Преобладание в рисунка серых тонов и доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера–достности, пониженный тон настроения, большое коли чество страхов, с которымы не может справиться ребё- нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб–ность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо- вок, показывают уверенность и решительность. Повы шенная возбудимость и особенно гиперактивность на- ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможен– ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности. Следующий этап рисования-направленное устране- ние всех страхов, которым подвержен ребёнок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня-ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изоб- разить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

    Таблица N4.
    Страхи, которым подвержен ребёнок.
    Ф. И
    Темнота
    Сказочные
    Кровь
    Стихии
    Врач
    транспорт
    Животные
    персонажи
    Ваня С.
    +
    +
    +
    +
    Таня М.
    +
    +
    Оля П.
    +
    +
    Катя И.
    +
    Олег Р.
    +
    +
    Саша К.
    +
    +
    Рома Т.
    +
    +
    Инга М.
    +
    +
    +
    Руслан Г.
    +
    +
    +
    +
    Илья П.
    +
    +
    Мирослав
    +
    Витя Н.
    +
    Саша Л.
    +
    +
    +
    Света М.
    +
    +
    +
    Олег Б.
    +
    Юра Б.
    +
    Таня Б.
    +
    Люда К.
    +
    Марина Т.
    +
    Юля Ч.
    +
    Исходя из данных таблицы составляется график
    страхов детей.
    Х
    70%
    65%
    60%
    55%
    50%
    45%
    40%
    35%
    30%
    25%
    20%
    15%
    10%
    5%
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    У
    Условные обозначения :
    Х- % количество детей, которые подвержены страхам.
    У- страхи, которым подвержен ребёнок.
    темнота
    сказочные персонажи
    кровь
    стихии
    врач
    транспорт
    животные

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвер жены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

2. 2. Методика выявления страхов удетей с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Тестирование проводится после окончания 1 четвер ти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью. Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах : для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисун - ков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания : 1. Игра с младшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка : весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами”.

2. Ребёнок и мать смладенцем. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом”.

3. Объект агрессии. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 4. Одевание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) одевается”.

5. Игра со старшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) играет со старшими детьми”.

6. Укладывание спать в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) идёт спать”.

7. Умывание... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) в ванной”.

8. Выговор... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 9. Игнорирование... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 10. Агрессивное нападение... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 11. Собирание игрушек... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) убирает игрушки”.

12. Изоляция... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? ” 13. Ребёнок с родителями... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) со своими мамой и папой”.

14. Еда в одиночестве... “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) ест”.

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказы- вания каждого ребёнка можно зафиксировать в специ- альном протоколе.

    Протокол выявления тревожности у детей.
    Имя : Роман Возраст: 7 лет Дата : 15. 10. 99.
    Рисунок
    Высказывание
    Выбор
    Весёлое
    Печальное
    лицо
    лицо
    1. Игра с младшими
    Мальчику надоело играть
    +
    детьми
    2. Ребёнок и мать
    Я люблю гулять с мамой
    +
    с младенцем.
    3. Объект агрессии
    Хочется ударить его стулом
    +
    4. Одевание
    Я люблю одеваться на прогулку
    +
    5. Игра со старшими
    Мама играет с ребёнком
    +
    детьми
    6. Укладывание спать
    Когда иду спать, беру игрушку
    +
    в одиночестве
    7. Умывание
    Потому что он умывается
    +
    8. Выговор
    Мама его ругает
    +
    9. Игнорирование
    Потому что тут малыш
    +
    10. Агрессивность
    Кто-то отбирает игрушку
    +
    11. Собирание
    Мама заставляет его собирать
    +
    игрушек
    игрушки
    12. Изоляция
    Дети не хотят с ним играть
    +
    13. Ребёнок
    Родители играют с ним
    +
    с родителями
    14. Еда в одиночестве
    Пьёт чай, я тоже люблю пить чай
    +
    В тестировании принимали участие 15 человек.
    Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И. Т. ), который равен процентно му отношению числа эмоционально негативных выбо ров (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

    Число эмоционально негативных выборов
    ИТ=
    14
    100%

Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисля- ется индекс тревожности каждого ребёнка.

    Ф. И
    Вычисление ИТ
    ИТ(%)
    Роман Т.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%
    Катя И.
    ИТ= 3 : 14*100%
    ИТ=21, 4%
    Ваня С.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Руслан Г.
    ИТ= 10 : 14*100%
    ИТ=71, 4%
    Юрий В.
    ИТ= 2 : 14*100%
    ИТ=14, 2%
    Таня М.
    ИТ= 4 : 14*100%
    ИТ=28, 5%
    Илья П.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Мирослав Я.
    ИТ= 5 : 14*100%
    ИТ=35, 7%
    Марина Т.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%
    Инга М.
    ИТ= 4 : 14*100%
    ИТ=28, 5%
    Юля Д.
    ИТ= 7: 14*100%
    ИТ=50%
    Витя Н.
    ИТ= 1 : 14*100%
    ИТ=7, 1%
    Саша К.
    ИТ= 2 : 14*100%
    ИТ=14, 2%
    Света М.
    ИТ= 3 : 14*100%
    ИТ=21, 4%
    Олег Б.
    ИТ= 6 : 14*100%
    ИТ=42, 8%

На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей.

    Х
    71, 4%
    А
    50%
    Б
    42, 8%
    35, 7%
    28, 5%
    21, 4%
    В
    14, 2%
    7, 1%
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    У
    Условные обозначения :
    У-количество учавствовавших детей.
    Х-индекс тревожности ребёнка.
    А-дети, обладающие высоким уровнем тревожности.
    Б-дети, обладающие средним уровнем тревожности.
    В-дети, обладающие низким уровнем тревожности.

В зависимости от индекса тревожности все дети под разделяются на три группы : А) Высокий уровень тревожности.

    (индекс тревожности выше 50%)
    Б) Средний уровень тревожности.
    (индекс тревожности от 20 до 50 %)
    В) Низкий уровень тревожности.
    (индекс тревожности от 0 до 20%)

Таким образом : из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высо- ким уровнем тревожности, 6 человек со средним уров- нем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревож- ности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, си–туации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного ис– следования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учеб- ной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни- каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают нас- тоящей школьной фобией.

Исследавания, которые были проведены показали, что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспе ху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувст–вительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами ре- шить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, осо- бенно первых месяцев учёбы. Однако, после адапта–ционного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмо- циональное самочувствие стабилизируется. Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, уп- ражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком клас- се, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Вайзман Н. “Реабилитационная педагогика” - М. ,
    г.
    2. Изард К. “Эмоции человека” - М. , 1980 г.
    3. Левис Ш. , Левис Ш. “Ребёнок и стресс” –С-П. ,
    г.
    4. Макарова Е. Г. “Преодолеть страх или искусство
    терапия” – М. , “Школа-Пресс”, 1996 г.
    5. Овчарова Р. В. “Практическая психология” - М. ,
    Т. Ц. “Сфера”, 1996 г.
    6. Чистякова М. , “Психогимнастика”
    7. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.
    1989 г, -N 4.
    Приложение к курсовой работе

Страницы: 1, 2