бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детская психика - (реферат) бесплатно рефераты

p>Данный критерий позволяет установить, что величины показателей самооценки (табл. 1. 1. приложения1) от показателя к показателю изменяются. Проранжируем полученные по десяти показателям самооценки каждым испытуемым (см. табл. 1. 1. приложения1).

Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 55. Расчётная общая сумма рангов в критерии определяется по формуле: ,

    где n – количество испытуемых;
    c – количество условий измерения (замеров).
    В данном случае,
    (см. табл. 1. 1. )
    Общая эмпирическая сумма рангов составляет:

152, 5+117+130, 5+136, 5+149+146, 5+177, 5+169, 5+155, 5+150, 5=1485, что совпадает с расчётной величиной.

    Сформулируем гипотезы:

: Различия в показателях самооценки, при каждом из 10 измерений, являются случайными.

: Различия в показателях самооценки, при каждом из 10 измерений, не являются случайными.

Теперь нам нужно определить эмпирическое значение по формуле: ,

    где с - количество условий;
    n – количество испытуемых;
    - суммы рангов по каждому из условий.
    Определим для данного случая:

Поскольку в данном примере рассматривается десять измерений, то есть10 условий, с =10. Количество испытуемых n = 27. Это заставляет нас использовать критические значения, поскольку при больших n имеет распределение, сходное с распределением, а существующие таблицы предназначены только для . Количество степеней свободы определим по формуле: ,

    где с – количество условий.

По специальной таблице критических значений (70) определяем критические значения критерия при данном числе степеней свободы .

    Для :
    принимается.

Ответ: принимается. Различия в показателях самооценки при каждом из десяти измерений являются случайными.

Это даёт нам право утверждать, что математические операции с усреднённым значением по самооценке вполне правомерны.

Следующим этапом в нашем исследовании стало сопоставление составляющих самосознания, по, которые мы интегрировали в показатель “Я-концепции”. Для этой цели применяем уже знакомый нам критерий Фридмана. Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим (Я оцениваю других, Другие оценивают меня, Рефлексивное Я, Самооценка) каждым испытуемым (см. табл. 3 приложения1).

Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10. Определяем расчётную общую сумму рангов:

    Эмпирическая сумма составляет:

72+73, 5+79+45, 5=270 , что совпадает с расчётной величиной.

    Сформулируем гипотезы:

: Различия в значениях каждой из четырёх составляющих самосознания в исследовании являются случайными.

: Различия в значениях каждой из четырёх составляющих самосознания в исследовании не являются случайными.

Теперь нам нужно определить эмпирическое значение по формуле: с = 4

    n = 27
    Для
    14, 944 >11, 345 Различия достоверны.
    отклоняется. Принимается .

Ответ: отклоняется. Принимается . Различия в значениях каждой из четырёх составляющих самосознания в исследовании не случайны (при).

    Из этого вывода следует, что полученная закономерность:

Ожидаемая оценка окружающих (“Рефлексивное Я”) имеет самую высокую значимость ( по десятибалльной шкале). “Другие оценивают меня” – несколько ниже из 10.

    “Я оцениваю других”, ещё ниже из 10.

Величина “Самооценки” самая низкая из представленного ряда из 10. Данная статистическая закономерность значима и достоверна в 99% случаев. Чтобы выяснить насколько тесной будет связь между итоговым интегральным значением исследования (“Я-концепция”) и каждой из четырёх её составляющих, применим коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.

Порядок сравнения выберем соответствующий расположению данных в табл. 3. Сначала сравним показатели: “Я-концепция” и “Я оцениваю других”. Сформулируем гипотезы:

: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Я оцениваю других” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Я оцениваю других” статистически значимо отличается от нуля. Далее нам необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по 2-ум признакам, и возвести эти разности в квадрат. Произведём все необходимые расчёты в таблице (см. табл. 3. 1. приложения). Для удобства расчёта разместим испытуемых в первом (более значимом) столбце в порядке возрастания ранговых значений (ряд А). Во втором ряду значения располагаются в соответствии с полученным по показателю ранга (ряд В). Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчётом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые рангии:

где, а – объём каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А. b - объём каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду B. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.

В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b = 2; 2; 2; 2; 2.

    Для подсчёта эмпирического значения используем формулу:
    ,
    где - сумма квадратов разностей между рангами;
    - поправки на одинаковые ранги;
    N – количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.

По специальной табл. (70) определяем критическое значение , при N=27.

    отклоняется. Принимается .

Ответ: отклоняется. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Я оцениваю других” статистически значимаи является положительной. Следующей сравниваемой парой значений станут показатели “Я-концепция” и “Другие оценивают меня”. Сформулируем гипотезы:

: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм расчёта аналогичен предыдущему. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 2 приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.

В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b = 2; 2; 2; 2; 4.

    В данном случае:

По специальной табл. (70) определяем критическое значение , при N=27.

    отклоняется. Принимается .

Ответ: отвергается. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” статистически значимаи является положительной. Третья сравниваемая пара значений “Я-концепция” и “Рефлексивное Я” Сформулируем гипотезы:

: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм расчёта аналогичен двум предыдущим. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 3. приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.

В ряду В присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно, b = 2; 5; 2; 4; 3; 9.

    В данном случае:

По специальной табл. (70) Определяем критическое значение , при N=27.

    отклоняется. Принимается .

Ответ: отвергается. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” статистически значимаи является положительной. Последней сравниваемой парой на тесноту связи по Спирмена стали показатели “Я-концепция” и “Самооценка”. Сформулируем гипотезы:

: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм решения аналогичен расположенным выше. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 4. приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.

В ряду В присутствует 7 групп одинаковых рангов, следовательно b = 2; 2; 2; 2; 2; 2; 2.

    В данном случае:

По специальной табл. (70) определяем критическое значение , при N=27.

    отклоняется. Принимается .

Ответ: отклоняется. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” статистически значимаи является положительной. Итоговым выводом из расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена между показателем “Я-концепция” и его составляющими будет следующее: Во всех четырёх случаях сравнения математическая статистика подтвердила значимость, тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.

- Сильная, или тесная связь выявлена при соотношении “Я-концепции” и ожидаемой оценкой окружающих “Рефлексивное Я”

-Высокая значимая корреляция, выявлена при соотношении “Я-концепции” с “Я оцениваю других” и с “Другие оценивают меня” (связь средняя при 0, 50< < 0, 69)

- Значимая корреляция, выявлена при соотношении “Я-концепции” с “Самооценкой” (связь умеренная при 0, 30< < 0, 49)

Во всех вышеприведённых расчётах выборка детей детского дома школьного возраста от 7 до 17 лет фигурировала как единое целое. На основании их мы сделали выводы о закономерностях развития составляющих самосознания.

Однако для того, чтобы выявить особенности становления самосознания (в его составляющих) пришлось провести дополнительные манипуляции с эмпирическим материалом.

    Исследуемая выборка была разделена:
    по половому признаку;
    по возрастному принципу;
    по принципу семейного комплектования.

По каждому разделению по признакам были высчитаны , четыре составляющих самосознания и проведена их интеграция в показатель “Я-концепция” по каждому признаку (см. табл. приложения1). Завершающим этапом исследования стало сопоставление показателей “Я-концепция”по каждому из признаков (половому, возрастному, семейному) со сводным значением выборки.

Сопоставление показателей проводим по знакомому критерию Фридмана, так как он позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются.

Все данные сравниваемых величин приводятся в табл. 4 приложения. Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей “Я-концепция”(половому, возрастному, семейному, сводному) каждым испытуемым (см. табл. 4 приложения1).

Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10. Определяем расчётную общую сумму рангов:

    Эмпирическая сумма составляет:

70, 5+60, 5+83+56=270 , что совпадает с расчётной величиной.

    Сформулируем гипотезы:

: Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности являются случайными. : Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение:

    с = 4
    n = 27
    Для
    9, 838 >9, 567 Различия достоверны на уровне .
    отклоняется. Принимается .

Ответ: отклоняется. Принимается . Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не случайны (при ). На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем возрастной принцип и общеколлективный (см. табл. 4 приложения)

Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными методом наблюдения.

На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации, неподдающейся формализации.

Анализ и интерпретация результатов по тесту “Автопортрет” (выборка 26 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 5) свидетельствует о следующем: Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.

Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее.

Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом– 6 “не-я” из 26 “Я”(23%); в настоящем – 8 “не-я” из 26 “Я”(31%); в будущем - 8“не-я” из 26 “Я”(31%)). Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае использовали механизм психологической защиты–избегание, который в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.

Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл. 5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59; 64). Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания“Поло-возрастная идентификация” Н. Л. Белопольской (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 6) свидетельствует о следующем: У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём.

При сопоставлении “Я-настоящего” с “Я-привлекательным” и “Я-непривлекательным” получилось следующее: Табл. II.

    №
    Образ
    Привлекательный образ (%)
    Непривлекательный образ (%)
    № 1
    Младенец
    39
    3
    № 2
    Дошкольник
    3
    0
    № 3
    Школьник
    10
    12
    № 4
    Юноша
    41
    8
    № 5
    Мужчина
    7
    19
    № 6
    Старик
    0
    58

Примерно равное процентное содержание несут в себе образы “Я-привлекательное-младенец” и “Я-привлекатальное-юноша”(39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие. Образ “Я-непривлекательное-старик”несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью.

Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников.

Анализ и интерпретация результатов по методике “Проективный перечень” (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см табл. 7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

    Табл. III.
    Категория интерпретации
    Значения и количество
    Процентное содержание фактора
    1. Неодушевлённый предмет
    Стол – 7чел.
    25%
    Камень – 3 чел.
    10%
    Нечто деревянное – 4 чел.
    14%
    Бытовые приборы – 6 чел.
    21%
    Игрушки – 3 чел.
    10%
    Канцелярские принадлежности – 3 чел.
    10%
    Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел.
    10%
    2. Травянистое растение
    Цветок (в общем) – 4 чел. ; красный цветок – 1 чел.
    17%
    Роза – 11 чел. ; роза белая – 1 чел. ; цветок розы – 1 чел.
    45%
    Ландыш – 2 чел.
    7%
    Ромашка – 4 чел.
    14%
    Гвоздика – 2 чел.
    7%
    Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел. )
    7%
    Оригинальный ответ – крапива – 1 чел.
    3%
    3. Дерево
    Берёза – 12 чел.
    42%
    липа – 3 чел.
    10%
    дуб – 5 чел.
    17%
    тополь – 2 чел.
    7%
    Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1 (5 чел. )
    17%
    Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел. )
    7%
    4. Музыкальный инструмент
    Пианино – 10 чел.
    35%
    Гитара – 9 чел.
    31%
    Скрипка – 2 чел.
    7%
    Дудочка – 3 чел.
    10%
    Магнитофон – 3 чел.
    10%
    Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел. )
    7%
    5. Сказочный персонаж

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19