Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей
Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей
27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Детская проституция как форма проявления
девиантного поведения детей
Выполнила: студентка III курса ХГФ
Крекова Марина Борисовна
Проверила: преподаватель Сенина
Ольга Ивановна
Усть-Илимск 2004Содержание
Введение 3
I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания 5
Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков 5
Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет 7
II. Подростковая проституция 9
Проблема и особенности детской проституции 9
Типология проституции. Детская и подростковая
проституция и криминал 14
III. Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе Усть-Илимске 27
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 31
Введение
Проституция - это общемировое явление с глубокими историческими корнями. В условиях цивилизованного общества проституция превратилась в проблему. Имея биологическую основу, проституция не имеет аналогов в животном мире и представляет собой чисто чело-веческий феномен. Тесно связанная с культу-рой, проституция противостоит ей как нечто чуждое и враждебное. Культура постоянно об-новляется и видоизменяется, сохраняя лучшие достижения. Проституция остается почти не затронутой прогрессом, тормозит его своим низменно-примитивным началом.
Нарушение сексуальной избира-тельности как основа проституции лиц женского пола.
Биологическое право выбора партнера, предоставленное женщине природой, может быть нарушено:
в результате наличия заболеваний, таких как шизофрения, нейроинфекции (менингит, энцефалит), травматические поражения голов-ного мозга, сосудистые поражения мозга и мозговых оболочек после перенесения детских инфекций (корь, скарлатина), опухоли мозга, опухоли коры надпочечников;
в результате психических травм с невро-тическими последствиями;
в результате изнасилования;
в результате насильственного замужества или других форм сексуального овладения жен-щиной против ее воли. Следствием перечисленного может стать потеря избирательности и склонность к про-ституции как с целью заработка, так и с целью получения сексуального удовлетворения.
Отсутствие этнокультурных пред-посылок для проституции в РФ.
В России в настоящее время нет идеологи-ческих и этнокультурных основ для проституции:
а) женщины имеют равные права с мужчи-нами;
б) нет расовой и этнической дискримина-ции;
в) заключение браков производится по добровольному согласию партнеров;
г) эксплуатация сексуальности женщины запрещена законом (статья 118 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Социально-экономические предпо-сылки для проституции в РФ.
Социально-экономическая ситуация в Рос-сии в настоящее время характеризуется как нестабильная, отмечается рост безработицы, миг-рация населения, инфляция, темпы которой к настоящему моменту хотя и замедлились, но остаются высокими, углубляется имуществен-ное расслоение. Эти факторы, безусловно, ска-зываются на росте проституции, но не являют-ся определяющими, о чем свидетельствует еще более высокий показатель уровня проституции в странах с благополучной социально-эконо-мической ситуацией.
Проституция в свете положений Декларации о правах человека.
Так как проституция, т.е. предоставление сексуальных услуг за вознаграждение или без него, при условии, что женщина не выбирает партнера, возможно только на основе болез-ненного состояния женщины, то это является нарушением прав человека. Женщина в данной ситуации превращается в товар на рынке услуг. Партнер становится покупателем, нарушаю-щим права больного человека. С повышением спроса на услуги проституток появляются посредники - сутенеры, содержатели притонов и легальных (в странах, где проституция разрешена) или нелегальных (как в России) публич-ных домов. Эти люди эксплуатируют болезнен-ные качества личности женщины в корыстных целях.
Существует определенная связь сексуальной ак-тивности с отклоняющимся (девиантным) поведением. Одним кажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенно-сти. Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По данным американских исследователей, высокий уро-вень сексуальной активности подростков сочетается с кражами, угонами транспорта, насилием, бессмыс-ленными разрушениями, алкоголизацией, наркотиза-цией. И. С. Кон отмечает, что все эти действия могут быть проявлением эмансипационных реакций, своего рода знаками самостоятельности, а там, где подростково-юношеская сексуальность не находится под осо-бо жестким запретом, ее связь с девиантным поведе-нием ослабевает.
Сдерживать, регулировать природные побуждения помогает и призвано воспитание. В условиях беско-нечных «искушений», испытаний на прочность трудно сохранять воспитанность (весьма показательная мо-дель - переполненный общественный транспорт; ее использует в психологических исследованиях не один социальный психолог). Половое воспитание смыкает-ся не только с нравственным воспитанием, но и с ши-роким кругом проблем экологии человека. Делясь с подрастающими поколениями опытом управления соб-ственной жизнью вообще и сферой пола - в частности, мы должны позаботиться и о создании для его раз-вития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в не существующую пока область знаний - сексологи-ческую экологию...
Знание об их воз-можности, предвидение их, оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию по-тенциально трудных «зон» могут значительно уменьшить их риск. Мы могли убедиться также и в том, что разумное поведение может быть неоценимой по-мощью, если все же такие ситуации возникают. Не все стороны влия-ния научно-технического прогресса на жизнь и социа-лизацию подрастающих поколений можно было пред-видеть заранее. Многие из них открываются для по-нимания только теперь, заставляя искать новые пути и обосновывая с новых позиций те линии воспитания, в том числе полового, в которых еще недавно сомнения перевешивали уверенность.
I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания
1. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест-ве, найти свое место в жизни, а также раз-вить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых вы-деляют как учащихся с девиантным пове-дением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается чис-ло провоцирующих факторов, способст-вующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются сино-нимами.
Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, про-тиворечащие принятым в обществе пра-вовым или нравственным нормам.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилакти-ки безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних» и закона «О профи-лактике безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнад-зорности и правонарушений - это систе-ма социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способ-ствующих безнадзорности, беспризорнос-ти, правонарушениям и антиобществен-ным действиям несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолет-них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населе-ния и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, служ-бы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактичес-кая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет слож-ную природу, обусловлено разнообразны-ми взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы - это неблаго-приятные физиологические или анатоми-ческие особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, де-фекты слуха и зрения, повреждения нерв-ной системы, телесные дефекты, дефек-ты речи и др.)
Психологические факторы - это психо-патологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нерв-но-психических заболеваниях, психопа-тии, неврастении, пограничных состояни-ях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспита-ния, в их основе - игнорирование поло-возрастных и индивидуальных особенно-стей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка мо-гут быть неблагополучие семьи, опреде-ленные стили семейных взаимоотноше-ний, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, ког-да не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкого-ля, наркотиков, проявление немотивиро-ванной «семейной жестокости» и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на пси-хосоциальное развитие ребенка показыва-ет, что у большой группы детей наруше-ны условия их ранней (первичной) соци-ализации. В связи с этим невозможно от-делять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родите-лей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, рас-слоение общества; обнищание значитель-ной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявля-ются в понижении морально-нравствен-ного уровня общества, отсутствии опре-деленной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социа-лизацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на не-нормальные для ребенка или группы под-ростков условия, в которых они оказа-лись, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально при-емлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологи-ческая реабилитация.
Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызываю-щих различного рода социальные откло-нения в поведении подростков.
Данная технология относится к кате-гории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной ра-боты, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по форми-рованию культуры поведения в образова-тельном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другими уч-реждениями.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родите-лей. Она включает в себя сбор информа-ции, первичное формулирование пробле-мы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребен-ка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреж-дений технология социально-психологи-ческой реабилитации практически не ис-пользуется.
2. Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет
В юношеском возрасте каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности - это важный компонент юношеского самосознания. Отношения молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различным:
Преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анектодотов и тому подобное;
Аскетизм, подчеркнуто презрительное отношение к сексуальной чувствительности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуальное влечение;
Интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;
Разрядка сексуальных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрезмерный онанизм может ослабить организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому возбуждению»).
Начало половой жизни следствие: а) появления влюбленности, либо б) сильных сексуальных желаний, либо в) как средство доказательство своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.
Определение детской проституции как феномена:
1) Возрастная градация исходя из общих законов становления сек-суального сознания и физиологической поло-вой зрелости можно условно выделить три воз-растные группы девочек-проституток:
а) девочки от 8 до 11 лет. В норме этот воз-раст характеризуют понятийная стадия сексу-ального сознания, половая незрелость, кон-венционный (договорной) уровень нравствен-ности, то есть понятие "что такое хорошо, что такое плохо" навязывает или активно воспитывает окружающая социальная среда;
б) девочки 11-14 лет. В норме этот возраст характеризуют романтическая стадия сексуаль-ного сознания, период пубертата, активного полового созревания, сопровождающийся вы-сокой гормональной насыщенностью крови, формированием вторичных половых призна-ков, пробуждением либидо, конвенционный уровень нравственности;
в) девочки 14-16 лет. В норме этот возраст характеризуют эротическая стадия сексуаль-ного сознания, окончание пубертата и вступ-ление в детородный возраст, автономный уро-вень нравственности, то есть способность са-мостоятельно рефлексировать, оценивать и осмыслять, позитивные и негативные факто-ры социальной среды. В силу характерного для юношеского максимализма возраста оценки и результаты рефлексии не всегда адекватны.
Таким образом изучив факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков, я выделила основные, наиболее значимые: биологические, психологические, социально-психологические. Большую роль в развитии ребенка играют взаимоотношения в семье. Для того, чтобы узнать причины появления проституции, надо сначала изучить факторы по которым отклоняется детское поведение от нормы. Огромное значение имеют возрастные половые особенности детей и подростков от 8 до 18 лет. Отношение молодых людей к своим сексуальным устремлениям играют большую роль в развитии психологических отношений между сверстниками и другими людьми.
II. Подростковая проституция
1. Проблема и особенности детской проституции
«Среди всех ужасов жизни, среди всех страданий и кошмар-ных уродств ее, едва ли не самой ужасной гримасой этой жиз-ни кажется нам преждевременно взрослое и отупевшее лицо ребенка, продающего или продаваемого на панели и в домах разврата», - так писал в начале XX века один из наших сооте-чественников. Прошло свыше 80 лет, а детская проституция и порнография не только не ушли в прошлое, но приобрели еще большие масштабы в российском обществе. Это обусловливае-тся рядом причин, в частности, либерализацией половой мора-ли, ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, а также падением престижа института семьи и материнства в современном обществе.
Термин «проституция» происходит от латинского prostitutio -осквернение, обесчещение. Проституция (вступление в поло-вую связь за плату) -- это одна из разновидностей половой де-морализации, другими проявлениями которой считаются вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрело-сти, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.
Страницы: 1, 2
|