бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей бесплатно рефераты

Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей

27

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Детская проституция как форма проявления

девиантного поведения детей

Выполнила: студентка III курса ХГФ

Крекова Марина Борисовна

Проверила: преподаватель Сенина

Ольга Ивановна

Усть-Илимск 2004 Содержание

Введение 3

I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания 5

Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков 5

Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет 7

II. Подростковая проституция 9

Проблема и особенности детской проституции 9

Типология проституции. Детская и подростковая

проституция и криминал 14

III. Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе Усть-Илимске 27

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение 31

Введение

Проституция - это общемировое явление с глубокими историческими корнями. В условиях цивилизованного общества проституция превратилась в проблему. Имея биологическую основу, проституция не имеет аналогов в животном мире и представляет собой чисто чело-веческий феномен. Тесно связанная с культу-рой, проституция противостоит ей как нечто чуждое и враждебное. Культура постоянно об-новляется и видоизменяется, сохраняя лучшие достижения. Проституция остается почти не затронутой прогрессом, тормозит его своим низменно-примитивным началом.

Нарушение сексуальной избира-тельности как основа проституции лиц женского пола.

Биологическое право выбора партнера, предоставленное женщине природой, может быть нарушено:

в результате наличия заболеваний, таких как шизофрения, нейроинфекции (менингит, энцефалит), травматические поражения голов-ного мозга, сосудистые поражения мозга и мозговых оболочек после перенесения детских инфекций (корь, скарлатина), опухоли мозга, опухоли коры надпочечников;

в результате психических травм с невро-тическими последствиями;

в результате изнасилования;

в результате насильственного замужества или других форм сексуального овладения жен-щиной против ее воли. Следствием перечисленного может стать потеря избирательности и склонность к про-ституции как с целью заработка, так и с целью получения сексуального удовлетворения.

Отсутствие этнокультурных пред-посылок для проституции в РФ.

В России в настоящее время нет идеологи-ческих и этнокультурных основ для проституции:

а) женщины имеют равные права с мужчи-нами;

б) нет расовой и этнической дискримина-ции;

в) заключение браков производится по добровольному согласию партнеров;

г) эксплуатация сексуальности женщины запрещена законом (статья 118 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Социально-экономические предпо-сылки для проституции в РФ.

Социально-экономическая ситуация в Рос-сии в настоящее время характеризуется как нестабильная, отмечается рост безработицы, миг-рация населения, инфляция, темпы которой к настоящему моменту хотя и замедлились, но остаются высокими, углубляется имуществен-ное расслоение. Эти факторы, безусловно, ска-зываются на росте проституции, но не являют-ся определяющими, о чем свидетельствует еще более высокий показатель уровня проституции в странах с благополучной социально-эконо-мической ситуацией.

Проституция в свете положений Декларации о правах человека.

Так как проституция, т.е. предоставление сексуальных услуг за вознаграждение или без него, при условии, что женщина не выбирает партнера, возможно только на основе болез-ненного состояния женщины, то это является нарушением прав человека. Женщина в данной ситуации превращается в товар на рынке услуг. Партнер становится покупателем, нарушаю-щим права больного человека. С повышением спроса на услуги проституток появляются посредники - сутенеры, содержатели притонов и легальных (в странах, где проституция разрешена) или нелегальных (как в России) публич-ных домов. Эти люди эксплуатируют болезнен-ные качества личности женщины в корыстных целях.

Существует определенная связь сексуальной ак-тивности с отклоняющимся (девиантным) поведением. Одним кажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенно-сти. Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По данным американских исследователей, высокий уро-вень сексуальной активности подростков сочетается с кражами, угонами транспорта, насилием, бессмыс-ленными разрушениями, алкоголизацией, наркотиза-цией. И. С. Кон отмечает, что все эти действия могут быть проявлением эмансипационных реакций, своего рода знаками самостоятельности, а там, где подростково-юношеская сексуальность не находится под осо-бо жестким запретом, ее связь с девиантным поведе-нием ослабевает.

Сдерживать, регулировать природные побуждения помогает и призвано воспитание. В условиях беско-нечных «искушений», испытаний на прочность трудно сохранять воспитанность (весьма показательная мо-дель - переполненный общественный транспорт; ее использует в психологических исследованиях не один социальный психолог). Половое воспитание смыкает-ся не только с нравственным воспитанием, но и с ши-роким кругом проблем экологии человека. Делясь с подрастающими поколениями опытом управления соб-ственной жизнью вообще и сферой пола - в частности, мы должны позаботиться и о создании для его раз-вития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в не существующую пока область знаний - сексологи-ческую экологию...

Знание об их воз-можности, предвидение их, оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию по-тенциально трудных «зон» могут значительно уменьшить их риск. Мы могли убедиться также и в том, что разумное поведение может быть неоценимой по-мощью, если все же такие ситуации возникают. Не все стороны влия-ния научно-технического прогресса на жизнь и социа-лизацию подрастающих поколений можно было пред-видеть заранее. Многие из них открываются для по-нимания только теперь, заставляя искать новые пути и обосновывая с новых позиций те линии воспитания, в том числе полового, в которых еще недавно сомнения перевешивали уверенность.

I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания

1. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест-ве, найти свое место в жизни, а также раз-вить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых вы-деляют как учащихся с девиантным пове-дением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается чис-ло провоцирующих факторов, способст-вующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются сино-нимами.

Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, про-тиворечащие принятым в обществе пра-вовым или нравственным нормам.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилакти-ки безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних» и закона «О профи-лактике безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнад-зорности и правонарушений - это систе-ма социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способ-ствующих безнадзорности, беспризорнос-ти, правонарушениям и антиобществен-ным действиям несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолет-них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населе-ния и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, служ-бы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактичес-кая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет слож-ную природу, обусловлено разнообразны-ми взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы - это неблаго-приятные физиологические или анатоми-ческие особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, де-фекты слуха и зрения, повреждения нерв-ной системы, телесные дефекты, дефек-ты речи и др.)

Психологические факторы - это психо-патологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нерв-но-психических заболеваниях, психопа-тии, неврастении, пограничных состояни-ях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспита-ния, в их основе - игнорирование поло-возрастных и индивидуальных особенно-стей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка мо-гут быть неблагополучие семьи, опреде-ленные стили семейных взаимоотноше-ний, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, ког-да не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкого-ля, наркотиков, проявление немотивиро-ванной «семейной жестокости» и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на пси-хосоциальное развитие ребенка показыва-ет, что у большой группы детей наруше-ны условия их ранней (первичной) соци-ализации. В связи с этим невозможно от-делять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родите-лей и детей.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, рас-слоение общества; обнищание значитель-ной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявля-ются в понижении морально-нравствен-ного уровня общества, отсутствии опре-деленной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социа-лизацию личности.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на не-нормальные для ребенка или группы под-ростков условия, в которых они оказа-лись, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально при-емлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологи-ческая реабилитация.

Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызываю-щих различного рода социальные откло-нения в поведении подростков.

Данная технология относится к кате-гории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной ра-боты, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по форми-рованию культуры поведения в образова-тельном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другими уч-реждениями.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родите-лей. Она включает в себя сбор информа-ции, первичное формулирование пробле-мы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребен-ка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.

В рамках общеобразовательных учреж-дений технология социально-психологи-ческой реабилитации практически не ис-пользуется.

2. Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет

В юношеском возрасте каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности - это важный компонент юношеского самосознания. Отношения молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различным:

Преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анектодотов и тому подобное;

Аскетизм, подчеркнуто презрительное отношение к сексуальной чувствительности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуальное влечение;

Интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее;

Разрядка сексуальных влечений в онанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм (мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрезмерный онанизм может ослабить организм и поэтому следует избегать факторов, способствующих половому возбуждению»).

Начало половой жизни следствие: а) появления влюбленности, либо б) сильных сексуальных желаний, либо в) как средство доказательство своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.

Определение детской проституции как феномена:

1) Возрастная градация исходя из общих законов становления сек-суального сознания и физиологической поло-вой зрелости можно условно выделить три воз-растные группы девочек-проституток:

а) девочки от 8 до 11 лет. В норме этот воз-раст характеризуют понятийная стадия сексу-ального сознания, половая незрелость, кон-венционный (договорной) уровень нравствен-ности, то есть понятие "что такое хорошо, что такое плохо" навязывает или активно воспитывает окружающая социальная среда;

б) девочки 11-14 лет. В норме этот возраст характеризуют романтическая стадия сексуаль-ного сознания, период пубертата, активного полового созревания, сопровождающийся вы-сокой гормональной насыщенностью крови, формированием вторичных половых призна-ков, пробуждением либидо, конвенционный уровень нравственности;

в) девочки 14-16 лет. В норме этот возраст характеризуют эротическая стадия сексуаль-ного сознания, окончание пубертата и вступ-ление в детородный возраст, автономный уро-вень нравственности, то есть способность са-мостоятельно рефлексировать, оценивать и осмыслять, позитивные и негативные факто-ры социальной среды. В силу характерного для юношеского максимализма возраста оценки и результаты рефлексии не всегда адекватны.

Таким образом изучив факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков, я выделила основные, наиболее значимые: биологические, психологические, социально-психологические. Большую роль в развитии ребенка играют взаимоотношения в семье. Для того, чтобы узнать причины появления проституции, надо сначала изучить факторы по которым отклоняется детское поведение от нормы. Огромное значение имеют возрастные половые особенности детей и подростков от 8 до 18 лет. Отношение молодых людей к своим сексуальным устремлениям играют большую роль в развитии психологических отношений между сверстниками и другими людьми.

II. Подростковая проституция

1. Проблема и особенности детской проституции

«Среди всех ужасов жизни, среди всех страданий и кошмар-ных уродств ее, едва ли не самой ужасной гримасой этой жиз-ни кажется нам преждевременно взрослое и отупевшее лицо ребенка, продающего или продаваемого на панели и в домах разврата», - так писал в начале XX века один из наших сооте-чественников. Прошло свыше 80 лет, а детская проституция и порнография не только не ушли в прошлое, но приобрели еще большие масштабы в российском обществе. Это обусловливае-тся рядом причин, в частности, либерализацией половой мора-ли, ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, а также падением престижа института семьи и материнства в современном обществе.

Термин «проституция» происходит от латинского prostitutio -осквернение, обесчещение. Проституция (вступление в поло-вую связь за плату) -- это одна из разновидностей половой де-морализации, другими проявлениями которой считаются вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрело-сти, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.

Страницы: 1, 2