бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детская психика - (реферат) бесплатно рефераты

p>Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел. )

    24%
    Авторские сказки (Западные и отечественные авторы):
    Золушка – 4 чел.
    Белоснежка – 3 чел.

Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел. )

    14%
    10%
    17%
    Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино):
    Волк – 2 чел.
    Джери – 4 чел.
    Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел. )
    7%
    14%
    14%
    6. Амплуа артиста цирка
    Клоун – 15 чел.
    52%
    Акробат – 2 чел.
    7%
    Гимнастка – 3 чел.
    10%
    Фокусник – 3 чел.
    10%
    Обезьяна – 2 чел.
    7%
    Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел. )
    7%
    Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел. )
    7%

Из сгруппированных данных представленных в табл. III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят.

При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).

При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили –пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это свидетельство возрастных предпочтений.

При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%). Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ клоуна, а также о“недоигранности” этих детей. Анализ и интерпретация результатов по анкете “Мнение о себе” (выборка 25 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см. анкета приложение1 . ) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

    Табл. IV.
    Вопрос анкеты
    Обощение данных по значимому признаку
    Процентное содержание фактора
    1. Что хорошего было у меня в прошлом

А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.

    54%

Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности. 27%

    В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего.
    19%
    2. Мои приятные воспоминания

А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями. 32%

    Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме
    41%
    В) Просто положительные эмоции
    14%
    Г) Отрицательные ответы
    13%
    3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом
    А) Ответы связанные с анамнезом прямо
    17%
    Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом:
    - физические наказания, травмы, страх
    14%
    - голод
    10%
    В) Боязнь лечения, больницы
    18%
    Г) Падения вниз
    14%
    Д) Отрицательные ответы
    27%
    4. Чего я боюсь в будущем
    А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы
    27%
    Б) Страх гибели, смерти, войны
    36%
    В) Страх приобщения к пагубным пристастиям
    10%
    Г) Негативная жизненная перспектива
    14%
    Д) Отрицательные ответы
    13%

Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание. Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего, —то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.

Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции детей, воспитывающихся вне семьи.

Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим работникам. Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

    1. Формирование навыков общения;

2. Гармонизация отношений ребенка в “семье” (месте постоянного проживания) и со сверстниками; 3. Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

4 . Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной. Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются следующие задачи педагогической психокоррекции:

1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере; 2. Коррекция среды, т. е. исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта неадекватного поведения; 3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-“семье”, на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;

4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития;

5. Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых психокоррекционных занятий совместно с детьми и их педагогами(воспитателями);

6. Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности, внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога. Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным психокоррекционным методикам;

7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением. Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах. Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров, детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).

    Общие выводы.

1. Становление самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи проходит в своём развитии некоторые стадии не свойственные домашнему ребёнку: А) Факторы сенсорной и социальной депривации;

    Б) Фактор раннего разрыва с семьёй (нуклеарной группой);
    В) Фактор воспитания в учреждении интернатного типа.

2. Особенности становления самосознания формирует “среда обитания” (условия проживания в детском доме). 3. Эмпирические исследования показали, что:

А) Различия в показателях составляющих самооценки (методика Дембо-Рубинштейн) ребёнка-сироты, являются случайными (недифференцированными). Поэтому мы считаем самооценку целостной (нераздробленной).

Б) Интегрирующая составляющая самосознания – “Я-концепция” в первую очередь зависит от ожидаемой оценки окружающих (“Рефлексивное Я”), затем от их реальной оценки (“Другие оценивают меня”) и собственной оценки других (“Я оцениваю других”) - (методика референтометрия) и лишь в заключение от самооценки. В) Связь между перечисленными составляющими самосознания (см. пункт Б) статистически значима и является положительной.

Г) Принцип семейного комплектования (место постоянного проживания) и принцип половой принадлежности несколько значимее для детей-сирот, чем возрастной принцип и общеколлективный (детдомовский).

Д) Анализ проективных методов выявил адекватную поло-возрастную идентификацию, некоторую инфантильность и особую значимость тяжёлого анамнеза. Составляющие“Я образа” фактически недифференцированы. 4. Комплекс индивидуально-личностных особенностей детей-сирот, с одной стороны, и фактор проживания в условиях детского дома с другой, на наш взгляд, способствует развитию особого социального типа личности.

5. Исходя из данных особенностей становления самосознания у детей-сирот, возможна выработка практических рекомендаций (коррекционных программ) индивидуального и группового характера.

    Заключение.

Анализ эмпирических данных благодаря которым мы выявили некоторые особенности становления самосознания у детей-сирот приводит к очень простой мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, является отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и звучит как трюизм, но обойти или отмахнуться от него просто невозможно. Дети, воспитывающиеся вне семьи –явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности, оформившийся в отдельный институт. Дети, выходящие из стен детских домов, естественно, отличаются от домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным складом личности, сознания и самосознания.

В данной работе мы попытались отразить некоторые особенности становления самосознания детей-сирот и влияния на них среды обитания. Конечно, исследование осветило лишь отдельный, частный факт из числа множества подобных, но всё-таки как нам кажется результаты, полученные в ходе проведённой работы, довольно значимы как для самих детей, так и для людей их окружающих. Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.

    Список литературы:

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р. Р. и С. А. Римских. , М. ,1997.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М. , 1948. 3. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание, 1953, № 2.

4. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1—4 классов учебной деятельности. — Вопр. психлогии. 1968, № 3. 5. Антонян Ю. М. , Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. — В кн. : Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М. ,1981. 5а. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. , М. ,1995.

    6. Бехтерев В. М. Сознание и его границы. 1888.

7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. , 1982. 8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии. —1979. —№ 2, 4. 9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968. 10. Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения. Вопр. психологии , 1972, № 5.

    11. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. , 1967.

12. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3. Самосознание. ) – Вопр. психологии, 1990, №6, с. 121-133. 13. Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. —В кн. : Клинические и организационные основы реабилитации психических больных. Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М. ,1980.

14. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. , 1956. 15. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. —В кн. : Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. , 1982.

16. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. сочинений.

    Т. 3. М. : Педагогика, 1983. С. 5—328.

17. Выготский Л. С. Конкретная психология человека - Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 1. С. 52—65.

18. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 376—385.

19. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М. : Педагогика. 1982. С. 43—62. 20. Выготский Д. С. Младенческий возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 269—317.

21. Выготский Д. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. С. 5— 361.

22. Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М. : Педагогика,

    1982. С. 109—131.

23. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 5—242.

24. Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 340—367.

25. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. сочинений.

    Т. 1. ,М. : Педагогика. С. 78—98.
    26. Герцен А. И. Былое и думы. Л. , 1978.

27. Гордеева О. В. Представления Л. С. Выготского о самосознании и марксизм. – Психол. журн. ,1996, т. 17, №5, с. 31-41. 28. Грибанова Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте. – Дефектология , 1994, №3, с. 10-16.

    29. Джемс У. Психология. Спб. , 1906.
    30. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М. , 1977.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19