Детская практическая психология
108. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. М., 1998.
109. Дубровина. И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
110. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
111. Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1965. № 2. С. 129-141.
112. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1981.
113. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.
114. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980.
115. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1991.
116. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности развития детей / Отв. ред. И.С. Дубровина, М.И. Лисина. М., 1982.
117. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 43-53.
118. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.
119. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
120. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением // Сб. науч. тр. М 1989.
121. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.
122. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.
123. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
124. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М., 1990.
125. Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста. М., 1987.
126. Счастная Т.Н. Психологические особенности межличностной перцепции у детей, воспитывающих в учреждениях интернатного типа // Сб. науч. тр. М., 1997.
127. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.
128. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Канск, 1996.
129. Bowlby L. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin boks, 1983.
130. Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant fonding; failure to generalize // Child Development. V. 41980.
К главе 6
131. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. М„ 1989.
132. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1985.
133. Смирнова. Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агнозия -- нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.
Аграфия -- нарушение письма, часто связанное с различными расстройствами речи.
Агрессия -- деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.
Адаптация -- постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
Алалия -- отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.
Алексия -- нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.
Амбивалентность чувств -- двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Ассоциация -- связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Аутизм -- крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.
Афазия -- системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).
Биогенетический закон -- закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Ведущая деятельность -- вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Возрастная психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Высшие психические функции -- сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.
Госпитализм -- совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).
Депривация -- потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.
Детская психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.
Знак -- предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).
Идентификация -- употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности -- устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
Креативность -- творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Мотив -- побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение -- процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения -- целенаправленного или стихийного.
Негативизм -- немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.
Обучение -- процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.
Одаренность -- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Одаренные дети -- дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.
Онтогенез -- процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Педология -- комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Познавательные (когнитивные процессы) -- психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.
Помощь психологическая -- профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах -- психологического консультирования и психотерапии.
Просвещение -- важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Психодиагностика -- область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.
Психотерапия (психокоррекция) -- направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.
Психология -- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Хазвитие психики -- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рекапитуляции теория -- теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.
Речь эгоцентрическая -- речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.
Cоциализация -- процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Социальная ситуация развития -- специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.
Способности -- индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.
Тест -- стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Трансфер -- применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.
Трудные дети -- термин, существовавший в психологии для обозначения детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личностным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые, а иногда одаренные дети.
Установка -- бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Фрустрация -- психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.
Этология -- наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Приложение 1
Бланки психологических заключений
Форма А
Психологическое заключение
I. Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие________________________________________
2. Внешний вид_______________________________________________
3. Крупная моторика __________________________________________
4. Мелкая моторика ___________________________________________
5. Темп жизнедеятельности______________________________________
6. Организация деятельности ___________________________________
7. Стеничность _______________________________________________
8. Реакция на обследование ____________________________________
II. Познавательное развитие
1.Восприятие _________________________________________________
цвета _______________________________________________________
формы______________________________________________________
величины ____________________________________________________
целостное объектов____________________________________________
2. Мышление__________________________________________________
предметные действия __________________________________________
3. Воображение _______________________________________________
4. Память ____________________________________________________
5. Речь_______________________________________________________
6. Внимание__________________________________________________
III. Личностно-эмоциональное развитие
1. Личностная активность______________________________________
2. Личностная направленность __________________________________
3. Эмоциональная лабильность __________________________________
4. Эмоциональные проявления __________________________________
мимика ______________________________________________________
пантомимика ________________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования _________________
2. Особенности общения с родителями (семья) ____________________
3. Особенности общения с воспитателями _________________________
4. Особенности общения со сверстниками ________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование____________________________________________
2. Изобразительная деятельность ________________________________
3. Игра_______________________________________________________
VI. Особенности развития
_____________________________________________________________
VII. Проблемы развития
_____________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
_____________________________________________________________
IX. Рекомендации
_____________________________________________________________
Форма В
Психологическое заключение
I. Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие_________________________________________
2. Внешний вид _______________________________________________
3. Крупная моторика __________________________________________
4. Мелкая моторика ___________________________________________
5. Темп деятельности __________________________________________
6. Организация деятельности ____________________________________
7. Стеничность _______________________________________________
8. *Произвольность ____________________________________________
9. *Регуляция ________________________________________________
10. Реакция на обследование ___________________________________
II. Познавательное развитие
1. Восприятие _________________________________________________
2. Мышление _________________________________________________
форма мыслительной деятельности (ФМД) ________________________
моделирование _______________________________________________
кодирование ________________________________________________
классификация и обобщение __________________________________
схематизация _________________________________________________
3. Воображение _______________________________________________
4. Память ____________________________________________________
5. Речь _______________________________________________________
6. Внимание___________________________________________________
III. Личностно-эмоциональное развитие
1. Личностная активность ______________________________________
2. Личностная направленность ___________________________________
3. Эмоциональная лабильность __________________________________
4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН)_____________________
эмоциональная заторможенность ________________________________
эмоциональная возбудимость ___________________________________
ситуативная реактивность ______________________________________
5. *Самооценка _______________________________________________
6. *Уровень притязаний ________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования _________________
2. Особенности общения с родителями (семья)_____________________
_____________________________________________________________
3. Особенности общения с воспитателями ________________________
_____________________________________________________________
4. Особенности общения со сверстниками ________________________
_____________________________________________________________
5. Социальный статус в группе сверстников _______________________
_____________________________________________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование____________________________________________
2. Изобразительная деятельность ________________________________
3. Игровая деятельность ________________________________________
предметно-дидактическая игра __________________________________
сюжетно-ролевая игра _________________________________________
VI. Особенности развития
_____________________________________________________________
VII. Проблемы развития
_____________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
_____________________________________________________________
IX. Рекомендации
_____________________________________________________________
Форма С
Психологическое заключение
I. Общая характеристика возрастного развития
Физическое развитие________________________________________
Внешний вид _______________________________________________
3. Двигательная активность______________________________________
4. Крупная моторика ___________________________________________
5. Мелкая моторика ____________________________________________
6. Темп деятельности __________________________________________
7. Организация деятельности ___________________________________
8. Стеничность ________________________________________________
9. Произвольность_____________________________________________
10. Регуляция_________________________________________________
11. Обучаемость _______________________________________________
12. Реакция на обследование_____________________________________
II. Познавательное развитие
1. Восприятие _________________________________________________
2. Мышление _________________________________________________
форма мыслительной деятельности (ФМД) ________________________
словесно-логическое мышление _________________________________
диалектическое (оппозиционное) мышление_______________________
моделирование _______________________________________________
систематизация _______________________________________________
3.Воображение________________________________________________
4. Память ____________________________________________________
5. Речь _______________________________________________________
6. Внимание___________________________________________________
III. Личностно-эмоциональное развитие
1. Личностная активность_______________________________________
2. Личностная направленность __________________________________
3. Эмоциональный фон _________________________________________
4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) _____________________
эмоциональная возбудимость ___________________________________
эмоциональная заторможенность ________________________________
ситуативная реактивность______________________________________
5. Самооценка_________________________________________________
6. Уровень притязаний__________________________________________
7. Ценностные ориентации ______________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования _________________
2. Особенности общения с родителями (семья) _____________________
3. Особенности общения с воспитателями и педагогами _____________
4. Особенности общения со сверстниками_________________________
5. Социальный статус в группе сверстников_______________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование / моделирование_____________________________
2. Изобразительно-графическая деятельность ______________________
3. Игровая деятельность________________________________________
4. Учебная деятельность________________________________________
VI. Готовность к школе
_____________________________________________________________
VII. Особенности развития
_____________________________________________________________
VIII. Проблемы развития
_____________________________________________________________
IX. Рекомендации
_____________________________________________________________
Приложение 2
Протоколы коррекционно-диагностических мероприятий
Протокол коррекционного занятия
Фамилия и имя ребенка________________________________________
Цель коррекционного занятия ___________________________________
Методы и технологии__________________________________________
Этапы коррекционного занятия
|
Ход коррекционного занятия
|
Примечания
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|
|