бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детская практическая психология бесплатно рефераты

108. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. М., 1998.

109. Дубровина. И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.

110. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.

111. Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1965. № 2. С. 129-141.

112. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1981.

113. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.

114. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980.

115. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1991.

116. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности развития детей / Отв. ред. И.С. Дубровина, М.И. Лисина. М., 1982.

117. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. 5. С. 43-53.

118. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

119. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

120. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением // Сб. науч. тр. М 1989.

121. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.

122. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.

123. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

124. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М., 1990.

125. Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста. М., 1987.

126. Счастная Т.Н. Психологические особенности межличностной перцепции у детей, воспитывающих в учреждениях интернатного типа // Сб. науч. тр. М., 1997.

127. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.

128. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Канск, 1996.

129. Bowlby L. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin boks, 1983.

130. Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant fonding; failure to generalize // Child Development. V. 41980.

К главе 6

131. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. М„ 1989.

132. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1985.

133. Смирнова. Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агнозия -- нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.

Аграфия -- нарушение письма, часто связанное с различными расстройствами речи.

Агрессия -- деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.

Адаптация -- постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Алалия -- отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.

Алексия -- нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.

Амбивалентность чувств -- двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Ассоциация -- связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Аутизм -- крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.

Афазия -- системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).

Биогенетический закон -- закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Ведущая деятельность -- вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Возрастная психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Высшие психические функции -- сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.

Госпитализм -- совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).

Депривация -- потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Детская психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Знак -- предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).

Идентификация -- употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности -- устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Креативность -- творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив -- побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение -- процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения -- целенаправленного или стихийного.

Негативизм -- немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.

Обучение -- процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.

Одаренность -- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренные дети -- дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.

Онтогенез -- процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Педология -- комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Познавательные (когнитивные процессы) -- психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.

Помощь психологическая -- профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах -- психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение -- важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психодиагностика -- область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.

Психотерапия (психокоррекция) -- направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология -- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Хазвитие психики -- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рекапитуляции теория -- теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.

Речь эгоцентрическая -- речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.

Cоциализация -- процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития -- специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Способности -- индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

Тест -- стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Трансфер -- применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Трудные дети -- термин, существовавший в психологии для обозначения детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личностным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые, а иногда одаренные дети.

Установка -- бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Фрустрация -- психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

Этология -- наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Приложение 1

Бланки психологических заключений

Форма А

Психологическое заключение

I. Общая характеристика возрастного развития

1. Физическое развитие________________________________________

2. Внешний вид_______________________________________________

3. Крупная моторика __________________________________________

4. Мелкая моторика ___________________________________________

5. Темп жизнедеятельности______________________________________

6. Организация деятельности ___________________________________

7. Стеничность _______________________________________________

8. Реакция на обследование ____________________________________

II. Познавательное развитие

1.Восприятие _________________________________________________

цвета _______________________________________________________

формы______________________________________________________

величины ____________________________________________________

целостное объектов____________________________________________

2. Мышление__________________________________________________

предметные действия __________________________________________

3. Воображение _______________________________________________

4. Память ____________________________________________________

5. Речь_______________________________________________________

6. Внимание__________________________________________________

III. Личностно-эмоциональное развитие

1. Личностная активность______________________________________

2. Личностная направленность __________________________________

3. Эмоциональная лабильность __________________________________

4. Эмоциональные проявления __________________________________

мимика ______________________________________________________

пантомимика ________________________________________________

IV. Коммуникативное развитие

1. Особенности общения в ситуации обследования _________________

2. Особенности общения с родителями (семья) ____________________

3. Особенности общения с воспитателями _________________________

4. Особенности общения со сверстниками ________________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование____________________________________________

2. Изобразительная деятельность ________________________________

3. Игра_______________________________________________________

VI. Особенности развития

_____________________________________________________________

VII. Проблемы развития

_____________________________________________________________

VIII. Прогноз развития

_____________________________________________________________

IX. Рекомендации

_____________________________________________________________

Форма В

Психологическое заключение

I. Общая характеристика возрастного развития

1. Физическое развитие_________________________________________

2. Внешний вид _______________________________________________

3. Крупная моторика __________________________________________

4. Мелкая моторика ___________________________________________

5. Темп деятельности __________________________________________

6. Организация деятельности ____________________________________

7. Стеничность _______________________________________________

8. *Произвольность ____________________________________________

9. *Регуляция ________________________________________________

10. Реакция на обследование ___________________________________

II. Познавательное развитие

1. Восприятие _________________________________________________

2. Мышление _________________________________________________

форма мыслительной деятельности (ФМД) ________________________

моделирование _______________________________________________

кодирование ________________________________________________

классификация и обобщение __________________________________

схематизация _________________________________________________

3. Воображение _______________________________________________

4. Память ____________________________________________________

5. Речь _______________________________________________________

6. Внимание___________________________________________________

III. Личностно-эмоциональное развитие

1. Личностная активность ______________________________________

2. Личностная направленность ___________________________________

3. Эмоциональная лабильность __________________________________

4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН)_____________________

эмоциональная заторможенность ________________________________

эмоциональная возбудимость ___________________________________

ситуативная реактивность ______________________________________

5. *Самооценка _______________________________________________

6. *Уровень притязаний ________________________________________

IV. Коммуникативное развитие

1. Особенности общения в ситуации обследования _________________

2. Особенности общения с родителями (семья)_____________________

_____________________________________________________________

3. Особенности общения с воспитателями ________________________

_____________________________________________________________

4. Особенности общения со сверстниками ________________________

_____________________________________________________________

5. Социальный статус в группе сверстников _______________________

_____________________________________________________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование____________________________________________

2. Изобразительная деятельность ________________________________

3. Игровая деятельность ________________________________________

предметно-дидактическая игра __________________________________

сюжетно-ролевая игра _________________________________________

VI. Особенности развития

_____________________________________________________________

VII. Проблемы развития

_____________________________________________________________

VIII. Прогноз развития

_____________________________________________________________

IX. Рекомендации

_____________________________________________________________

Форма С

Психологическое заключение

I. Общая характеристика возрастного развития

Физическое развитие________________________________________

Внешний вид _______________________________________________

3. Двигательная активность______________________________________

4. Крупная моторика ___________________________________________

5. Мелкая моторика ____________________________________________

6. Темп деятельности __________________________________________

7. Организация деятельности ___________________________________

8. Стеничность ________________________________________________

9. Произвольность_____________________________________________

10. Регуляция_________________________________________________

11. Обучаемость _______________________________________________

12. Реакция на обследование_____________________________________

II. Познавательное развитие

1. Восприятие _________________________________________________

2. Мышление _________________________________________________

форма мыслительной деятельности (ФМД) ________________________

словесно-логическое мышление _________________________________

диалектическое (оппозиционное) мышление_______________________

моделирование _______________________________________________

систематизация _______________________________________________

3.Воображение________________________________________________

4. Память ____________________________________________________

5. Речь _______________________________________________________

6. Внимание___________________________________________________

III. Личностно-эмоциональное развитие

1. Личностная активность_______________________________________

2. Личностная направленность __________________________________

3. Эмоциональный фон _________________________________________

4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) _____________________

эмоциональная возбудимость ___________________________________

эмоциональная заторможенность ________________________________

ситуативная реактивность______________________________________

5. Самооценка_________________________________________________

6. Уровень притязаний__________________________________________

7. Ценностные ориентации ______________________________________

IV. Коммуникативное развитие

1. Особенности общения в ситуации обследования _________________

2. Особенности общения с родителями (семья) _____________________

3. Особенности общения с воспитателями и педагогами _____________

4. Особенности общения со сверстниками_________________________

5. Социальный статус в группе сверстников_______________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование / моделирование_____________________________

2. Изобразительно-графическая деятельность ______________________

3. Игровая деятельность________________________________________

4. Учебная деятельность________________________________________

VI. Готовность к школе

_____________________________________________________________

VII. Особенности развития

_____________________________________________________________

VIII. Проблемы развития

_____________________________________________________________

IX. Рекомендации

_____________________________________________________________

Приложение 2

Протоколы коррекционно-диагностических мероприятий

Протокол коррекционного занятия

Фамилия и имя ребенка________________________________________

Цель коррекционного занятия ___________________________________

Методы и технологии__________________________________________

Этапы коррекционного занятия

Ход коррекционного занятия

Примечания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23