бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детская практическая психология бесплатно рефераты

4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

* Вопросы и задания

1. Перечислите закономерности психического развития младенцев, открытые Н.М. Щеловановым и А. Гезеллом.

2. Расскажите, каким образом восприятие влияет на развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте.

3. Назовите, какие виды деятельности являются наиболее значимыми для развития восприятия и мышления в первые годы жизни и почему?

4. Перечислите закономерности развития мышления детей, описанные Ж. Пиаже.

5. Расскажите, каким образом, по мнению Л.С. Выготского, развивается волевая регуляция познания и поведения в дошкольном возрасте.

6. Опишите развитие самооценки детей в раннем и дошкольном возрасте.

7. Сформулируйте индивидуальные особенности ребенка и покажите, как они влияют на развитие его личности.

8. Расскажите о необходимости комплексного подхода к диагностике детей.

ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1 Психодиагностика

Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае -- это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам» (К.М. Гуревич). Во втором случае -- это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы детский практический психолог должен обозначить содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок (группа) I. Психологические показатели:

1) способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);

2) мотивационно-потребностной сферы;

3) ценностной системы (нравственная позиция);

4) возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);

5) психомоторной сферы;

6) личностно-эмоциональных особенностей.

Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизиологических особенностей (темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы).

Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:

1) обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;

2) специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);

3) достижений (знания, умения, навыки).

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:

1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый--ребенок).

2. Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания).

3. Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ).

4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Показатели особенностей семейных взаимоотношений:

1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.

2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).

3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).

4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).

Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом). Так, характеристика «овладения зрительным синтезом» является специфическим показателем методики «Перцептивное моделирование», направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика «упорядоченности и целенаправленности действий» является неспецифическим косвенным показателем методик «Пиктограмма», «Корректурная проба», направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения диагностического материала по показателю «организация деятельности» (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.

Таблица 1

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика)

Направленность

Методические средства (методики, тесты)

1

2

3

Развитие перцептивных действий

Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)

Сформированность пространственных отношений (операции сериации)

Объединение элементов в целостный образ

Восприятие

«Коробочка форм»,

«Вкладыши»,

«Пирамидка»,

«Мисочки»,

«Конструирование по образцу»,

«Включение в ряд»,

«Эталоны»,

«Разрезные картинки»,

«Перцептивное моделирование»

Ориентировка в предметных

действиях

Способы ориентировки

Наглядно-

действенное

мышление

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»

Развитие модельных действий

(моделирование)

Анализ образца

Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)

Овладение зрительным синтезом

Развитие ориентировочных действий

Наглядно-

образное

мышление

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»

Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)

Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)

Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)

Логическое

мышление

«Классификация по заданному

принципу»,

«Свободная классификация»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно-следственных связей

Развитие последовательного (логического) рассуждения

Словесно-

логическое

мышление

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»

Развитие связного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

Активная речь

«Вопросы по картинкам»,

CAT (Child Apperception Test -- Детский апперцептивный тест),

«Последовательность картинок»

Сформированность игровых

действий:

замещение и манипуляция

принятие и удержание роли

Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

Игра в контексте

мышления

и воображения

«Свободная игра»,

«Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью

(игры с правилами, сюжетно-

ролевые игры, предметно-манипуляционные)

Образная и вербальная креативность

Беглость, гибкость, оригинальность

Творческое воображение

«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного»,

«Три желания»,

«Назови картинку»,

«Что может быть одновременно»

Овладение координацией движений

Общая двигательная активность

Разработанность пальцевой и кистевой техники

Наличие ведущей руки (позиции)

Крупная и мелкая моторика

«Играв мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость внимания

Внимание

«Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант)

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Семейные и партнерские взаимоотношения

Формы и средства общения

Общение

«Два дома»,

«Рисунок семьи»,

«Игровая комната», «Дополнение фраз»,

CAT,

«Рисунок человека», «Социометрия»

Самооценка и уровень притязаний

Ценностные ориентации

Устойчивость, направленность и осознанность мотивов

Потребность в самоактуализации

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

Личность

«Лесенка»,

«Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания»,

тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма»

Механическое запоминание

Опосредованное запоминание

Произвольная память

«10 предметов»,

«10 слов»,

« Пиктограмма»

Таблица 2

Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика)

Направленность

Метод диагностики

Упорядоченность действий

Принятие и удержание задачи

Целенаправленность действий

Организация деятельности

Произвольная регуляция

Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»

Скорость (быстрота) выполнения действий

Темп деятельности

Наблюдение

Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности)

Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности)

Наблюдение

Способность к самореализации (способы)

Личностная активность

Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»

Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата

Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности

Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение

Личностная направленность

Наблюдение

Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний

Эмоциональный фон

Наблюдение

Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования)

Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние

Эмоциональная лабильность

Пластичность

Наблюдение Наблюдение

Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях

Характер эмоциональных проявлений

Наблюдение

Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия)

Ситуативное общение

Наблюдение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23